Без «чудаков»: создаём команду мечты
Портал TRN совместно с проектом TurMarketing продолжает серию материалов о том, как создать идеальный коллектив турагентства. В статье про «чудаков» мы уже выяснили, что критически важно, чтобы при найме персонала в агентство, «на вход системы» подавался качественный «человеческий ресурс». На этот раз эксперты TurMarketing Дмитрий Потапов и Михаил Анкудинов раскроют ещё больше секретов о «построении турагентсткой «команды мечты».
«Ключевые активы любого турагентства — клиенты и сотрудники.
Присмотритесь внимательнее к своей фирме и сразу осознаете: решают люди — те, которые на вас работают и те, которые у вас покупают.
Остальное — офис, материальные составляющие,
О том, как повысить лояльность ваших туристов и продавать им больше, мы писали в предыдущем цикле статей (раз, два, три). О получении большего количества новых клиентов расскажем ближе к сезону.
Сегодня — о том, как сделать так, чтобы в вашей команде работали лучшие из лучших. Используйте материалы статьи, чтобы проанализировать своих подчинённых, понять, кто из них действительно хорош, кого нужно развивать, а кого — заменить.
Мы не случайно размещаем эту статью именно сейчас. У вас всё ещё есть время, чтобы произвести все необходимые изменения и войти в сезон с командой, готовой отработать его на все сто.
Главы турагентств, достигающих исключительных финансовых результатов, неоднократно убеждались на практике в том, что если в команде продаж появляется хотя бы один посредственный работник, вся система сразу же начинает постепенно ломаться. Это напоминает онкозаболевание — даже мизерное количество раковых клеток запускает необратимый процесс разрушения организма. Именно поэтому хороший директор уделяет максимальное количество внимания своему коллективу.
Он постоянно анализирует свою команду, вкладывается в работников существующих и относится с максимальным пиететом к найму новых подчинённых. Что и как именно он делает? Давайте посмотрим!
3 шага к идеальной команде продаж турагентства:
1. Регулярная диагностика текущей команды (постоянный мониторинг состояния ваших менеджеров плюс корректирующие действия, за счёт которых продлевается жизненный цикл каждого работника);
2. Поиск, найм, отбор и обучение новых менеджеров (никто не вечен — в
3. Грамотное управление менеджерами агентства (недостаточно взять хороших людей на работу — необходимо создать условия, в которых они будут работать на пике эффективности долгое время).
Давайте детально разберём каждый шаг.
Шаг № 1: Регулярная диагностика текущей команды
Даже опытные главы агентств не всегда осознают значимость и необходимость регулярной диагностики своего коллектива. Им кажется, что менеджеры „и так на виду“, и что они про них всё знают. Только когда диагностика всё же проводится, выясняется много интересных подробностей…и далеко не все из них приятные.
Диагностика — процедура, по итогам которой, руководитель получает объективную и подробную картину по каждому работнику (в динамике) и формирует план действий — кого и как он будет развивать, кого оставит в текущем состоянии (потому что и так всё ок), а кого „возьмёт на карандаш“.
ВАЖНО: „правильная“ диагностика объективна и безэмоциональна. Мы должны оценить работника всесторонне — и его профессиональные навыки (умение продавать, знание турпродукта, навык ведения документооборота + фактические результаты, которые он нам обеспечивает), и его личностные характеристики (ответственность, умение работать в команде, лояльность компании и желание развиваться).
Наши клиенты используют для диагностики своих менеджеров специальную
Диагностику провели. Что дальше?
Менеджеры будут поделены между тремя категориями:
+ „зелёные“ — лучшие представители вашей команды продаж. именно на этих людях держится ваше агентство. Им нужно дать возможности для развития, чтобы им не было „скучно“ и они даже не думали об уходе.
+ „жёлтые“ — середнячки. Костяк любого турагентства. эти люди умеют работать и дают неплохой результат, но они не идеальны. Надо помочь им исправить ошибки. Для каждого такого работника выбираем
+ „красные“ — кандидаты на замену и увольнение. Это либо „звёзды“, которыми у вас управлять уже не получается (дают хороший фин.результат, но в остальном подобны террористам, постепенно разрушающим агентство изнутри), либо откровенные бездари. Для ротации „звёзд“ используйте специальную технологию увольнения, а бездарей просто увольте — они ничего агентству не приносят, так что расставшись с ними, вы ничего не потеряете.
На выходе из шага диагностики, вы получите один из двух вариантов:
1 — нужно лишь немного подтянуть отдельных представителей команды продаж (формируйте планы развития, следуя видеоинструкции, а затем переходите к шагу № 3),
2 — параллельно с подтягиванием, придётся
Шаг № 2: Поиск, найм, отбор и обучение новых менеджеров
Регулярно проводя диагностику команды, руководитель хорошо понимает её сильные и слабые стороны, а следовательно, знает, каких работников (и с какими качествами) в этой команде не хватает. Поэтому когда приходит время брать нового менеджера, образ требуемого кандидата вырисовывается сам собой.
а. Создание профиля кандидата.
Профиль кандидата — внутренний документ, подробно описывающий работника, которого вы хотите нанять (гендерные характеристики + психография + желаемые знания, опыт, навыки, качества
Частенько руководители пренебрегают созданием профиля, ссылаясь на то, что он во многом дублирует текст объявления о вакансии…а зря! Опытные рекрутёры знают, что текстовки профиля и вакансии выполняют разные задачи и перекрываются не на 100%.
Главная задача хорошего объявления — привлечь внимание максимального количества качественных кандидатов и мотивировать их прислать свои резюме на рассмотрение — чтобы агентство выбирало работников, а не работники выбирали агентство (супердетальный рассказ о требованиях лишь отсечёт людей, которые могут быть вам интересны).
Кроме того, текстовку объявления цензурирует ТК (агентство не может указать пол, возраст и другие характеристики искомого кандидата).
б. Объявление о вакансии и создание входящего потока резюме.
Нанять способного менеджера, посмотрев пяток кандидатов, — нереальная удача. Обычно для закрытия одной позиции, необходимо отсмотреть 50–70 резюме.
Размещать вакансии на
- Задействуйте личные связи: расскажите об открытой вакансии знакомым рекрутёрам, бизнесменам, спросите своих подчиненных. Возможно, удастся найти талантливых сотрудников по рекомендации.
-
Используйте клиентскую базу. Сделайте выпуск рассылки о том, что ищете нового талантливого сотрудника. Разместите вакансию в группе агентства в соцсетях и попросите знакомых сделать репост. Может,
кто-то из ваших клиентов ищет работу или захочет васкому-то посоветовать. - Настройте таргетинговую рекламу с вакансией в VK по админам групп других агентств города (если ищете менеджера с опытом).
Ещё одна стратегия, которую успешно применяют крупные агентства — организация обучающих курсов по туризму. Вы получаете группу людей, жаждущих работать в туризме и готовых заплатить за собственную стажировку. Лучших из них можно взять к себе в агентство.
Помните: чтобы взять хорошего менеджера, нужно отсмотреть большое количество людей — только так вы сможете выбрать лучшего из лучших.
в. Отсев.
Отсев кандидатов проходит в два этапа: предварительный отсев и отсев на собеседовании. Если вы качественно отработали на предыдущем шаге, каждый день вам будут звонить десятки кандидатов.
В обязательном порядке просите каждого из них прислать резюме вам на почту (лучше использовать для этого отдельный ящик).
Если желающих
Естественно, вы можете рассматривать кандидатов, которые не выполнили тестовое задание, но приоритет отдавайте тем, кто выполнил — как правило, это самые мотивированные люди, которым нужна работа.
Оцените полученные резюме: сразу отбракуйте неподходящие и те, которые не соответствуют профилю искомого кандидата.
После этого начинайте приглашать кандидатов на собеседования (лучше назначать их на один день с небольшим промежутком (~20 минут). Пусть вас не смущает, что промежуток так мал — обычно из тех, кто сказал, что придёт, до офиса доходит ровно половина.
На собеседовании мы выясняем истинную мотивацию кандидата, тестируем его знания и способности, продаём вакансию и ‘опускаем’ по зарплате (если его зарплатные ожидания неадекватны).
Скрипт „проведение собеседования“ можно бесплатно получить тут.
г. Стажировка.
Первые три месяца в агентстве — самые важные для нового сотрудника.
Если они пройдут конструктивно (новичок будет постоянно вовлечён в работу и будет активно обучаться), на выходе вы получите хорошего менеджера, который начнёт продавать уже через 3–4 недели.
Если же стажер будет предоставлен сам себе, и всё его обучение сведётся к чтению в интернете информации о странах и наблюдению за тем, как работают его более опытные коллеги, то скорее всего вы получите посредственного сотрудника, который с горем пополам начнёт продавать только через 3–4 месяца.
Хотите получить алгоритм стажировки, который позволяет превратить новичка, который никогда не продавал туры, в менеджера по туризму? Заберите его тут.
Резюмируем:
В рамках шага № 2, ориентируйтесь на воронку формата: „50 входящих резюме > 12 назначенных собеседований > 6 проведённых собеседований > 2 стажёра на испытательный срок > 1 полноценный менеджер по туризму“.
Правильно подобранный и обученный сотрудник поможет сделать ваше агентство ещё лучше и увеличит продажи. Посредственный менеджер в долгосрочной перспективе создаст проблемы и сольёт
Шаг № 3: Грамотное управление менеджерами агентства
Путь к идеальной команде продаж турагентства — это не только диагностика, развитие и ротация кадров, а ещё и грамотное управление.
Посмотрите наши бесплатные вебинары об этом: раз, два, три, четыре».