Автотуризм в России – настоящее и будущее
Автомобильные путешествия, по мнению экспертов, могут стать одним из самых популярных направлений внутреннего туризма России. Журнал TRN решил выяснить, какие предложения сегодня существуют на рынке, и поинтересовался у экспертов, насколько востребован автомобильный турпродукт, каковы нюансы его формирования и перспективы развития сегмента отрасли.
На сегодняшний день в ассортименте очень немногих операторов можно встретить предложения по автомобильным турам внутри России, поскольку игроки рынка полагают, что это относится к сегменту самостоятельного туризма и не может приносить прибыль. Журнал TRN обратился за комментариями в компании, которые занимаются развитием направления.
Есть ли спрос?
Представители турбизнеса в России отмечают рост интереса к путешествиям на авто. Так, по внутрироссийским направлениям он составляет 10-15% ежегодно, а по зарубежным этот показатель несколько выше – 15-20%. Тем не менее, автомобильный туризм в данный момент занимает всего 1% в структуре внутреннего российского турпотока. Однако в последнее время наметились некоторые положительные изменения в данном сегменте.
Так, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» предусмотрено создание автотуристических кластеров в четырёх регионах страны: «Золотые ворота» в Алтайском крае, «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина» в республике Бурятия, «Всплеск» в Ростовской области и «Задонщина» в Липецкой области. Кроме того, в пяти муниципальных районах Пензенской области, расположенных вблизи федеральной трассы М5 «Москва – Челябинск», планируется строительство современного кемпинга. В свежих новостях туризма в России можно подробнее ознакомиться с новым проектом.
По словам бренд-менеджера АРТЕКС TRAVEL (подразделения компании «Артекс» -официального дилера Jaguar Land Rover) Виктории Цыганковой, интерес к автомобильным путешествиям постоянно растёт и на сегодняшний день это направление пользуется спросом среди россиян. Компания организует поездки, как по зарубежным, так и по российским маршрутам. К примеру, в июле «Артекс» запустил автопробег из Москвы до Австрии продолжительностью 15 дней. Программа тура совмещала несколько видов отдыха: познавательный, гастрономический и активный.
«Не так давно мы организовали автопробег в Суздаль, в котором принимали участие 30 экипажей (65 человек). Как правило, в одном экипаже – 2 взрослых и ребенок. Мы в последнее время замечаем такую тенденцию, что людям начинают надоедать стандартные варианты отдыха, поэтому стараемся создавать оригинальные путешествия, которые будут интересны всей семье», – отмечает Виктория Цыганкова.
В свою очередь, специалист по активным турам компании Юлия Ширшина сообщила специально для журнала тур новостей TRN, что у фирмы много постоянных клиентов, которые предпочитают отправляться в поездки два раза в год в зимнем и летнем сезоне. К тому же, «клиентский портфель» пополняется за счет новичков, только начинающих открывать для себя этот вид туризма, которые, как правило, возвращаются «за отдыхом».
Она также сообщила, что туроператор организует автомобильные путешествия для групп от 15 до 35 человек, и старается сделать путешествие максимально комфортным с ночёвками на базах отдыха.
В компании «Астравел» говорят, что интерес к автотурам отличается стабильностью, и каждый год держится примерно на одном уровне.
«Чтобы в сегменте произошло оживление, необходимо вводить моду на такие путешествия. К примеру, не так давно многие россияне открыли для себя Алтай и начали активно путешествовать по этому региону», – говорит эксперт отдела внутреннего туризма туроператора Елена Балабанова.
По её словам, особый интерес у соотечественников вызывают автомобильные путешествия по Алтаю, Кольскому полуострову, Камчатке и Карелии. Цена таких туров начинается от 30 тысяч рублей. Елена Балабанова отмечает, что в стоимость входит питание, проезд, снаряжение, техническое сопровождение, экскурсионное обслуживание. Эксперт говорит, что цена турпакета могла быть ниже, если бы не дороговизна перелёта.
Представители рынка сообщают, что автотуры пользуются спросом среди мобильных путешественников с достатком выше среднего уровня в возрасте от 35 лет, которые хотят открыть для себя что-то новое. При этом рост интереса к этому сегменту наблюдается со стороны семейных туристов. Средняя продолжительность автомобильных поездок составляет порядка 7-10 дней.
В моде нынче автоквесты
Кроме стандартных автопутешествий, на рынке стали появляться креативные предложения. Так, ярославский туроператор «Волга-тур» запустил интерактивный автомобильный турпродукт – автоквесты.
«Семьи с детьми любят путешествовать на автомобилях. Это не только выгодно, но и дает полную свободу перемещения, выбора средств размещения, мест отдыха», – уточняют в компании.
Для клиентов, предпочитающих поездки на собственных автомобилях, в фирме придумали сказочный автоквест, в котором точно известны только даты и города путешествия. Маршрут выдается в виде загадок, отгадав которые туристы перемещаются из одного места в другое. По ходу поездки их ждет встреча со сказочными персонажами, театрализованные представления, игры, мастер-классы. Задача туроператора – логически построить маршрут и включить в него те места, которые будут интересны и взрослым и детям.
«Чтобы дать туристам больше свободы, мы высылаем им список меню местных ресторанов, перечень отелей, расположенных на маршруте и предлагаем сделать выбор», – говорит директор бизнес-направления экскурсионного и корпоративного туризма «Волга-тур» Ольга Лобанова.
По её словам такие туры интересны не только индивидуальным туристам, но и корпоративным клиентам.
«Сказочный семейный автоквест - это наш первый шаг. Новые автоквесты ориентированы на корпоративного туриста. Команды на собственных автомобилях, либо на предоставленных нами микроавтобусах будут соревноваться между собой, выполняя различные задания. География городов для автоквеста – это все Золотое Кольцо», – добавила она.
Сложности бизнеса
При этом на рынке есть и такие компании, которые специализируются исключительно на автомобильном туризме. Так, автомобильное турагентство «Автотурист» занимается разработкой индивидуальных планов поездок и маршрутов по России и Европе, подбирает и бронирует отели, осуществляет визовую поддержку.
По словам владельца компании Павла Корчагина, спрос на автомобильные путешествия ежегодно повышается в районе 10-15%. Однако эксперт отмечает, что дальнейшему развитию этого вида туризма в России препятствует слабая инфраструктура, качество дорожного покрытия, отсутствие околодорожного сервиса и системы указателей на достопримечательности, а также недостаток кемпинговых площадок, туристско-информационных центров и отелей эконом-класса.
«Значимой проблемой также является отсутствие качественных путеводителей, дорожных карт и атласов по России, где были бы обозначены все исторические и культурные объекты того или иного региона. Это полезно не только для путешественников, но и представителям турфирм было бы значительно легче формировать маршрут. В большинстве европейских атласов такие обозначения есть. Кроме того, актуален недостаток квалифицированных кадров в отрасли», – сказал он.
Также эксперт отметил, что открыть кемпинг в России – это довольно трудоёмкая задача, и для частного бизнеса существует множество законодательных препятствий, поэтому многие предприниматели в итоге вынуждены отказаться от своей идеи.
По словам Павла Корчагина, часть туристов отказывается от путешествий на автомобиле из-за вопроса безопасности на российских дорогах. Это также останавливает потенциальных инвесторов от запуска проекта.
Эксперты сходятся во мнении, что автомобильный туризм перспективный сегмент рынка, но для его становления в России потребуется ещё немало времени.
На сегодняшний день в ассортименте очень немногих операторов можно встретить предложения по автомобильным турам внутри России, поскольку игроки рынка полагают, что это относится к сегменту самостоятельного туризма и не может приносить прибыль. Журнал TRN обратился за комментариями в компании, которые занимаются развитием направления.
Есть ли спрос?
Представители турбизнеса в России отмечают рост интереса к путешествиям на авто. Так, по внутрироссийским направлениям он составляет 10-15% ежегодно, а по зарубежным этот показатель несколько выше – 15-20%. Тем не менее, автомобильный туризм в данный момент занимает всего 1% в структуре внутреннего российского турпотока. Однако в последнее время наметились некоторые положительные изменения в данном сегменте.
Так, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» предусмотрено создание автотуристических кластеров в четырёх регионах страны: «Золотые ворота» в Алтайском крае, «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина» в республике Бурятия, «Всплеск» в Ростовской области и «Задонщина» в Липецкой области. Кроме того, в пяти муниципальных районах Пензенской области, расположенных вблизи федеральной трассы М5 «Москва – Челябинск», планируется строительство современного кемпинга. В свежих новостях туризма в России можно подробнее ознакомиться с новым проектом.
По словам бренд-менеджера АРТЕКС TRAVEL (подразделения компании «Артекс» -официального дилера Jaguar Land Rover) Виктории Цыганковой, интерес к автомобильным путешествиям постоянно растёт и на сегодняшний день это направление пользуется спросом среди россиян. Компания организует поездки, как по зарубежным, так и по российским маршрутам. К примеру, в июле «Артекс» запустил автопробег из Москвы до Австрии продолжительностью 15 дней. Программа тура совмещала несколько видов отдыха: познавательный, гастрономический и активный.
«Не так давно мы организовали автопробег в Суздаль, в котором принимали участие 30 экипажей (65 человек). Как правило, в одном экипаже – 2 взрослых и ребенок. Мы в последнее время замечаем такую тенденцию, что людям начинают надоедать стандартные варианты отдыха, поэтому стараемся создавать оригинальные путешествия, которые будут интересны всей семье», – отмечает Виктория Цыганкова.
В свою очередь, специалист по активным турам компании Юлия Ширшина сообщила специально для журнала тур новостей TRN, что у фирмы много постоянных клиентов, которые предпочитают отправляться в поездки два раза в год в зимнем и летнем сезоне. К тому же, «клиентский портфель» пополняется за счет новичков, только начинающих открывать для себя этот вид туризма, которые, как правило, возвращаются «за отдыхом».
Она также сообщила, что туроператор организует автомобильные путешествия для групп от 15 до 35 человек, и старается сделать путешествие максимально комфортным с ночёвками на базах отдыха.
В компании «Астравел» говорят, что интерес к автотурам отличается стабильностью, и каждый год держится примерно на одном уровне.
«Чтобы в сегменте произошло оживление, необходимо вводить моду на такие путешествия. К примеру, не так давно многие россияне открыли для себя Алтай и начали активно путешествовать по этому региону», – говорит эксперт отдела внутреннего туризма туроператора Елена Балабанова.
По её словам, особый интерес у соотечественников вызывают автомобильные путешествия по Алтаю, Кольскому полуострову, Камчатке и Карелии. Цена таких туров начинается от 30 тысяч рублей. Елена Балабанова отмечает, что в стоимость входит питание, проезд, снаряжение, техническое сопровождение, экскурсионное обслуживание. Эксперт говорит, что цена турпакета могла быть ниже, если бы не дороговизна перелёта.
Представители рынка сообщают, что автотуры пользуются спросом среди мобильных путешественников с достатком выше среднего уровня в возрасте от 35 лет, которые хотят открыть для себя что-то новое. При этом рост интереса к этому сегменту наблюдается со стороны семейных туристов. Средняя продолжительность автомобильных поездок составляет порядка 7-10 дней.
В моде нынче автоквесты
Кроме стандартных автопутешествий, на рынке стали появляться креативные предложения. Так, ярославский туроператор «Волга-тур» запустил интерактивный автомобильный турпродукт – автоквесты.
«Семьи с детьми любят путешествовать на автомобилях. Это не только выгодно, но и дает полную свободу перемещения, выбора средств размещения, мест отдыха», – уточняют в компании.
Для клиентов, предпочитающих поездки на собственных автомобилях, в фирме придумали сказочный автоквест, в котором точно известны только даты и города путешествия. Маршрут выдается в виде загадок, отгадав которые туристы перемещаются из одного места в другое. По ходу поездки их ждет встреча со сказочными персонажами, театрализованные представления, игры, мастер-классы. Задача туроператора – логически построить маршрут и включить в него те места, которые будут интересны и взрослым и детям.
«Чтобы дать туристам больше свободы, мы высылаем им список меню местных ресторанов, перечень отелей, расположенных на маршруте и предлагаем сделать выбор», – говорит директор бизнес-направления экскурсионного и корпоративного туризма «Волга-тур» Ольга Лобанова.
По её словам такие туры интересны не только индивидуальным туристам, но и корпоративным клиентам.
«Сказочный семейный автоквест - это наш первый шаг. Новые автоквесты ориентированы на корпоративного туриста. Команды на собственных автомобилях, либо на предоставленных нами микроавтобусах будут соревноваться между собой, выполняя различные задания. География городов для автоквеста – это все Золотое Кольцо», – добавила она.
Сложности бизнеса
При этом на рынке есть и такие компании, которые специализируются исключительно на автомобильном туризме. Так, автомобильное турагентство «Автотурист» занимается разработкой индивидуальных планов поездок и маршрутов по России и Европе, подбирает и бронирует отели, осуществляет визовую поддержку.
По словам владельца компании Павла Корчагина, спрос на автомобильные путешествия ежегодно повышается в районе 10-15%. Однако эксперт отмечает, что дальнейшему развитию этого вида туризма в России препятствует слабая инфраструктура, качество дорожного покрытия, отсутствие околодорожного сервиса и системы указателей на достопримечательности, а также недостаток кемпинговых площадок, туристско-информационных центров и отелей эконом-класса.
«Значимой проблемой также является отсутствие качественных путеводителей, дорожных карт и атласов по России, где были бы обозначены все исторические и культурные объекты того или иного региона. Это полезно не только для путешественников, но и представителям турфирм было бы значительно легче формировать маршрут. В большинстве европейских атласов такие обозначения есть. Кроме того, актуален недостаток квалифицированных кадров в отрасли», – сказал он.
Также эксперт отметил, что открыть кемпинг в России – это довольно трудоёмкая задача, и для частного бизнеса существует множество законодательных препятствий, поэтому многие предприниматели в итоге вынуждены отказаться от своей идеи.
По словам Павла Корчагина, часть туристов отказывается от путешествий на автомобиле из-за вопроса безопасности на российских дорогах. Это также останавливает потенциальных инвесторов от запуска проекта.
Эксперты сходятся во мнении, что автомобильный туризм перспективный сегмент рынка, но для его становления в России потребуется ещё немало времени.
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle