Рынок ожидает восстановления отрасли в 2022 году
Ростуризм совместно с
В опросе приняли участие 906 представителей различных сегментов туристической отрасли, среди которых были турагенты, объекты размещения, туроператоры, санатории, экскурсионные организации, объекты турпоказа, предприятия общественного питания
«Туризм во всем мире находится в числе отраслей, в наибольшей степени пострадавших от пандемии
По мнению респондентов и экспертов, сильнее других пострадали
Как отмечается в исследовании, в условиях сокращения выручки на 90–100%, данные предприятия несли значительные расходы на выплату заработной платы и реализацию рекомендованных мероприятий по обеспечению
Согласно результатам
Также на основании данных опроса, интервью с экспертами и анализа дополнительных источников информации экспертами было сформировано два сценария восстановления отрасли. Согласно умеренно оптимистичному сценарию, к которому склоняется большая часть опрошенных игроков рынка (44%) и отраслевых экспертов, туристическая отрасль сможет восстановиться в 2022 году, в том числе с точки зрения объемов выручки. При этом ряд респондентов (30%) настроены еще более оптимистично и называют 2021 год как вероятный срок возврата отрасли к докризисному состоянию. В то же время консервативный сценарий, на который указывают в своих ответах 26% респондентов и ряд экспертов, предполагает, что восстановление отрасли до уровня 2019 года может произойти не ранее 2023 года.
Более быстрому восстановлению отрасли могут способствовать в том числе снятие ограничений на путешествия и эффект отложенного спроса. Однако ряд факторов, включая понесенные компаниями убытки за период пандемии и падение платежеспособности клиентов, могут значительно замедлить темпы возврата отрасли к докризисным показателям. Наиболее быстрое восстановление респонденты опроса предсказывают пляжному и
Организации туристической индустрии, возобновляющие свою деятельность после ее полной или частичной приостановки, считают, что ключевой инструмент привлечения клиентов — соблюдение всех норм безопасности. К важнейшим трендам развития российской туристической отрасли в текущих условиях респонденты относят цифровизацию и ориентацию на внутренний туризм.