Центры бронирования: плюсы и минусы для ТА

Алена Донская, 10.10.2016 16:31
Просмотров: 42230

В редакцию TRN c вопросом обратился директор одного из подмосковных турагентств. Коллегу беспокоит возможная перспектива работы с центрами бронирования (ЦБ) на обязательной основе (после смены профильного законодательства). С помощью эксперта TRN, адвоката, медиатора Димитрия Морозова постараемся осветить актуальную для рынка тему.

«Недавно был случай у знакомых турагентов. Они забронировали тур через центр бронирования у одного крупного туроператора. Оплату перевели, проверили, — вроде все хорошо, в ЦБ она прошла. Спокойно стали ждать вылета туристов. Однако прямо перед вылетом ТО не выдал коллегам документы для туристов, поскольку оплата туроператору от ЦБ не произошло. Это была очень неприятная ситуация. И очень бы не хотелось, чтобы такая схема работы стала обязательной», — рассказывает турагент.



Отвечает адвокат, медиатор Димитрий Морозов:


«Центры бронирования в профессиональной туристической деятельности выполняют посредническую функцию. ФЗ „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (далее — отраслевой закон) данный вид деятельности подробно не регламентирован, с учетом существа правоотношений между туроператором, агентом и субагентом. Но этот вид хозяйствования можно отнести к турагентской деятельности, поскольку согласно статье 1 отраслевого закона под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Также деятельность центров бронирования регулируется главами 49 (Поручение) или 51 (Комиссия) и/или 52 (Агентирование) Гражданского кодекса РФ.

В частности статьей 1009 Гражданского кодекса РФ установлено: если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.

В этой же статье установлено актуальное ограничение, согласно которому субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору, за исключением случаев, когда субагент может действовать на основе передоверия.

При этом платежи между турагентами и туроператорами, при заключении субагентских договоров проводятся через агента (центр бронирования).

Но для многих начинающих турагентов работа с центрами бронирования является более простой. Вместо заключения договоров с каждым отдельным туроператором они получают возможность работать по одному договору и через один личный кабинет в CRM системе, что удобно, а, возможно, и за повышенную комиссию.

Также можно отметить, что в ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“, в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017 г. не вводится отдельная категория участников туристского рынка — центры бронирования. Данный вид деятельности будет также регулироваться нормами гражданского законодательства РФ.

Но следует помнить, что новая редакция закона предполагает наличие доверенности у турагента от туроператора, и при работе через центр бронирования должна быть доверенность в порядке передоверия, выданная в строгом соблюдении с положениями гражданского законодательства.

Кроме того, сведения о турагентах в сфере выездного туризма, непосредственно реализующих туристские продукты потребителям, должны быть переданы туроператорами в „Турпомощь“. Для этого турагенты-посредники должны, по моему мнению, предоставлять туроператорам информацию обо всех субагентах.

С учетом обстоятельств, можно сказать, что с юридической точки зрения турагент вправе и сейчас и с 01.01.2017 г. самостоятельно выбрать, каким образом ему осуществлять предпринимательскую деятельность, заключив контракт с туроператором напрямую или через турагента-посредника».

Комментарии (1)

Турагентства -это тот же магазин. Тогда и магазины нужно обязать платить депозиты, выдавать доверенности, состоять в реестре и т.д, что требуют от ТА. Деньги пусть покупатели переводят сразу поставщикам и производителям, а магазины ждут своей прибыли раз в месяц... Бред!!!
11.10.2016 в 13:56, Елена
Комментарии для сайта Cackle