Права туриста и новый закон – что поменяется?
Актуальная и постоянно обсуждаемая тема защиты прав туристов не смолкает никогда. Но сегодня мы говорим о том, как будут соотноситься права потребителей, отраженные ФЗ «О защите прав потребителей», и изменения туристского законодательства
Правоприменитель
Пленумом был раскрыт целый ряд моментов, по которым ранее не было устоявшейся и единообразной судебной практики. Далее отметим ряд существенных положений, раскрытых Пленумом и проведем параллель с изменяющимся туристским законодательство
1. Постановлением установлен запрет на возврат судами искового заявления потребителя, поданного им по месту своего жительства. Таким образом, уточняется и конкретизируется предоставленное ФЗ «О защите прав потребителей» № 2300–1 от
Данное положение регулируется исключительно законодательство
Таким образом, туристы или иные заказчики вправе подавать иски или по месту нахождения ответчика или по месту своего жительства. При этом ответчиком может быть любое лицо, определенное истцом (
2. В части уменьшения неустойки, подлежащей взысканию с туроператора, турагента на основании ст. 333 Гражданского кодекса РФ определены дополнительные критерии, являющиеся основанием для ее уменьшения. Применение статьи 333 Гражданского кодекса РФ возможно: 1) в исключительных случаях, 2) по заявлению ответчика. Кроме того, суд при исследовании вопроса о снижении неустойки должен определить и указать мотивы, допускающие уменьшение неустойки. (Пункт 34 Постановления).
Сами принципы начисления не меняются. Но можно отметить, распределяя ответственность между туроператором и турагентом, законодатель предполагает, что неустойку будет оплачивать виновное лицо, а это может быть как туроператор (за непредоставление или ненадлежащее предоставление турпродукта), так и турагент (по вышеуказанным основаниям).
3. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера имущественного вреда, в связи с этим размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой компенсации и в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
Общие положения компенсации морального вреда закреплены в ст. 151 Гражданского кодекса РФ:
«Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».
Однако следует учитывать, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда, достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. (Пункт 45 Постановления).
Данный вопрос регулируется гражданским законодательство
4. Следует также обратить внимание на разъяснения, касающиеся взыскания штрафов, при удовлетворении требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя или общественного объединения потребителей, в зависимости от того, кем заявлено исковое требование). Постановлением разъяснено, что суд взыскивает вышеназванный штраф вне зависимости от того, заявлялось ли такое требование. (Пункт 46 Постановления).
Данное обстоятельство следует помнить всем профессиональным участникам туристского рынка. Даже если турист не заявляет данное требование ни в претензии, ни в исковом заявлении, это не означает, что суд не взыщет эту сумму.
А от понимания суммы потенциального взыскания, отчасти, зависит определение стратегии ведения дела и, например, принятие решение о заключении мирового соглашения.
Отмечу, что данное положение регулируется исключительно законодательство
5. Важными для турагентов являются также разъяснения об ответственности турагентов. В частности Пленумом разъяснено, — разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец
Данная позиция Пленума (в части правоотношений в туристской деятельности) выработана, в том числе, в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» №
В частности абзацем 3–5 ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» установлено:
«Туроператор несет предусмотренную законодательство
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени».
Следует отметить, что возложение на туроператора ответственности возможно только при надлежащем исполнении турагентом принятых на себя обязательств, как перед заказчиком туристского продукта, так и перед туроператором. (Пункты 48, 50 Постановления).
В части распределения ответственности с —
Причем турагент будет отвечать полностью за срыв тура, если это произошло по его вине.
Конечно, судебной практики по вопросам применения туристского законодательства после