Эксперт рассказал, как изменится китайский турпоток в РФ после открытия границ
Вот уже больше года мировой турпоток стоит на вынужденной паузе. Локальное открытие границ не спасает ситуацию, однако рано или поздно пандемия закончится, и мир неизбежно вернется к нормальной жизни. О том, какое будущее в посткоронавирусную эпоху ждет российско-китайские отношения в сфере туризма, порталу TRN рассказал независимый эксперт Евгений Родионов:
В последние годы во внешнеэкономических отношениях наша страна чаще мыслит категорией потока. Северный поток, Южный поток, Турецкий поток… течение преимущественно в западном направлении. Но, что касается Востока, то до пандемии, которая стала как для мировой, так и для отечественной туриндустрии сродни нокауту, несколько лет Россия успешно экспортировала туристскую «нефть» («или газ») из Китая.
30 марта мы «отметили» годовщину закрытия границ Российской Федерации, которая привела к практически полному перекрытию «крана с туристской нефтью». Исейчас встают вполне резонные вопросы: сколько еще ждать возобновления туристских поездок и нужно ли игрокам российского туристского рынка, соскучившимся по гостям из Поднебесной, специально готовиться к их приему? Каковы вообще перспективы возрождения «китайского потока» в туризме? Попробуем порассуждать, в том числе сквозь призму экономических возможностей двух стран в пост (или более локально, транс-) пандемийную эпоху о том, что ждет российско-китайские туристские взаимоотношения.
Для начала посмотрим, что прогнозируют ведущие мировые эксперты китайской экономике на ближайший период выхода из кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекцией. Согласно прогнозу экспертов Bank of America, шансы экономики КНР оцениваются выше, чем экономики США. Комментируя прогноз американских экспертов, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов отметил, что «…в 2020 году китайская экономика вышла из кризиса значительно раньше, чем американская, показав при этом устойчивую тенденцию к росту…». При этом автор утверждает, что это «…связано с циклами исторического и экономического развития: когда меняется страна-лидер…» — это уже не та страна, которая «…производит больше всего товаров, а та, которая контролирует логистику и финансовые потоки…». И если сегодня «…США все еще контролируют финансовые потоки, то перевозки и производство уже за Китаем…». Для прогнозов развития туристской отрасли в период восстановления, на мой взгляд, очень важный комментарий.
А что же экономические отношения между Россией и Китаем? Здесь наша страна давно уже не отстает от мирового тренда наращивания объемов экономического партнерства с народной республикой. Так, в 2013 году торговый оборот нашей страны и КНР составил 88,7 млрд долларов, а в 2020 — 103 млрд долларов. Прошлый, пандемийный год, вполне ожидаемо, по объемам торговли с Китаем оказался на 6% меньше рекорда 2019 года. Но тенденция все равно налицо.
Это подтверждается намерениями наших стран по восстановлению и дальнейшему развитию сотрудничества и в других отраслях экономики. Так, например, в начале марта Министр иностранных дел КНР Ван И в ходе ежегодной пресс-конференции заявил, что Пекин готов совершенствовать «торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с Москвой, одновременно расширяя его в новых областях, таких как научно-технические инновации и цифровая экономика». При этом господин министр особо отметил важность сохранения стабильного сотрудничества наших стран в условиях «неустойчивого и неспокойного мира», в результате которого Россия и Китай должны стать стратегической опорой друг друга. Как утверждает глава МИД КНР, государства собираются «углубить сопряжение проектов «Один пояс – один путь» и ЕАЭС.
Готовность Китая сотрудничать с Россией в сфере инноваций и цифровой экономики на деле уже подтверждается планами китайской финансовой корпорации Ant Group Джека Ма по созданию с российскими партнерами двух совместных предприятий – финансового и платежного. В феврале 2021 года компания подписала договоры с Российским фондом прямых инвестиций, Mail.ru Group, «Мегафон» и USM. Вполне вероятно, что новые компании станут частью AliExpress Russia, совместного предприятия Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафона» и РФПИ. Важно отметить, что по итогам 2020 года число российских продавцов на AliExpress Russia увеличилось в 7 раз и составило 25% от общего числа участников площадки.
Еще одним предвестником российско-китайского инвестиционного бума стала миграция инвесторов-майнеров из Китая в Россию, вызванная рекордным ростом цен на биткоин. Китайские майнеры, привлекаемые дешевым электричеством и благоприятными для этого «жаркого» дела климатическими условиями, перевозят оборудование в Бурятию и Иркутскую область. И эта тенденция с ростом мировой криптовалюты будет только усиливаться. Россия и Китай также обсуждают планы по сотрудничеству в сфере атомной энергетики, гражданской авиации, строительства транспортной инфраструктуры, взаимодействия в области космоса.
Ну а что же туризм? Какие перспективы у отрасли с учетом до сих пор закрытых границ между нашими странами?
Коронавирус не просто «уложил на больничную койку» китайский туризм в России, но, по сути, перекрыл «китайский поток» в нашу страну, оставив жалкие капли: в 2020 году поток туристов из Китая в Россию сократился на 96,8%, до 47,6 тыс. человек!
Судя по недавним заявлениям Сергея Лаврова в Пекине, власти готовы «открыть кран» в самое ближайшее время, и поток снова пойдет. При этом, как полагают специалисты сферы китайского туризма, состав потока может быть другим — в Россию приедут китайцы с другими запросами. По мнению члена совета ассоциации «Мир без границ» Александра Львова, китайские туристы будут теперь «более осознанными, с претензиями на качество, сервис, на здоровье, индивидуальный подход».
Готовятся к обновлению «китайского потока» и регионы. Ряд субъектов пытается самостоятельно «выйти на новые рубежи». Так, например, властей Забайкальского края волнуют негативные впечатления, которые получают туристы из Китая от внешнего облика населенных пунктов края, и чтобы гости из соседней страны не испытывали «культурный шок» от забайкальских поселений, в план социально-экономического развития края включили, например, постройку ипподрома. Другие регионы (среди них, в частности, Иркутская, Мурманская и Вологодская области) более системно подходят к вопросу и включаются в работу по повышению конкурентоспособности региональных бизнес-консорциумов в рамках проекта «Акселератор China Friendly» (совместная разработка Ассоциации «Мир без границ» и Китайской ассоциации туристического сервиса).
Намерения региональных властей, можно сказать, находятся в федеральном тренде. Еще в ноябре 2020 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко в рамках заседания Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств пригласил китайских инвесторов участвовать в строительстве отелей в России. Также участники заседания Российско-Китайской комиссии подчеркнули важность возобновления выставочно-ярмарочной деятельности и приняли решение о проведении летом 2021 года в России VII Российско-Китайского ЭКСПО.
К чему все эти экономические выкладки и цитаты уважаемых господ? Да, наверное, к тому, что никакая пандемия или политическая конъюнктура не сможет остановить поток, если канал давно прорыт. Акцент изложенных выше размышлений сосредоточен на том, что России, в целом, и отечественной туристской отрасли, в частности, при всей актуальности развития внутреннего туризма не стоит забывать о большом соседе, который очень ждет, когда появится возможность повернуть «кран».
По словам посла КНР в России Чжан Ханьхуэя, «в новую эпоху Китай с каждым днем все больше приближается к центру мировой арены, постоянно привнося все больший вклад в развитие человечества». Страна будет и дальше использовать «преимущества сверхмасштабного рынка и потенциал внутреннего спроса». Господин посол считает, что «в настоящее время отношения между странами пребывают в лучшем периоде в истории — страны являются друг для друга самыми важными и ключевыми партнерами по стратегическому сотрудничеству, а их отношения отличаются высочайшей степенью взаимного доверия, высочайшим уровнем сотрудничества и наивысшей стратегической ценностью в мире».
Актуальности этой позиции добавляет тот факт, что наши страны уже 20 лет соблюдают Договор о добрососедстве дружбе и сотрудничестве, а на днях было объявлено о его пролонгации еще на пять лет.
В общем, дорогие товарищи, все признаки растущей дружбы между Россией и Китаем налицо и сфера туризма здесь совсем не исключение. Китайские границы будут одними из первых, которые откроются для туристов, это факт! И тогда «китайский поток» хлынет с новой силой. А вот чтобы он снова стал стабильным и прибыльным, региональным властям и бизнесу важно не сидеть на месте, а, пока еще есть такая возможность, активно взаимодействовать с китайскими партнерами и опытными российскими специалистами на предмет обновления предлагаемых продуктов с целью повышения собственной конкурентоспособности на этом очень непростом рынке.
Думается, что и наши китайские партнеры в Москве тоже очень ждут, когда здание светло-желтого цвета в поселке Первомайское в Новой Москве вновь станет одним из самых популярных мест «красного туризма» среди китайских гостей. Это здание музея VI съезда Компартии Китая, символа и хранителя исторической памяти дружбы народов Китая и России.