Уникальная экосистема российского рынка туристических услуг
Экосистемный подход становится все более важным трендом в развитии туристического рынка. Формирование востребованного турпродука для широкой клиентской аудитории требует соблюдения множества стандартов и понимания векторов развития туриндустрии: от принципов устойчивого развития и до обладания глубокой экспертизы в сфере технологий. Какие изменения ждут индустрию гостеприимства и туризм в нашей стране наша редакция обсудила с генеральным директором группы компаний MANTERA Вадимом Трукшиным.
— Вадим Анатольевич, Mantera позиционирует себя как
— Архитектуру нашего холдинга можно сравнить с симфоническим оркестром во главе с дирижером. Каждый музыкант
MANTERA — это управляющая компания, отвечающая за комплексную стратегию развития холдинга. Это стратегический архитектор, инструмент управления всеми входящими в группу компаний
Свою миссию как руководителя я вижу в том, чтобы сформировать слаженную команду настоящих единомышленников. Совместная работа команды поможет добиться синергетического эффекта, и, в итоге — реализовать самые амбициозные и масштабные цели, стоящие перед MANTERA.
— Включает ли ваша экосистема собственные
— Неотъемлемым элементом общего управления является цифровизация. В управлении группы компаний — более 6 500 номеров. Без использования цифровых сервисов было бы невозможно предоставлять высокий уровень сервиса гостям, контролировать внутренние процессы и корректировать развитие компаний.
Каждая
— ESG стало одним из основных трендов последних лет в развитии туристической отрасли. Применяете ли вы основные принципы устойчивого развития при работе туристических кластеров и каким образом?
— Мы определили для себя, что устойчивое развитие является приоритетом в компании. MANTERA уделяет особое значение сохранению природного наследия.
Управление деятельностью в области ESG интегрировано в систему корпоративного управления.
Холдинг, в силу его масштаба и участия в стратегических проектах, играет ключевую роль в преобразовании отрасли внутреннего и въездного туризма России, поэтому строит свою политику в соответствии с целями в области устойчивого развития ООН (ЦУР) и национальными целями развития Российской Федерации. Новатором в этой области не только для нашей группы, но и для рынка в целом, стал Курорт Красная Поляна. Курорт Красная Поляна представил первый публичный нефинансовый отчёт о деятельности в области устойчивого развития. В нём отражены наиболее важные аспекты экологического, экономического и социального воздействия деятельности курорта. Работа команды курорта способствует поддержанию здоровья населения России, расширяет доступ людей к устойчивым туристическим продуктам, способствует сохранению природного наследия и
Успешный опыт Курорта Красная Поляна будет масштабирован и на другие наши проекты, как например, экокурорт Лагонаки в Адыгеи. Ну и нельзя не отметить, что создание и развитие туристических кластеров — это рост
— Какие регионы и почему вы оцениваете как наиболее перспективные для развития туристических кластеров в рамках внутреннего и въездного туризма?
— Достаточно посмотреть на географию проектов MANTERA, чтобы понять приоритетные направления компании и масштаб вклада нашего холдинга в формирование туристического ландшафта страны. Сейчас наши объекты больше сконцентрированы в Краснодарском крае и на федеральной территории Сириус. Сочи, как прибрежный кластер, так и горный пользуются неизменным спросом у туристов. Более того, спрос на отдых в Сочи за последние годы увеличился в несколько раз, и превышает предложение, поэтому мы видим еще потенциал развития курортной инфраструктуры. Мы ожидаем, что в 2024 году туристический сезон в Сочи будет еще более насыщенным и интересным. Уже сейчас активно бронируются номера в нашем новом пятизвездочном отеле Mantera Resort & Congress 5*. В 2024 году мы планируем открытие уникального роскошного комплекса MANTERA Seaview residence, и жемчужины всего черноморского побережья —
Горный кластер MANTERA также растет и развивается. В Республике
— Работаете ли вы с сегментом делового туризма? Какие новые концепции для корпоративного туризма вызвали наибольший интерес?
— Можно смело сказать, что на объектах MANTERA созданы одни из лучших в России условий для развития
Зимний сезон также пользуется популярностью: компании все чаще стали включать в корпоративные мероприятия горнолыжные активности как часть развлекательной программы.
Нас выбирают за развитую инфраструктуру и высокий уровень сервиса: растут процент тех компаний, кто проводит в год несколько мероприятий. Также за последнее время число корпоративных клиентов увеличилось в 4,5 раза.
По сравнению с прошлым годом рост спроса на деловой туризм составил 30%. А общая положительная динамика с 2019 года показывает, что количество групп увеличилось в семь раз.
— Какие вы бы могли отметить основные тенденции в
— Я хочу выделить три основных тенденции:
Безопасность и конфиденциальность.
Организаторы мероприятий все чаще уделяют внимание этим пунктам. Они беспокоятся о многих вещах — начиная от паспортов безопасности объектов и заканчивая психологической безопасностью участников.
Конечно, конфиденциальность, особенно для важных частных и деловых мероприятий в эпоху интернета тоже приобретает особое значение.
Совмещение деловых поездок и отдыха или «
Этот тренд — логичное продолжение работы многих компаний по командообразованию и созданию качественного кадрового ресурса, а также возможность перевести взаимоотношения с клиентами и партнерами на новый уровень.
Мы наблюдаем, что все чаще компании организуют мероприятия, где члены семьи едут отдыхать вместе с участником делового мероприятия. Запрос на проведение деловых мероприятий с пользой для физического и ментального здоровья встречается в нашей деятельности все чаще.
Применение принципов ESG
Организаторам мероприятий важно понимать, что выбранная ими площадка соблюдает принципы сохранения окружающей среды, заботится об экологии.
— Есть ли отдельное подразделение или компания в MANTERA, которое занимается только туризмом?
— Да, это решение было принято на основе запроса создавать уникальные мероприятия. Работать с индивидуальными запросами была помогает МANTERA travel. Это туроператор по внутреннему и въездному туризму с головным офисом в Сочи, предлагающий весь спектр туристических услуг: размещение, транспортное обслуживание, организация экскурсионных программ и различных развлечений.
— Расскажите, из каких стран едут туристы? Или доля международного туризма практически отсутствует, и в основном компании работают с внутренними туристами?
— Объективно, в последние годы доля иностранных туристов сократилась, сейчас в сравнении с 2019 годом, она не превышает 4–6% от общего потока. Большая часть — это деловые поездки. В 2024 году мы ожидаем увеличение числа иностранных туристов, прежде всего за счет туристов с Ближнего Востока: из ОАЭ, Бахрейна и соседних с Россией стран, для которых логистически удобны аэропорты вылета.
В 2023 году приятным сюрпризом для нас стали гости из Гвинеи, Уругвая, Зимбабве, Кении, Королевства Марокко, Саудовской Аравии, Мадагаскара, Перу, Руанды, а также из США.
Также за первый квартал 2024 года мы наблюдаем рост на 10% доли туристов, приезжающих из стран, не входящих в зону СНГ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в прибрежном, и в горном кластерах.