Мини-отели – чемодан без ручки?
Стремительный рост числа небольших объектов размещения в Петербурге, наблюдавшийся до и после его 300-летия, сейчас практически «сошел на нет». Если 10 лет назад мини-отели возводились по сотне в год, то теперь, в лучшем случае, открывается всего два десятка. Они по-прежнему удерживают свой сегмент рынка и стараются развиваться, однако желающих стать хозяином такого бизнеса становится все меньше. И на то есть причины...
Количество «малышей» поддается только экспертной оценке: никто точно не знает, сколько таких объектов размещения находится в городе на Неве. По официальной статистике их около 500, а знатоки рынка уже называют цифру 1000. Почему такая разница?
Не знаем, как считать
«Эпидемия появления малых отелей», как характеризует этот процесс директор Петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, началась в северной столице в начале 2000-х на фоне острой нехватки номеров в больших отелях.
Это был период, когда многочисленные питерские «коммуналки», находящиеся, как правило, в центре города, с помощью небольших инвестиций массово превращались в гостиницы, которые и помогли юбиляру принять всех гостей. Тогда, 10 лет назад, никто особенно не задумывался об их легализации: они пользовались спросом у клиентов и позволяли решать проблему нехватки номерного фонда. И только потом, когда в Петербурге действовали уже сотни объектов размещения на 5, 10 или 20 номеров, начались попытки «вписать» их в законодательство о туризме. Продолжаются они до сих пор, хотя подобные проблемы есть и в Сочи, и в Москве, и в других регионах страны.
«Среди петербургских отельеров как-то исторически сложилось, что гостиницы емкостью до 10 номеров мы причисляем к разряду мини-отелей, а от 10 до 50 – к малым», – говорит Алексей Мусакин. При этом под малой гостиницей, как правило, понимается отдельно стоящее здание, а мини-отели обычно размещаются в жилом доме: это может быть и одна квартира в подъезде, и целый этаж.
Единого подхода к определению формата малых средств размещения нет не только в Петербурге, но и во всей стране. В Москве, например, отельеры используют условную классификацию, в которой есть мини-отели (емкостью до 15 номеров как в нежилом фонде, так и квартирного типа) и малые отели (в отдельно стоящих зданиях, до 50 номеров). А еще москвичи относят к таким объектам хостелы и даже квартиры, сдающиеся посуточно.
Но считать ли квартиру, которую регулярно сдают туристам, малым объектом размещения? Кто и как должен ее проверять на предмет обеспечения безопасности и соблюдения санитарных норм? И должен ли вообще кто-то проверять? Нужно ли определять отдельные требования для мини-отелей в жилых домах? И стоит ли им предъявлять те же претензии, что и большим гостиницам?..
Увы, на большинство этих вопросов внятных ответов до сих пор нет: в России не принят закон о малых средствах размещения, который регламентировал бы такую деятельность. Не принята, впрочем, и классификация, способная учесть все нюансы этого вида турбизнеса. В результате энное число малых объектов размещения работает неофициально. Так проще, потому что, попав в число «официальных» гостиниц, они регулярно наталкиваются на трудности взаимодействия с теми или иными контролирующими органами.
Мал мала меньше
С малыми отелями более-менее ясно: это коммерческая недвижимость, на которую, как и на большие гостиницы, распространяются свои законы. А вот с мини-отелями в жилых домах и квартирами, посуточно сдаваемыми в аренду, ясности по-прежнему никакой.
До сих пор для меблированных комнат, как их часто называют, не разработаны особые правила пожарной безопасности или регистрации иностранцев. Причем с формальной точки зрения владелец квартиры, к примеру, в противоречие с законом практически не вступает. Если его действия не ущемляют прав и интересов соседей, он волен поступать с собственным жильем так, как считает нужным. В том числе и сдавать его посуточно. Кстати, по экспертным оценкам, кроме мини-отелей, сейчас в Петербурге сдают в аренду до 8 тыс. квартир, из которых не менее 25% – посуточно.
В силу широкого предложения арендовать квартиру можно даже в пик спроса, в «белые ночи». За 3 тыс. рублей в сутки вполне вероятно найти комфортабельную, с хорошей мебелью и техникой, двухкомнатную квартиру недалеко от центра, в которой можно жить, как минимум, вчетвером. То есть за 750 рублей в сутки с человека… За эти деньги заселиться даже в хостел получится вряд ли, а если и удастся, то придется жить в комнате на 8–10 человек, больше похожей на казарму.
Не стоит думать, что все малые объекты размещения скорее похожи на частные квартиры или общежития. Вовсе нет. Среди них есть и очень экономичные варианты, и те, которые по уровню комфорта, безопасности вполне могли бы претендовать на «звезды».
Процесс идет?..
Знают ли «наверху» о существование проблем «малышей»? Безусловно. Последняя попытка как-то упорядочить их деятельность была предпринята недавно. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение наконец-то разобраться с их статусом. Только вот уверенности в том что, что дело быстро двинется с места, пока нет.
«Еще 6 лет назад мы разработали законопроект, который представили и в Смольный, и в Общественный совет по развитию предпринимательства при губернаторе Петербурга, и в Законодательное собрание, – говорит Владимир Васильев, президент НП «Ассоциация малых гостиниц Петербурга». – Несмотря на то, что появление этого закона смогло бы значительно облегчить жизнь хозяев меблированных комнат, хостелов и даже малых гостиниц, движения по его рассмотрению как не было, так и нет»...
С тем, что проблемы этой категории объектов размещения практически не решаются, а значительная часть вопросов остается без конкретных ответов, соглашается и Лилия Биткулова, эксперт по сертификации туристских услуг и услуг средств размещения.
«Пока существующее законодательство не позволяет однозначно определять статус таких объектов, – сообщает она для тур новостей. – Соответственно, и регулировать их деятельность затруднительно». Например, существующие нормы предписывают каждой маленькой гостинице, располагающей даже 5 номерами, иметь свое кафе.
По мнению Владимира Васильева, для хозяев отеля оно явно будет убыточным.
Туманное будущее
«Небольшие гостиницы всегда могут найти на рынке свою нишу. Скорее всего, сейчас надо развивать сектор хостелов и малых отелей эконом-класса», – считает Алексей Мусакин. Однако, развиваться дальше, не имея определенного правового статуса, система малых средств размещения уже не может.
Есть еще один серьезный «тормоз» – рост цен на недвижимость. Сейчас цена квадратного метра жилья в центре Петербурга достигает планки в $5 тыс., и тенденция к ее увеличению сохраняется. Если учитывать, что при организации мини-гостиниц часто используют инвестиционную схему «короткого плеча» (сначала выкупается квартира, затем – другая, этаж, и так далее), затраты инвесторов постоянно растут. К тому же жильцы, которых расселяют поэтапно, нередко ставят свои, подчас невыполнимые условия. Их понять можно: торопиться им некуда и незачем, – с появлением в подъезде гостиницы в нем, как правило, воцаряются порядок и комфорт. Плюс к этому, квартиры в центре становятся все более дорогим элитным жильем.
Список проблем дополняет кадровый вопрос. Мини-отелям нужны не просто хорошие специалисты, а универсалы, способные самостоятельно выполнять целый ряд многоплановых функций. Если учитывать, что уровень заработной платы в этой отрасли остается не слишком высоким, найти таких «многостаночников» трудно.
«Рентабельность снижается, поскольку затраты растут постоянно, а значительно повышать стоимость услуг небольшие отели не могут, – говорит Алексей Мусакин. – Поэтому тем, кто начал работу 1–2 года назад, трудно рассчитывать на быструю отдачу: чтобы окупить затраты, им понадобится не меньше 8–10 лет.
В связи с этим будущее у «малышей» пока туманно: вкладывать значительные средства в не слишком прибыльный бизнес, сопряженный с законодательной неопределенностью, сейчас уже никто не хочет. А малым объектам размещения, которые уже действуют, остается и дальше пытаться «вписаться» в общую систему российского отельного бизнеса.
Свой клиент
Очевидно, что далеко не все гости нуждаются в том большом объеме услуг, который гарантируют крупные и средние гостиницы: многим необходимы только возможность комфортного размещения и максимальная близость к объекту командировки. Все остальное они получают за счет городской инфраструктуры, чувствуя себя более свободно.
Нельзя забывать и о том, что маленькие отели создают особую атмосферу домашнего уюта и спокойствия. Поэтому основной их контингент – индивидуалы.
«Вернулась вчера из Питера. Очень довольна отелем, – пишет в отзывах одна из туристок. – Мой одноместный стандартный номер был небольшим, но ведь мало кто приезжает в город на Неве для того, чтобы устраивать приемы. Зато у меня был фантастический вид из окна на канал Грибоедова и Исаакиевский собор. До метро пешком всего две минуты, а до Невского проспекта, не спеша, – пятнадцать. Лучшего расположения для отеля трудно пожелать...»
Таких отзывов у петербургских (наверняка и у московских, сочинских и других) «малышей» предостаточно. Ведь они, несмотря на всяческие препоны, продолжают работать и способны предоставлять отдых того качества, который ищет клиент. Да, у них нет своего кафе и холла с позолотой, но свой постоялец находится всегда.
Может быть, к этому гостиничному «чемодану» все же пора привинтить законодательную «ручку»? Ведь тогда «нести» его и государству, и бизнесу станет намного удобнее.