Эксперт: Сокращение игроков и объемов рынка неизбежно
В связи с чередой громких скандалов, связанных с падением крупных туроператорских компаний на российском рынке, портал TRN продолжает серию комментариев со стороны туристической отрасли. На этот раз мы представляем мнение руководства онлайн-компании - мини-интервью с коммерческим директором проекта DaTravel.com Еленой Борисовой.
- Как отразятся на туристическом рынке последние события?
- Спрос на пакетные туры снизится, глубина продаж серьезно сократится. Это сезонный тренд, усиленный банкротствами. Полагаю, мы заметим снижение спроса, отложенного как в связи с последними событиями, так и в связи с ростом инфляции в стране. Туристическую отрасль ждет серьезное испытание на прочность. Сокращение игроков и объемов рынка неизбежно. Я ожидаю снижения объемов примерно на 30-40%.
- Как бы вы определили главные причины происходящего?
- Основные причины, на мой взгляд, заключаются в отсутствии финансовой дисциплины и недостаточном надзоре со стороны государства за соблюдением законов (законов и правил много, а контроля за их соблюдением мало). Поэтому возникает вопрос по осуществлению контроля финансового положения перевозчика, анонсированный государством в 2009-10 годах. Если бы мониторинг финансового состояния проводился регулярно, то перевозчику было бы указано на подозрительную дебиторскую задолженность. Невозможность ее логично обосновать привела бы к срочному требованию погашения долга с заказчика.
Скорее всего, цепочка кредиторской задолженности была бы короче и пострадало бы не 25 тысяч человек, а гораздо меньше. Следует отметить безответственность или злой умысел участников бизнеса: при таком наращивании долга очевидно, что у владельцев было понимание о невозможности к осени достигнуть нужных объемов продаж и расплатиться по долгам. В такой ситуации сложно рассчитывать и на кредит. Это заведомо убыточная практика, не подкрепленная финансовой подушкой.
Я намеренно не рассматриваю эту ситуацию в разрезе санкций или динамики стоимости жизни, чтобы мы могли абстрагироваться от этих факторов и увидеть результаты функционирования очередной финансовой пирамиды.
- Какие уроки должен извлечь турбизнес из происходящего и какие меры могут помочь вернуть доверие к туротрасли?
- Турбизнес осенью придет к выводу, что необходимы, во-первых, дифференциация продуктов и каналов продаж, во-вторых, сокращение стоимости бизнеса в целях увеличения маржи и в-третьих, принятие решений о консолидации или ухода с рынка. На мой взгляд, туротрасль вернет доверие очень быстро — у людей все-таки плохая память и четкое убеждение, что случиться может что угодно и с кем угодно, но только не со мной. Часть уйдет в сектор самостоятельного планирования путешествий.
Я ожидаю перестройку структуры продаж путешествий в сторону увеличения доли самостоятельных путешественников. Туротрасль уже реализует и продолжит интенсифицировать усилия в части развития технологических платформ самостоятельного построения туров. Это повысит безопасность в части платежей (например, стоимость перелета или проживания в отеле в ряде случаев будет уходить напрямую поставщику, что гарантирует заселение, вылет и т.д.), а также снизит себестоимость бизнеса.
- Как отразятся на туристическом рынке последние события?
- Спрос на пакетные туры снизится, глубина продаж серьезно сократится. Это сезонный тренд, усиленный банкротствами. Полагаю, мы заметим снижение спроса, отложенного как в связи с последними событиями, так и в связи с ростом инфляции в стране. Туристическую отрасль ждет серьезное испытание на прочность. Сокращение игроков и объемов рынка неизбежно. Я ожидаю снижения объемов примерно на 30-40%.
- Как бы вы определили главные причины происходящего?
- Основные причины, на мой взгляд, заключаются в отсутствии финансовой дисциплины и недостаточном надзоре со стороны государства за соблюдением законов (законов и правил много, а контроля за их соблюдением мало). Поэтому возникает вопрос по осуществлению контроля финансового положения перевозчика, анонсированный государством в 2009-10 годах. Если бы мониторинг финансового состояния проводился регулярно, то перевозчику было бы указано на подозрительную дебиторскую задолженность. Невозможность ее логично обосновать привела бы к срочному требованию погашения долга с заказчика.
Скорее всего, цепочка кредиторской задолженности была бы короче и пострадало бы не 25 тысяч человек, а гораздо меньше. Следует отметить безответственность или злой умысел участников бизнеса: при таком наращивании долга очевидно, что у владельцев было понимание о невозможности к осени достигнуть нужных объемов продаж и расплатиться по долгам. В такой ситуации сложно рассчитывать и на кредит. Это заведомо убыточная практика, не подкрепленная финансовой подушкой.
Я намеренно не рассматриваю эту ситуацию в разрезе санкций или динамики стоимости жизни, чтобы мы могли абстрагироваться от этих факторов и увидеть результаты функционирования очередной финансовой пирамиды.
- Какие уроки должен извлечь турбизнес из происходящего и какие меры могут помочь вернуть доверие к туротрасли?
- Турбизнес осенью придет к выводу, что необходимы, во-первых, дифференциация продуктов и каналов продаж, во-вторых, сокращение стоимости бизнеса в целях увеличения маржи и в-третьих, принятие решений о консолидации или ухода с рынка. На мой взгляд, туротрасль вернет доверие очень быстро — у людей все-таки плохая память и четкое убеждение, что случиться может что угодно и с кем угодно, но только не со мной. Часть уйдет в сектор самостоятельного планирования путешествий.
Я ожидаю перестройку структуры продаж путешествий в сторону увеличения доли самостоятельных путешественников. Туротрасль уже реализует и продолжит интенсифицировать усилия в части развития технологических платформ самостоятельного построения туров. Это повысит безопасность в части платежей (например, стоимость перелета или проживания в отеле в ряде случаев будет уходить напрямую поставщику, что гарантирует заселение, вылет и т.д.), а также снизит себестоимость бизнеса.
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle