«Выездной налог» как альтернатива курортным поборам
В этом материале генеральный директор ГК «Золотая коллекция» & RUS TRAVEL CLUB, член Экспертного Совета по туризму Совета Федерации ФС РФ, член РГО Алексей Романов вносит на суд и обсуждение профессионалов отрасли и представителей власти весьма нестандартное и продуктивное, на наш взгляд, предложение о том, как стоило бы выстроить систему туристического «сборообложения» в России.
«Завершающийся туристический
И вторая новость. Власти решили свою вялую некомпетентность в регулировании финансирования такой важнейшей социальной отрасли как туризм в России — переложить, отчасти, на самих россиян и ввести в 2017 году для них курортный сбор за каждую нашу поездку — будь то в Питер на выходные или в Сочи, на Селигер или по «Золотому кольцу»…
Работая уже четверть века в туризме, хотел бы поделиться некоторыми соображениями по поводу планируемого введения курортного сбора для россиян, желающих отдохнуть на отечественных курортах.
Ставя совершенно определённую и четкую задачу по развитию и популяризации внутреннего туризма в России, президент и правительство призывают к созданию новых стимулирующих инструментов в этой социально значимой для нашего общества сфере. События последних лет — в экономике, да и на международной арене — создали беспрецедентные условия для продвижения России как уникальной и востребованной территории для туризма, путешествий и отдыха! И подтверждением тому стал резкий спад показателей выездного туризма и, вместе с тем, кардинальное увеличение путешествующих по родной стране.
Эту тенденцию надо всячески поддерживать и стимулировать, не допуская ни в коем случае никаких «тормозов» или препятствий, ослабляющих и/или негативно влияющих на возникший интерес и привлекательность к отдыху в России…
Как мне кажется, введение курортного сбора — это и есть один из тех «тормозов», завуалированный под пусть и небольшие, но дополнительные затраты, а фактически — повышающий стоимость отдыха в России для простой семьи и побуждающий лишние вопросы: «а на что?», «куда?», «кому?» … Дело тут не в ста рублях или в трёхстах. Дело в самом принципе!
К сожалению, невозможно сегодня переубедить народ и его сознание, что местные чиновники кристально чисты и безупречны, что каждая трудовая копейка, отданная, к примеру, в администрацию Сочи — пойдет именно на обустройство инфраструктуры,
Привлекая туристов на наши курорты, очень важно не создавать лишнего и возможного прецедента для сомнительных выводов и пересудов. И зачастую, пока еще, спонтанное ценообразование в отелях и санаториях в различных регионах России — должно и может оградить туриста от дополнительных затрат и расходов.
Тем не менее, туристская инфраструктура России в целом, и отдельных регионов в частности, безусловно, нуждается в дополнительном целевом финансировании, в привлечении частных инвестиций — как на саму инфраструктуру, так и — что немаловажно! — на акцентированное и целевое продвижение туристского продукта и самих территорий.
Стыдно признать, но пока еще большинство наших сограждан, лучше ориентируются в переулках Анталии, нежели в географии собственной страны.
И потому, в условиях, когда бюджет ФЦП на развитие внутреннего туризма вынужденно секвестрирован (как и в ряде других отраслей) едва ли не на две трети, предлагаю рассмотреть следующее предложение возможного нового инструмента/ресурса финансирования отечественной туротрасли, который в отличие от введения курортного сбора — будет: объективен, понятен и оправдан, и реально исполним!
Суть предложения
Давайте признаем, для той категории наших сограждан (порядка 15 млн.чел.), которая вывозит ежегодно за пределы РФ сотни миллиардов долларов (в виде оплаты турпоездок), совершенно не существенно — платить за ту или иную опцию своего вояжа за границу: 100 или 101 доллар, 500 или 505, 1000 или 1010… Этот дополнительный «1%" и можно обозначить его так называемым „выездным налогом“, сумма которого ежегодно будет привносить исключительно на туристскую инфраструктуру России и её необходимое продвижение — сотни и сотни миллионов долларов!
Полагаю, введение „выездного налога“ в размере 1% от оплаченных на зарубежный отдых услуг, в административном и законодательном исполнении будет не более сложным, чем планируемое введение весьма спорного курортного сбора. Но! Этот инструмент — будет не только направлен исключительно на реальное развитие и продвижение внутреннего туризма, но и символизирует некую социально важную функцию, и даже патриотический акцент нововведения. Никто не будет спорить, что выезжающему на отдых в Италию, например, логичнее и проще заплатить 10 долларов с каждой потраченной тысячи, нежели простому труженику из глухой провинции выложить за отдых, допустим в Анапе, его семьи из
рублей…
Таким образом, все наши сограждане, выезжающие на отдых за рубеж, на чьи деньги, как грибы, растут новые „пятизвёздники“ в Турции и Египте, отныне будут реально вкладывать и в развитие туринфраструктуры России! Пора уже возвращаться к родным берегам и обустраивать их…
В случае принятия этой инициативы, целесообразно было бы сформировать контрольный/распорядительный орган (Фонд), цель которого: исключительно и абсолютно целевое распределение средств на приоритетные проекты внутреннего туризма и его акцентированное продвижение в федеральных СМИ и на телевидении.
А строить дороги, озеленять проспекты и набережные, ремонтировать и проводить коммуникации… — надо не за счет туристов и пресловутого курортного сбора, а за счет непосредственно хозяйствующего субъекта.
В дополнение к теме развития внутреннего туризма, считаю, что наряду с афишированными правительством дотациями на авиаперевозки из/в ряда регионов России, выделением средств по ФЦП „Развитие внутреннего и въездного туризма“ — необходимо создать и реальные стимулирующие дотации и/или преференции:
— туристическим компаниям, представляющим (рекламирующим) в СМИ — исключительно предложения внутреннего туризма;
— средствам массовой информации, пропагандирующим отдых в России;
— предпринимателям и частным инвесторам, вкладывающимся собственными средствами в развитие туристской инфраструктуры России (сегодня, как и 10–15 лет назад, вопреки заявлениям с высоких трибун — в этом вопросе осталось достаточно неразрешенных практических проблем).
И, если уж до сих пор страна, обладающая мощнейшим и одним из самых привлекательных туристских потенциалов в мире, по
По-моему, что курортный сбор, что выездной налог - все равно кому-то в карман!
Инструменты финансирования туротрасли)))))) - обдиралово очередное!
а) в первую очередь выгоден туристу
б) во вторую - туриндустрии
в) и только потом и вследствие этого - выгоден государству
и чиновникам, соскребающим налоги в бюджет с бизнеса и гораждан)!
Это как бы аксиома))
И куртурсбор должен выгоден туристу не столько избеганием штрафа,
сколько получением преференций.
------------------------------------
Что проще и интересней туристу при въезде на курорт (в город)?
А) Заплатить условно 1$ (50 р) раз в год курортного (туристического) сбора,
за отсутствие которого штраф 20$ (1000 р.) с вручением карты гостя
при нахождении в городе более суток
или
Б) Заплатить условно 10$ (500 р. ) раз в год
(местные платят 1-2$ (50-100 р) в год) и тоже вносят вклад в развитие туризма в городе т.к. это экспортный доход и налоги в бюджет на социалку всем )
и получить годовую "КАРТУ гостеприимства" со скидками
по отелям, ресторанам развлечениям, магазинам, продуктам, бензину, услугам и т.п.
С лихвой перекрывающую затраты туриста в 10$ на карту при 10% скидке
даже при одной-двух ночевках в отеле 3* с завтраком
или при посиделках компанией в ресторане
-------------------------------------------------------
- 1$ (50 р) это гос. куртурсбор, ( (при этом всегда есть альтернатива заплатить только его)
- 1-2-3 $ затраты на систему администрирования карты и её рекламу)
(это где-то также на администрирование куртурсбора и получается) ,
- 5-7$ долл "доход на развитие инфраструктуры туризма")
"Доход на развитие туризма" управляется через
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
с ОБЩЕСТВЕННЫМ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ СОВЕТОМ
из ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АССОЦИАЦИЙ ТУРИНДУСТРИИ
( с равным представительством и правом голоса (1 голос госорганов)
и правом вето у ключевых отраслей, как в совбезе ООН)))
- асс. ОТЕЛЬЕРОВ
- асс. ПЕРЕВОЗЧИКОВ
- асс. РЕСТОРАТОРОВ
- асс. ТО
- асс. ТА
- асс. ЭКСУРСОВОДОВ
- асс.МУЗЕЕВ
- асс. СТРАХОВЩИКОВ
- асс. БАНКОВ
- асс. Производителей товаров курортно-туристического спроса
и т.п. чьи услуги потребляются туристами и дают например не менее 5-10% годового дохода
(хотите участвовать в развитии туризма города и управлении фонда - создавайте ассоциации минимум хоть из трех организаций (членов)
---------------------------------------------
Предлагаемая схема на днях уйдет в СМ Республики Крым
Будем посмотреть
(вот как-то так)
И, в ответ на первые строки Вашего послания. У меня собственная туркомпания (не агентство "на комиссии", а именно туркомпания со своим собственным продуктом!) с весны 1991 года. И уж простите, я прекрасно представляю за что в первую очередь борется клиент, приходя к нам в офис. Если у вас он борется за "каждую копейку", то у нас первый и главный ориентир - качество! И предложения, и исполнения ...! А уж наши инструменты скидок и стимулов для наших клиентов - это уже отдельная тема!
И самое главное. Суть моего предложения - была не в обсуждении качества и условий отдыха и туризма в России. Суть была несколько в ином, если отвлечься от "хорового" исполнения похоронных мотивов в адрес перспектив развития внутреннего туризма ...
И, в ответ на первые строки Вашего послания. У меня собственная туркомпания (не агентство "на комиссии", а именно туркомпания со своим собственным продуктом!) с весны 1991 года. И уж простите, за четверть века в туризме, я прекрасно представляю за что в первую очередь борется клиент, приходя к нам в офис. Если у вас он борется за "каждую копейку", то у нас первый и главный ориентир - качество! И предложения, и исполнения ...! А уж наши инструменты скидок и стимулов для клиентов - это отдельная тема!
И самое главное. Суть моего предложения - была не в обсуждении качества и условий отдыха и туризма в России. Суть была несколько в ином ! И если отвлечься от "хорового" исполнения похоронных мотивов в адрес перспектив развития внутреннего туризма - это можно было бы заметить ...
Жанна, искренне желаю Вам познать и увидеть то, чем прекрасен и интересен сегодня отдых и туризм в России. По-дружески заверяю Вас: "поле не паханное" - и для бизнеса, и для утоления жажды красивых и интересных путешествий для ваших клиентов.
Спасибо и Удачи!