Полеты по РФ и за ее пределы стали доступнее
Лед тронулся: авиаперевозка на внутренних и международных линиях стала дешевле, кроме того, власти страны вплотную подошли к созданию российского лоукостера. Об этих и других тенденциях на рынке авиационной перевозки в России – материал журнала TRN.
Европейские лоукостеры в России
Планы российского правительства по удешевлению авиаперевозки постепенно начинают сбываться.
Тон задали иностранные перевозчики. Сначала в Россию пришел британский лоукостер easyJet. Используя отработанную в Европе бизнес-модель, он предложил на маршрутах Лондон – Москва - Лондон и Манчестер – Москва - Манчестер небывало низкую для России цену – около 6 тыс. руб. со всеми сборами и таксами за перелет в обоих направлениях.
Новую концепцию бизнеса, основанную на возможности индивидуального выбора услуг на борту, предложила «дочка» Lufthansa - немецкий перевозчик Germanwings. Он летает из Москвы в Кельн и Штутгарт, а с 27 октября будет выполнять рейсы и в Гамбург. Минимальный тариф - от 33 евро со всеми таксами, налогами, сборами и транзакциями. А осенью, как сообщают мировые новости туризма, Germanwings начнет летать из Санкт-Петербурга в Берлин, Дюссельдорф и Гамбург.
В конце октября, прорвав монополию «Аэрофлота» на линии Москва-Будапешт, начнет выполнять полеты по этому маршруту венгерская бюджетная компания Wizzair. Цены, конечно, будут ниже аэрофлотовских. Лоукостер также имеет назначение от украинской Госавиации на полеты из Киева в Москву и Санкт-Петербург, но добиться разрешения от российских авиавластей на полеты по этим маршрутам ему пока не удается.
Новый российский лоукостер на подходе
О создании низкобюджетной авиакомпании заявил и «Аэрофлот». И это не пустая декларация о намерениях, не подкрепленная практическими шагами, а решение Совета директоров перевозчика, который признал целесообразным создание бюджетной авиакомпании со стопроцентным участием ОАО «Аэрофлот».
За основу планируется взять бизнес-модели крупнейших лоукостеров Ryanair и Jet Star. Как заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, парк лоукостера составят самолеты Boeing 737 или Airbus A320. Новости авиакомпании сообщают, что при благоприятных условиях полеты начнутся в марте будущего года. Аэропорт базирования еще не определен. Первые два года она будет выполнять рейсы на маршрутах в европейской части России со стабильно высоким пассажиропотоком, постепенно расширяя зону покрытия как в российских регионах, так и за рубежом. Структура компании будет простой и независимой, что обеспечит оперативность реагирования на быстро меняющиеся условия рынка. За пять лет «Аэрофлот» планирует вложить в «дочку» 3,3 млрд. руб.
Эксперты считают, что экономичность бизнес-модели, в том числе отказ от ряда услуг, которые многие пассажиры считают несущественными, позволят лоукостеру снизить стоимость перевозки на 20-40% по сравнению с традиционными перевозчиками и даже составить конкуренцию РЖД на рынке туристических услуг. Первые маршруты будут из Москвы и Санкт-Петербурга.
Компания вряд ли повторит печальную судьбу «Авиановы» или Sky Express, прекративших свою деятельность в 2011 году, считает руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев, так как предпринимаемые властями меры позволяют снизить риски для низкобюджетных перевозчиков.
Меры такие: разработан проект постановления правительства о допуске иностранных граждан к выполнению функций командиров воздушных судов, предполагается разрешить компаниям не включать стоимость питания в цену билета и пересмотреть нормы по бесплатному провозу багажа, а законопроект о невозвратных билетах должен быть рассмотрен в Думе в осеннюю сессию.
Аэропорт для лоукостеров
Более того, Владимир Путин дал правительству поручение проработать вопрос создания в Московском авиаузле аэропорта для базирования низкобюджетных авиаперевозчиков (лоукостеров). Сроки поставлены жесткие - до 15 сентября.
Компания Vegas Lex, привлеченная правительством для разработки модели развития МАУ, рекомендует для этих целей аэропорты Ермолино, Остафьево и Клин. Больше всего подходит, по мнению экспертов, Ермолино, расположенное в Калужской области в 100 км от МКАД. Это аэропорт двойного базирования.
Однако представители авиационных властей отмечают, что прежде чем аэропорт сможет принимать гражданские воздушные суда, его нужно реконструировать – отремонтировать взлетно-посадочную полосу, модернизировать радиотехническое и светосигнальное оборудование, построить терминал, организовать работу служб авиационной безопасности, решить вопрос с транспортной доступностью...
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что все работы планируется закончить к концу 2014 года, и главным инвестором готова выступить авиакомпания «ЮТэйр», которая планирует разместить здесь свое лоукост-подразделение. В презентации перевозчика указано, что оно может начать полеты в 2013-2016 годы.
Отметим, в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» выделение денег на реконструкцию аэропорта на данный момент не предусмотрено. По прикидкам Минтранса, на эти цели может потребоваться 23 млрд. рублей.
Самым непроработанным моментом в этом проекте остается организация транспортного сообщения с аэропортом. Руководство области и «ЮТэйр» планируют выйти с этим предложением к «Аэроэкспрессу». Для запуска перевозки нужно будет проложить несколько километров дополнительных железнодорожных путей.
По мнению руководителя аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, перспективность аэропорта Ермолино во многом зависит от его доступности для пассажиров и стоимости проезда: его дороговизна сведет на нет снижение цен на перелет.
«Второй вопрос – стоимость аэропортового обслуживания. - говорит эксперт. - В аэропортах Московского авиационного узла она меньше, чем в других российских аэропортах – за счет большого потока пассажиров, и в Ермолино это нужно учитывать. Администрация Калужской области может способствовать формированию комфортных цен для низкобюджетных перевозчиков, предложив аэропорту налоговые льготы. В общем, проект вполне перспективен, если местные власти не потеряют к нему интерес».
Внутренние перевозки
По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, средняя стоимость перелета эконом-классом из одного российского города в другой и обратно составляет 23,2 тыс. рублей, что лишь немного меньше средней по России зарплаты. Это в 20, а иногда в 40-45 раз больше, чем в США и Канаде. Заметим, в Штатах стоимость внутренней перевозки не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения.
Из-за дороговизны перелета жители Сибири и Дальнего Востока теряют интерес к курортам Краснодарского края и Минвод и предпочитают отдых в зарубежных странах. Эксперты РСТ сравнили стоимость билетов из Новосибирска и других сибирских городов до Сочи и обратно с ценами на турпакеты в Турцию и Таиланд. Вот что получилось. Билет из Новосибирска стоит 21 670 рублей, в то время как стоимость турпакета в Турцию (отель 2-3*) на шесть ночей с перелетом из Новосибирска составила 20, 5 тыс. рублей, в Таиланд - от 23,6 тысяч (отель 2-3*). Стоимость билетов из Иркутска и Кемерово также превосходит цену туров в Турцию и Таиланд.
Мириться с такой ситуацией российское правительство больше не намерено и поставило задачу максимально удешевить перевозку на внутренних авиалиниях через субсидирование региональных маршрутов. В 2013 году из бюджета РФ будет просубсидирован 61 региональный маршрут на общую сумму 1,3 млрд. рублей.
Программа уже действует в нескольких федеральных округах. Так, с апреля самолеты перевозят пассажиров из 11 городов Приволжского федерального округа (Уфа, Казань, Пермь, Киров, Оренбург, Самара, Нижний Новгород, Пенза, Ульяновск, Ижевск, Саратов) по 17 прямым маршрутам. Ежемесячно будут вводиться новые маршруты. Все 37 прямых маршрутов между 15 городами планируется открыть с 1 октября 2013 года. Опыт Приволжья показал, что объем перевозок увеличился в 2,5 раза, за два месяца было перевезено 40% прошлогоднего объема пассажиров, средства, затраченные на субсидии авиакомпаниям, вернулись в бюджеты в виде налогов с авиакомпаний и аэропортов.
По мнению заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича, продление этого пилотного проекта в Приволжском регионе до 31 декабря с расширением инструментария субсидий позволит увеличить общее количество перевезенных пассажиров до 90 тыс. человек.
Программа субсидирования региональных маршрутов действует с апреля по октябрь. Для снятия чрезмерно ажиотажного спроса в летние месяцы руководство «Трансаэро» предлагает сделать ее круглогодичной, не выходя при этом за рамки выделяемого бюджета. Свои предложения по этому вопросу оно направило в Минтранс.
«Мы уверены, что развитие программы субсидирования внутренних перевозок будет способствовать решению стратегической задачи – восстановлению авиамаршрутной сети России», - заявил директор по авиационной коммерции ЗАО УК «Аэропорты регионов» Сергей Доценко.
Благодаря субсидированию региональных маршрутов перевозчики смогли предложить авиабилеты по ценам, конкурирующим со стоимостью пассажирских перевозок по железной дороге. За май-июнь этого года пассажиропоток на внутренних авиалиниях вырос на 16%. За тот же период объем продаж билетов на поезда дальнего следования упал на 22%. Эксперты считают, что если поддерживать такой уровень цен, то РЖД получит мощного конкурента в лице авиации.
Планы минтранса предусматривают рост объема внутренних межрегиональных перевозок с 4,54 млн. пассажиров в 2012 году до 9,1 млн. в 2018 году. За этот же период количество региональных маршрутов должно увеличиться с 1,3 тыс. до 1,9 тыс.
Аэропорты и демонополизация
Кроме того, правительство планирует развивать инфраструктуру аэропортов. Около 70% российских взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием были построены более 20 лет назад, из них 12% требуют срочной реконструкции. Соответствующие работы должны быть завершены в 2018 году.
Авиационные власти также собираются продолжить либерализацию международных полетов из России. Планируется демонополизировать те направления, на которых летает один назначенный регулярный перевозчик и выполняется большое количество чартерных рейсов.
Также правительство готовит распоряжение об обязательном наличии в крупных аэропортах двух и более поставщиков авиатоплива и сопутствующих услуг пассажирам.
Европейские лоукостеры в России
Планы российского правительства по удешевлению авиаперевозки постепенно начинают сбываться.
Тон задали иностранные перевозчики. Сначала в Россию пришел британский лоукостер easyJet. Используя отработанную в Европе бизнес-модель, он предложил на маршрутах Лондон – Москва - Лондон и Манчестер – Москва - Манчестер небывало низкую для России цену – около 6 тыс. руб. со всеми сборами и таксами за перелет в обоих направлениях.
Новую концепцию бизнеса, основанную на возможности индивидуального выбора услуг на борту, предложила «дочка» Lufthansa - немецкий перевозчик Germanwings. Он летает из Москвы в Кельн и Штутгарт, а с 27 октября будет выполнять рейсы и в Гамбург. Минимальный тариф - от 33 евро со всеми таксами, налогами, сборами и транзакциями. А осенью, как сообщают мировые новости туризма, Germanwings начнет летать из Санкт-Петербурга в Берлин, Дюссельдорф и Гамбург.
В конце октября, прорвав монополию «Аэрофлота» на линии Москва-Будапешт, начнет выполнять полеты по этому маршруту венгерская бюджетная компания Wizzair. Цены, конечно, будут ниже аэрофлотовских. Лоукостер также имеет назначение от украинской Госавиации на полеты из Киева в Москву и Санкт-Петербург, но добиться разрешения от российских авиавластей на полеты по этим маршрутам ему пока не удается.
Новый российский лоукостер на подходе
О создании низкобюджетной авиакомпании заявил и «Аэрофлот». И это не пустая декларация о намерениях, не подкрепленная практическими шагами, а решение Совета директоров перевозчика, который признал целесообразным создание бюджетной авиакомпании со стопроцентным участием ОАО «Аэрофлот».
За основу планируется взять бизнес-модели крупнейших лоукостеров Ryanair и Jet Star. Как заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, парк лоукостера составят самолеты Boeing 737 или Airbus A320. Новости авиакомпании сообщают, что при благоприятных условиях полеты начнутся в марте будущего года. Аэропорт базирования еще не определен. Первые два года она будет выполнять рейсы на маршрутах в европейской части России со стабильно высоким пассажиропотоком, постепенно расширяя зону покрытия как в российских регионах, так и за рубежом. Структура компании будет простой и независимой, что обеспечит оперативность реагирования на быстро меняющиеся условия рынка. За пять лет «Аэрофлот» планирует вложить в «дочку» 3,3 млрд. руб.
Эксперты считают, что экономичность бизнес-модели, в том числе отказ от ряда услуг, которые многие пассажиры считают несущественными, позволят лоукостеру снизить стоимость перевозки на 20-40% по сравнению с традиционными перевозчиками и даже составить конкуренцию РЖД на рынке туристических услуг. Первые маршруты будут из Москвы и Санкт-Петербурга.
Компания вряд ли повторит печальную судьбу «Авиановы» или Sky Express, прекративших свою деятельность в 2011 году, считает руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев, так как предпринимаемые властями меры позволяют снизить риски для низкобюджетных перевозчиков.
Меры такие: разработан проект постановления правительства о допуске иностранных граждан к выполнению функций командиров воздушных судов, предполагается разрешить компаниям не включать стоимость питания в цену билета и пересмотреть нормы по бесплатному провозу багажа, а законопроект о невозвратных билетах должен быть рассмотрен в Думе в осеннюю сессию.
Аэропорт для лоукостеров
Более того, Владимир Путин дал правительству поручение проработать вопрос создания в Московском авиаузле аэропорта для базирования низкобюджетных авиаперевозчиков (лоукостеров). Сроки поставлены жесткие - до 15 сентября.
Компания Vegas Lex, привлеченная правительством для разработки модели развития МАУ, рекомендует для этих целей аэропорты Ермолино, Остафьево и Клин. Больше всего подходит, по мнению экспертов, Ермолино, расположенное в Калужской области в 100 км от МКАД. Это аэропорт двойного базирования.
Однако представители авиационных властей отмечают, что прежде чем аэропорт сможет принимать гражданские воздушные суда, его нужно реконструировать – отремонтировать взлетно-посадочную полосу, модернизировать радиотехническое и светосигнальное оборудование, построить терминал, организовать работу служб авиационной безопасности, решить вопрос с транспортной доступностью...
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что все работы планируется закончить к концу 2014 года, и главным инвестором готова выступить авиакомпания «ЮТэйр», которая планирует разместить здесь свое лоукост-подразделение. В презентации перевозчика указано, что оно может начать полеты в 2013-2016 годы.
Отметим, в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» выделение денег на реконструкцию аэропорта на данный момент не предусмотрено. По прикидкам Минтранса, на эти цели может потребоваться 23 млрд. рублей.
Самым непроработанным моментом в этом проекте остается организация транспортного сообщения с аэропортом. Руководство области и «ЮТэйр» планируют выйти с этим предложением к «Аэроэкспрессу». Для запуска перевозки нужно будет проложить несколько километров дополнительных железнодорожных путей.
По мнению руководителя аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, перспективность аэропорта Ермолино во многом зависит от его доступности для пассажиров и стоимости проезда: его дороговизна сведет на нет снижение цен на перелет.
«Второй вопрос – стоимость аэропортового обслуживания. - говорит эксперт. - В аэропортах Московского авиационного узла она меньше, чем в других российских аэропортах – за счет большого потока пассажиров, и в Ермолино это нужно учитывать. Администрация Калужской области может способствовать формированию комфортных цен для низкобюджетных перевозчиков, предложив аэропорту налоговые льготы. В общем, проект вполне перспективен, если местные власти не потеряют к нему интерес».
Внутренние перевозки
По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, средняя стоимость перелета эконом-классом из одного российского города в другой и обратно составляет 23,2 тыс. рублей, что лишь немного меньше средней по России зарплаты. Это в 20, а иногда в 40-45 раз больше, чем в США и Канаде. Заметим, в Штатах стоимость внутренней перевозки не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения.
Из-за дороговизны перелета жители Сибири и Дальнего Востока теряют интерес к курортам Краснодарского края и Минвод и предпочитают отдых в зарубежных странах. Эксперты РСТ сравнили стоимость билетов из Новосибирска и других сибирских городов до Сочи и обратно с ценами на турпакеты в Турцию и Таиланд. Вот что получилось. Билет из Новосибирска стоит 21 670 рублей, в то время как стоимость турпакета в Турцию (отель 2-3*) на шесть ночей с перелетом из Новосибирска составила 20, 5 тыс. рублей, в Таиланд - от 23,6 тысяч (отель 2-3*). Стоимость билетов из Иркутска и Кемерово также превосходит цену туров в Турцию и Таиланд.
Мириться с такой ситуацией российское правительство больше не намерено и поставило задачу максимально удешевить перевозку на внутренних авиалиниях через субсидирование региональных маршрутов. В 2013 году из бюджета РФ будет просубсидирован 61 региональный маршрут на общую сумму 1,3 млрд. рублей.
Программа уже действует в нескольких федеральных округах. Так, с апреля самолеты перевозят пассажиров из 11 городов Приволжского федерального округа (Уфа, Казань, Пермь, Киров, Оренбург, Самара, Нижний Новгород, Пенза, Ульяновск, Ижевск, Саратов) по 17 прямым маршрутам. Ежемесячно будут вводиться новые маршруты. Все 37 прямых маршрутов между 15 городами планируется открыть с 1 октября 2013 года. Опыт Приволжья показал, что объем перевозок увеличился в 2,5 раза, за два месяца было перевезено 40% прошлогоднего объема пассажиров, средства, затраченные на субсидии авиакомпаниям, вернулись в бюджеты в виде налогов с авиакомпаний и аэропортов.
По мнению заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича, продление этого пилотного проекта в Приволжском регионе до 31 декабря с расширением инструментария субсидий позволит увеличить общее количество перевезенных пассажиров до 90 тыс. человек.
Программа субсидирования региональных маршрутов действует с апреля по октябрь. Для снятия чрезмерно ажиотажного спроса в летние месяцы руководство «Трансаэро» предлагает сделать ее круглогодичной, не выходя при этом за рамки выделяемого бюджета. Свои предложения по этому вопросу оно направило в Минтранс.
«Мы уверены, что развитие программы субсидирования внутренних перевозок будет способствовать решению стратегической задачи – восстановлению авиамаршрутной сети России», - заявил директор по авиационной коммерции ЗАО УК «Аэропорты регионов» Сергей Доценко.
Благодаря субсидированию региональных маршрутов перевозчики смогли предложить авиабилеты по ценам, конкурирующим со стоимостью пассажирских перевозок по железной дороге. За май-июнь этого года пассажиропоток на внутренних авиалиниях вырос на 16%. За тот же период объем продаж билетов на поезда дальнего следования упал на 22%. Эксперты считают, что если поддерживать такой уровень цен, то РЖД получит мощного конкурента в лице авиации.
Планы минтранса предусматривают рост объема внутренних межрегиональных перевозок с 4,54 млн. пассажиров в 2012 году до 9,1 млн. в 2018 году. За этот же период количество региональных маршрутов должно увеличиться с 1,3 тыс. до 1,9 тыс.
Аэропорты и демонополизация
Кроме того, правительство планирует развивать инфраструктуру аэропортов. Около 70% российских взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием были построены более 20 лет назад, из них 12% требуют срочной реконструкции. Соответствующие работы должны быть завершены в 2018 году.
Авиационные власти также собираются продолжить либерализацию международных полетов из России. Планируется демонополизировать те направления, на которых летает один назначенный регулярный перевозчик и выполняется большое количество чартерных рейсов.
Также правительство готовит распоряжение об обязательном наличии в крупных аэропортах двух и более поставщиков авиатоплива и сопутствующих услуг пассажирам.
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle