«Ноев ковчег» для российского туризма
«Ноев ковчег» для российского туризма. Примерно такой образ рождается сегодня в наших умах при изучении материалов Правительства, выступлений Дмитрия Чернышенко и настроений туротрасли.
Правительство обещает спасти отрасль, но не только спасти, но и перевезти к совершенно новым берегам. Нервозность и нетерпение предпринимателей растет независимо от того, насколько их дела сейчас плохи. Все хотят попасть на корабль. Крупные игроки строят планы по созданию новых кластеров и туристских территорий, середняки ждут, когда конкуренты споткнуться и не успеют на спасительный борт, мелочевка толпится с протянутой рукой к «грантам». Капитаны ковчега всех видят, всех слышат и каждому укажут место на соответствующем уровне. Они даже предусмотрели более миллиона новых рабочих мест в отрасли (именно дополнительных) для гребцов в нижнем ярусе. Ведь Ковчег получается большой и тяжелый, рабочие руки понадобятся, особенно в таежных регионах Дальнего Востока.
На борт грузятся стратегические запасы, которые должны доставить всех в светлое будущее. Капитан Чернышенко распорядился к марту представить основные расчеты и материалы по Нацпроекту. Это самый ценный груз на ковчеге и пока загадочный. Капитан отмечает на карте Сахалин, Приморье и Камчатку как стратегические порты, куда должен обязательно дойти ковчег с этим грузом и где слезет на берег часть пассажиров. Пассажиры грузятся в суматохе, не особо пока обращая внимание на речи капитана, но у каждого свое мнение о маршруте следования. Капитан время от времени гаркает на своих ближайших помощников, сетуя на их нерасторопность и желание не только пропихнуть друзей и знакомых на борт без очереди, но и добавить в маршрут свои пункты назначения, которые в планы Капитана не входили.
Отплытие вроде весной, значит еще Ростуризму надо загрузить до 1 апреля план мероприятий по реализации Стратегии 2035 (ох, выбросили бы капитаны эту стратегию за борт вообще за ненужностью, но числится она на балансе, приходится возиться).
На подходе уже груз Подпрограммы «Туризм» (входит в госпрограмму «Инновационная экономика» Минэкономразвития). Там в чемоданах 17 миллиардов кэшбека на текущий год и запасы по 11 миллиардов в год до конца президентского срока на инфраструктурную поддержку в уже классическом стиле — как это было с 2011 года в режиме ФЦП по развитию въездного и внутреннего туризма. Есть мнение, что из этих сухарей можно будет подкормить компенсацию процентной ставки банковского кредита, а, может, не побояться и даже войти в капитал важнейших проектов или выдать прямые субсидии на объекты. Но это уже конечно по списку пассажиров верхней палубы. География доставки в региональные порты этого груза вроде есть, но какая-то она странная и объясняется не логикой развития туризма, а логикой расторопности региональных чиновников, получающих средства и латающих свои канализации, набережные, парки и дороги.
С этой подпрограммой, как и с ее мамой (Госпрограмма «Культура»), и бабушкой (собственно старая ФЦП, которую еще Минспорттуризма во главе с В. Мутко создавало) все время одна и та же засада. Программа, создающая в случае идеального исполнения 2-3% новых койкомест, почему-то отчитывается наверху динамикой общего турпотока по стране. И угораздило эту «привлечёнку» придумать. Полно госпрограмм безо всякой «привлечёнки» есть в стране, а тут приходится почти всем регионам из пальца сосать эту привлечёнку В общем Подпрограмма «Туризм» несет генетические мутации, передающиеся по наследству. Но, впрочем, ГМО у нас разрешены, и груз поступает на Ковчег.
Суета и толкотня на погрузочном причале. Так и гляди, чтоб кто-то у кого-то что-то не оттяпал — полномочия, бюджеты, ставки, подведомственные предприятия. Ведь с чем загрузишься, с тем и поплывешь потом в светлое туристическое будущее.
Народ гоношит. «Почему плывем на Дальний Восток, если обещали теплое Черное море?» — мол, туда отечественный турист любит ездить — и даже уже с Дальнего Востока. И капитан ведь раз за разом повторяет, что работать будем именно для внутреннего рынка, что заставляет бледнеть тех, кто специализируется на въездном.
Для въезда пока вообще список грузов на Ковчег непонятен. Электронную визу чиновные люди из МИДа таки прислали третьего сорту, никакого теперь прока от нее, только место будет на борту занимать. Эх, а как Дальний Восток надеялся, они же авторы этой е-визы…. Да, шарахнул тогда в 2017 году Ю. Трутнев по МИДу так, что был полный нокаут. Вы видели, какие у Ю. Трутнева мускулы? Вот то-то. Но а чего сейчас он не хочет, кто знает….
Галдят на причале:
— А что, вам вице-премьер все вопросы должен коридорно решать, где вы сами были? Как будто для отраслевиков на земле визовая либерализация и не нужна, только туроператоры и подпрыгивают, а отельеры-то и нет. А у них силенки-то побольше будет.
Народ на берегу перешептывается, что кто-то из «штабных» уже вписал выполнение и перевыполнение плана по Экспорту туристических услуг и на этот год, и на будущее, и что в документах даже на 2020 год 10 млрд долларов прибыли записали - может и по ошибке, но куда ж они глядят тогда вообще…
Опять галдят:
— Да этот Экспорт уже 10 лет крутится вокруг 11 млрд, как заколдованный...
— А как его резко поднимешь, если рубль вниз идет. 2014 год был успешный по экспорту еще по старым ценам, потому что работали. А в 2015 все упало…
— А вы слышали, Федерального проекта по Экспорту услуг теперь вообще уже нет. А экспорт медицины и образования в Ростуризм передают…
— Да от лукавого весь этот «экспорт», расходы гастарбайтеров засчитывают в туризм и не говорят даже сколько там этого примеса, а, например, расходы по статье «культура» или «пассажирский транспорт» вообще не смотрят. А еслиб не мы, то какой бы там им транспорт был? В 2019 году почти 6 млрд долларов дал именно транспорт. Почему в туризм не отнести? Вместо трудовых мигрантов?
— Они хотят «богатых туристов», а не думают о том, что в бедной стране богатые платят мало. Они платят много в богатой стране. Конкуренция все равно все услуги делает дешевыми…
— Ну и что, что бедная страна? Вот Турция — тоже бедная страна, но там доходы от экспорта туруслуг в три раза больше!
Под особой литерой числится ценный груз с надписью «Закон». Ходят слухи, что к отплытию не доставят, еще не собрали. Ну значит где-то по дороге надо будет подгружать на борт. Даже пока непонятны ни объем этого груза, ни чьего производства будет.
Народ на причале, что ждет своей очереди на борт, начинает требовать кормить их уже сейчас, не дожидаясь отплытия. Грозятся что не доживут самостоятельно до светлого будущего и вообще из предпринимателей перейдут в гребцы нижнего яруса. А кто-то умудрился со свежими припасами приехать, и эти довольные жуют свои белые булки, увеличив цены в своих объектах где-нибудь на Красной Поляне вдвое, подсчитывая иногда с тяжелым вздохом сложные финансовые итоги, а иногда подумывая тоже о банкротстве.
Ой, что за шум. Офицеры на Ковчеге забегали, но пассажиры не особо обращают на это внимание, у них и так голова кругом от своих забот. Дети кричат, работники требуют уплатить жалование, какие-то инспекторы бродят с подозрительным видом, как бы не утянули чего. Оказывается пришел прогноз нового направления ветра. Он сильно будет дуть в сторону Минстроя. Что-то говорят про то ли «объединение», то ли «синхронизацию», но в общем это Капитану виднее — как плыть Ковчегу.
Поглядите, важные люди проследовали на борт. Это Правительственная комиссия по туризму в составе всех губернаторов, кучи ведомств, включая ФСБ и всезнающих экспертов-общественников. За ними следует рабочая группа по туризму при Госсовете. Тоже ничего, больше 100 человек уже прибыло. Это на самом деле хорошо, наш Ковчег везде уважать будут на всем его маршруте. Пусть едут, вреда от них особого нет, а наоборот, по дороге может что они и сделают полезного для всех пассажиров кораблика. Это же только кажется, что Ростуризм рулит туризмом, а на самом деле многие ведомства свой руль имеют, и он бывает потолще ростуризмовского. Вот-вот, каждое министерство грузится со своим экспертным советом по туризму или какой-то рабочей группой. Ой, как их много. Глядите и ФАС на подходе…
На пирсе сразу комментируют:
— А эти, эти — вельможи, которые. Они всегда ведут себя как вельможи. Договариваются (кто может) с капитаном или с офицерами, чтоб им и местечко поудобнее на Ковчеге и в порт выгрузки грузу дали побольше на освоение и прокорм. Эх, ничего не меняется в этом мире.
— А ты сам попробуй, что ты на вельмож катишь? Бизнес-план не можешь написать путевый, экономику посчитать не можешь в проекте, тебе-то о чем и с кем договариваться? Вот кто может, тот и договаривается…
А в каждом порту по маршруту свой капитан и свои интересы. В общем все как всегда.
Шумит, бурлит жизнь вокруг Ковчега, горят окна в конторах допоздна, Капитан торопит, команда уже в «мыле». Он вообще капитан опытный. Предыдущий рейс Ковчега на Олимпиаду довел в целости и сохранности, так что его репутация крепка. Хорошо, когда есть такой капитан у Ковчега. Так что помолимся братцы за то, чтобы нас туда взяли и до твердого берега довезли, дали возможность трудиться на благо свое и страны. А то, что мы не ведаем большой государственной политики, так и не наше это дело.