Иностранный турист жаждет качества
Основное внимание профессиональной общественности сегодня приковано к проблемам развития выездного туризма. О въездном сегменте говорится, но не так часто, подробно и много. Между тем, в 2012 году, по данным Росстата, Россию посетили более 28 миллионов иностранцев, что на 13% больше, чем годом ранее. О новых, прорывных способах привлечения в страну гостей из-за рубежа на примере одной компании журнал TRN разговаривал с программным директором Moscow Free Tour Айратом Багаутдиновым.
- Айрат, на каком уровне, по-Вашему, сейчас находится российский «принимающий» туризм на примере Санкт-Петербурга, Москвы и регионов?
- Вопрос сложный и требующий значительного углубления в специфику сегмента. Но вкратце можно ответить, что находится он «на среднем» уровне.
Если говорить подробнее, необходимо понимать, что въездной туризм складывается из множества факторов: предприятия, осуществляющие работу в сфере туризма; туристическая инфраструктура города, его имидж в глазах иностранцев, культура горожан, вопросы получения виз. По каждому из этих факторов сейчас существует целый ряд проблем. Если говорить о первом пункте - предприятиях отрасли туризма, - то здесь тоже существует множество составляющих: отели, хостелы, туркомпании, экскурсии, рестораны...
Как представитель экскурсионной компании я могу говорить об уровне экскурсионного обслуживания в России. Оно, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Российская школа экскурсоведения «застряла» в прошлом веке. Однако за последние несколько лет в Москве и Санкт-Петербурге появляются современные тенденции: бесплатные экскурсии, автобусы Hop On Hop Off, экскурсии на экологичных видах транспорта – велосипедах и сигвеях. Москва и Санкт-Петербург по уровню экскурсионного обслуживания постепенно приближаются к европейским городам.
- Чего недостает сегменту и в чем заключаются его сильные стороны?
- Сегменту рынка туристических услуг недостает использования мирового опыта, который бы значительно двигал его вперед с точки зрения соответствия современным запросам отрасли. Среди сильных сторон хочу отметить русскую экскурсоведческую школу, которая традиционно славилась хорошей исторической базой. Этого не следует терять, но не стоит и превращать экскурсию в лекцию, как это нередко случается.
- Насколько, по-Вашему, качество работы российских принимающих компаний соответствует европейскому уровню?
- Российские принимающие компании в основной своей массе получили возможность начать работу относительно недавно, после окончания советской эпохи. В Европе же эта сфера турбизнеса успешно функционирует давно. Поэтому многим российским принимающим компаниям не хватает опыта и знаний, профессиональных традиций и стандартов качества, единых требований к уровню сервиса.
- Существует ли сегодня дефицит современных экскурсионных программ по обеим столицам России?
- Сейчас есть дефицит экскурсий, ориентированных на деловых туристов, экскурсий hi-end уровня и экскурсий, призванных привлечь молодую, мобильную аудиторию.
- На какие категории туристов, в первую очередь, нацелены существующие на рынке предложения?
- Действующие программы в основном - это групповые туры. Туристы, приезжающие самостоятельно, ощущают дефицит, особенно в Москве, которая пока не может похвастаться большим спросом на индивидуальные туры, а значит, и предложением.
- Расскажите, пожалуйста, о механизмах реализации Вашего проекта. В чем его суть и выгода непосредственно для компании?
- Основная задача NewGeneration Tours - создание доступных, и при этом качественных, ярких, неформальных экскурсий по всему миру. Мы начали работу в Москве с бренда Moscow Free Tour. Механизм MFT очень прост: каждое утро проводится бесплатная экскурсия. В Москве на них мы собираем до 50 человек каждый день. Бесплатная экскурсия позволяет людям оценить ее качество прежде, чем они заплатят. После экскурсии гид получает так называемый suggested donation, то есть каждый гость платит столько, во сколько он оценил экскурсию, разумеется, исходя из бюджета своей поездки.
Программа ежедневно повторяется: англоязычная экскурсия начинается с Кремля, потом спускаемся в метро, далее следуем по примечательным местам коммунистического прошлого Москвы.
Гид заинтересован в том, чтобы сделать экскурсию как можно лучше, живее и интереснее. Ведь это напрямую отразится на размере его чаевых. Путешественники, в свою очередь, видят, что наши экскурсии выгодно отличаются от программ конкурентов качеством и высоким уровнем сервиса.
Надо отметить, что иностранные туристы по достоинству оценивают наши бесплатные экскурсии, квалификацию и компетентность экскурсовода, уникальность повествования. Поэтому по окончании экскурсии многие туристы изъявляют желание заказать другие туры. Кстати, еще 30-40 человек в день мы собираем именно на платные программы.
По аналогичной схеме мы создали проект в Санкт-Петербурге, а затем в Венеции, Милане и Лиссабоне. В планах - Вена и Стамбул.
- Пользуется ли популярностью предложение Вашей компании по организации бесплатных экскурсий в столице России?
- По результатам 2012 года наши туры посетили 12 000 человек...
- Как вы сотрудничаете с другими представителями туристического бизнеса?
- Разумеется, мы плотно взаимодействуем со средствами размещения, где наши гости живут, и вероятнее всего, увидят информацию о нас. Почти все московские отели 4* и 5* с удовольствием сотрудничают с нами.
Кроме того, несколько компаний в Москве делают экскурсионный продукт, но не являются нашими конкурентами. Например, экскурсии на автобусах Moscow Sightseeing или на кораблях Radisson Flotilia. Разумеется, мы рады партнерству, которое дает возможность нашим гостям получить максимально полное представление о Москве и при этом сэкономить деньги.
- Ваш продукт получил первое место по оценке пользователей портала Tripadvisor как лучшая обзорная городская экскурсия. Что позволило достичь такого успеха, по-Вашему? Отсутствие четко установленной платы за услугу?
- Мы были горды уже по итогам первого года нашей деятельности стать столь высоко оцененной экскурсионной компанией в Москве. Тем более, рейтинг составлен на основе отзывов клиентов. Я уверен, что это результат нашей постоянной заботы о качестве экскурсии, о том, чтобы она была ярким переживанием в жизни человека.
Какими бы маркетинговыми приемами ни пользовались принимающие туроператоры, иностранные туристы больше всего ценят единственный фактор — качество сервиса и туристического продукта.