Как заполучить «туриста на всю жизнь»?
Портал TRN cовместно с проектом TurMarketing продолжает серию публикаций о секретах эффективного взаимодействия с постоянными клиентами. В формуле «превращения «обычных клиентов» в «туристов на всю жизнь» остался ещё один множитель, который просто необходим, чтобы клиенты навсегда остались с вами — постпродажное обслуживание (ППО). Именно об этом расскажут эксперты TurMarketing Дмитрий Потапов и Михаил Анкудинов.
В первых 2’х публикациях о работе с постоянными клиентами, мы обсудили активные продажи и «запуски». Если эти термины ни о чём вам не говорят, прочтите сперва первую и вторую статьи, а затем возвращайтесь сюда.
«Постпродажное обслуживание (ППО) — алгоритм действий, который агентство запускает в отношении клиента уже после того как он купил тур.
Можно «облизать» туриста с ног до головы во время подбора и покупки тура, но это бессмысленно, если всё, что агентство делает после получения денег — напоминание о времени вылета и звонок из серии «ну как прошло?» (по возращении клиента из поездки).
Судите сами: всё, что происходит между вами и клиентом на этапах
А вот когда вы
Ещё раз: именно из того, что произойдёт между вами и клиентом после покупки тура, он сделает итоговые выводы: правильно ли он поступил, когда отнёс деньги именно в ваше агентство. Это также определит то, как будут развиваться ваши отношения в дальнейшем (купит ли он у вас ещё раз и приведёт ли к вам за туром своих
Зачем нужно ППО?
Постпродажное обслуживание позволяет агентству достичь 3’х целей:
- стимулирует сарафанное радио через превышение ожиданий;
- увеличивает лояльность, благодаря исключительному уровню сервиса;
- создаёт органический контекст для следующей продажи — после хорошей постпродажки каждая покупка сама собой перетекает в следующую.
В момент покупки тура ожидания клиента от взаимодействия с вашим агентством зафиксировались, поэтому всё, что вы сделаете (или не сделаете) после, имеет определяющее значение для превращения новоиспеченного клиента в «туриста на всю жизнь».
Агентства, «играющие в долгую», понимают это и вкладываются в ППО.
Как работает ППО?
Концептуально алгоритм идеальной «постпродажки» выглядит так:
На практике, естественно, происходят отклонения. Например, в сезон у менеджеров физически нет времени на то, чтобы долго общаться с клиентами, поэтому все шаги необходимо автоматизировать настолько, насколько это возможно.
Разберём каждый шаг алгоритма:
Шаг № 0: «Письма
Сразу после покупки тура, менеджер подписывает клиента на автоматическую серию писем (заранее настроенную в
Сперва клиент получает письмо «СПАСИБО», в котором директор лично благодарит его за покупку. Это самое популярное письмо серии — люди внимательно читают его — им необходимо убедиться, что они сделали верный выбор.
Ещё через пару дней клиент получает письмо № 2 — «Пакуем чемоданы правильно», в котором мы даём ему несколько полезных советов о том, как подготовиться к перелёту. Люди любят это письмо, потому что оно помогает им решить насущную проблему — быстро и легко отправиться в поездку.
В последнем письме серии
Шаги №
За день до вылета мы звоним клиенту (или отправляем ему автоматическую SMS из CRM), чтобы напомнить, что завтра ему лететь. Турагенты делятся на тех, у кого клиенты «не улетали»
В день вылета и в день прилёта мы отправляем ещё пару SMS: «счастливого пути» и «добро пожаловать домой». Звонить не стоит, потому что клиенту в эти моменты обычно не до нас, а вот показать, что мы всегда «рядом» и помним о нём — самое то!
Шаг № 4: «Письма „
После возвращения клиента из тура (на следующий день), менеджер подписывает его на вторую серию писем — „
Клиент сразу получает письмо „Добро пожаловать домой!“, в котором мы поздравляем его с возвращением из поездки и просим оставить отзыв о работе агентства через сервис anketolog.ru (мы рассказывали о нём тут).
Это удобный способ собирать качественные отзывы клиентов и, в том числе укреплять за счет этого отношения с ними в полностью автоматическом режиме!
Ещё через пару дней клиент получит второе письмо серии — „Самая честная программа лояльности“, в котором мы рассказываем о программе лояльности агентства.
В 3’м письме серии мы показываем туристу отзыв другого клиента, который пришёл к нам по рекомендации и тоже остался доволен поездкой. Так мы продаём туристу идею о том, что о нас можно и нужно рассказать его окружению, что это обычное дело, что другие так часто делают.
В последнем письме серии „Расскажете о нас?“, мы прямо просим клиента рассказать о нас его окружению. Мы усиленно мониторили этот момент и выяснили, что лучший способ получить „туристов по рекомендации“ — прямо, без заигрываний и манипуляций попросить наших постоянных клиентов рассказать о нас их
Шаги № 5–6: Звонок клиенту + его визит в офис (по возвращении из тура)
Через пару дней после возвращения клиента из поездки, мы звоним ему и по специальному скрипту приглашаем посетить офис агентства, чтобы он мог получить положенный ему подарок, карту лояльности и лично поделиться впечатлениями о путешествии.
Если клиент не может найти время на визит в офис, то прямо по телефону мы узнаем о его впечатлениях, рассказываем о программе лояльности и, если ему всё в нашей работе понравилось, просим нас рекомендовать.
Важный момент: если клиент нашёл время на визит к нам в офис, мы действуем по специальному скрипту встречи, который мягко задаёт рамку общения (чтобы встреча не длилась несколько часов, как это обычно случается при стандартных постотпускных визитах туристов).
Ну и когда всем этим заниматься? Нам продавать надо!
Главные проблемы постпродажки: на неё нужно время и её исполнение нужно контролировать. Внедряя алгоритм в агентствах наших клиентов, мы преследовали 2 цели: 1 — сделать его максимально автоматизированным (чтобы менеджерам не нужно было тратить тонну времени и сил, делая всё как надо) и 2 — создать простой инструмент контроля, который помог бы директору добиться исполнения всего алгоритма.
Поскольку основная работа делается через автоматические серии писем и SMS, мы сильно экономим время менеджеров. Всё, что от них требуется — сделать несколько кликов в
А для контроля всего процесса директором, мы разработали специальный
Удобнее всего загрузить
— дата покупки тура;
— дата вылета;
— дата возвращения.
Остальные даты в таблице рассчитываются автоматически.
Таблица настроена так, что в день, когда по клиенту требуется действие, он подсвечивается желтым. Если же действие просрочено и не отмечено как выполненное (с помощью выпадающей галочки рядом с датой), клиент подсвечивается красным.
Одного взгляда директора в
А для менеджеров это отличная „напоминалка“, которая позволяет ни про кого не забыть и сделать всё, что нужно для качественного ППО за 1,5 подхода.
Не купили…
Мы подробно рассмотрели алгоритм действий агентства, когда клиент тур купил…Но что делать, если вы узнали, что человек, для которого вы подбирали варианты, приобрёл тур в другом месте?
Обычно в таких случаях менеджер расстраивается и забывает про клиента. Не купил и не купил. End of story. Это ошибочный подход. Действуя так, агентство лишает себя возможности повысить шанс возврата клиента.
С отказниками нужно работать. Статистика наших клиентов показывает, что можно вернуть* в агентство до 70% (!!!) туристов, которым вы по
Вот как выглядит алгоритм постпродажки для отказников:
Как только менеджер понимает, что клиент купил тур в другом агентстве (или просто включил режим „динамо“), он сразу же подписывает его на автоматическую цепочку писем „отказники“.
Сперва клиент получает письмо „Желаем вам счастливого пути!“, в котором мы рассказываем ему о том, что он должен проверить, чтобы его поездка прошла без проблем.
Два важных момента:
1. Мы не критикуем выбор клиента, не обижаемся на то, что он выбрал другое агентство и не ругаем
2. Письмо должно уходить с подписью „директора по сервису/качеству“. Если агентство маленькое, придумайте себе виртуального директора по сервису и настройте эту серию писем от его имени. Критически важно, чтобы письмо пришло не от человека, у которого клиент не купил тур!
Второе письмо „Чем мы вас обидели?“ позволяет вернуть клиента к диалогу и получить реальную обратную связь о работе агентства. Это самое сильное письмо в цепочке писем „отказники“.
Антон Тихонов, директор сети турагентств Travel42.ru из Кемерово:
Илья Пальцев, Хабаровск, туристическая компания „
Зачастую постпродажка с „отказниками“ даже более результативна, чем оная с обычными клиентами, потому что в основе этого процесса лежит очень действенный психологический приём — разрыв шаблона.
Туристы просто не ожидают, что агентство, из которого они „убежали“, продолжит о них заботиться. Известная шутка гласит: „хочешь сделать человеку очень хорошо? тогда сперва сделай ему плохо, а потом хорошо“.
Практика показывает, что отказники, вернувшиеся в агентство, перестают требовать скидок и приводят даже больше клиентов „по рекомендации“, чем те, кто из агентства никогда никуда не уходил.
Что дальше?!
Возможно, сейчас вы думаете о том, как запустить постпродажку в вашем агентстве. Так или иначе, у вас есть 3 пути:
1. Ничего не предпринимать, оставив всё „как есть“ (плохая идея).
2. Внедрить часть этих инструментов самостоятельно (почему бы и нет).
3. Воспользоваться нашей экспертизой и получить всё в готовом к внедрению виде — письма, подробные инструкции по настройке
Какой бы путь вы ни выбрали, помните, что главный актив любого успешного агентства — его преданные „туристы на всю жизнь“. Не пренебрегайте ими!»