Георгий Мохов: «Выездной туризм в России слишком зарегулирован»
В преддверии запуска новых законодательных правил и на фоне свершившейся смены подведомственности российской туристической отрасли мы побеседовали с основателем компании
TRN: Георгий Автандилович, недавно новый
Георгий Мохов (Г.М): Прямой зависимости между тоном общения и кадровыми решениями я не вижу. Виталий Леонтьевич вообще человек с юмором, вполне возможно, что он никаких тайных смыслов в диалог не закладывал, тем более как
TRN: Согласны ли Вы с той критикой, которую высказал
Г.М.: Туризм много лет «мечется» по разной подчиненности и подведомственности, пора уже утвердиться в мысли, что это самостоятельная сфера экономики, требующая серьезного государственного подхода, соответствующего регулирования и планирования. В системе управления очень важна устойчивость и последовательность, тогда развиваются эффективные связи между ведомствами, регионами, появляются государственные программы, налаживается взаимодействие участников — транспорта, курортов, объектов показа, турбизнеса. На это требуется достаточно много времени и усилий.
TRN: В том числе интересует Ваше мнение по поводу старой идеи создания реестра турагентств…
Г.М.: Безусловно, реестр полезен как систематизированная информация об участниках рынка, позволяет посмотреть их количество, распределение по регионам, получить статистику о «ротации» предприятий и так далее. Но, я считаю, что никакой информационный реестр не сможет обеспечить добросовестность рынка. Это просто информация, для быстрого доступа органов власти и потребителей.
Добровольные реестры служат для самоидентификации его участников, их учета. Если реестр не становится обязательным «разрешительным» требованием с определенными финансовыми условиями, которым нужно соответствовать, как например реестр туроператоров, он остается исключительно информационной базой данных. Либо начинает выполнять рекламную функцию, что само по себе маловероятно и затратно. Либо функцию разрешительную, — государство установит требования к обязательному реестровому номеру и санкции за нарушение. Если реестр не выполняет ни рекламной, ни разрешительной функции, это просто полезная база данных, для тех, кому она нужна.
Тема реестра, на мой взгляд, слишком сильно перегрета. Будет он или нет, — на туристический рынок это никакого влияния не окажет. Давайте сейчас с вами сделаем реестр ресторанов, или реестр гостиниц… Сильно это повлияет на качество услуг гостеприимства в
TRN: В идеале как нужно руководить туризмом со стороны государства, чтобы все были довольны? Или это не реально?
Г.М.: В идеале нужно не руководить, а создавать условия для самостоятельного развития отрасли. Государство не может регулировать отношения на свободном рынке, его задача — установить справедливые правила и стандарты, определить льготы для приоритетных направлений и следить за исполнением законов и «собираемостью» налогов. К сожалению, идеальных систем в природе не существует, но нужно к этому стремиться — соблюдать баланс интересов государства, бизнеса и общества.
Главное, чтобы задачи развития туризма не оставались на федеральном уровне. Нужно учитывать «туристические» цели при развитии территорий: благоустраивается исторический центр — сделайте мультиязычную навигацию, место для туристических автобусов, разрешите сувенирную торговлю, подготовьте рекламные буклеты и сайт.
У нас во многих регионах, даже имеющих туристический потенциал, отсутствуют программы развития туризма, не выделены бюджеты даже на элементарную навигацию. А если спуститься на муниципальный уровень, мы можем вообще забыть о
Со стороны государства необходимо полноценное внимание к приоритетным и знаковым территориям, имеющим туристические возможности. Не хочется переходить на лозунги, это большая тема для научного исследования…
TRN: В чем лично Вы видите главные проблемы регулирования отрасли в РФ?
Г.М.: На мой взгляд, это лишнее внимание к регулированию выездного туризма. Весь отраслевой закон посвящен защите прав выезжающих за рубеж граждан и регулированию турбизнеса в сфере выездного туризма. Как будто это самая важная сфера регулирования, имеющая значение для развития туризма в стране. А между тем, предприятия сферы выездного туризма вообще не считаются в регионах представителями туриндустрии. По классификации гостиниц крошечная статья в законе, про аттестацию экскурсоводов вообще ни слова, про детский туризм одна фраза, про развитие туристических территорий вообще ничего… Зато фонды туроператоров описаны во всех подробностях и деталях: страхование и банковская гарантия, фонд персональной ответственности, резервный фонд, требования к деловой репутации, требования к финансовой устойчивости туроператора. По моему, банковский сектор уже меньше регулируется, чем деятельность оставшихся туроператров по выездному туризму.
По существу отраслевой закон не устанавливает правил развития туризма в России.
Но, если вернуться к вопросу, главной проблемой регулирования я бы назвал межведомственную разобщенность, особенно в регионах, и недостаточное понимание региональными и муниципальными властями целей туризма как сферы экономики.
TRN: Почему данные о турпотоках и других показателях, как было отмечено на совещании, в каждом ведомстве свои? Ведь наверняка же есть иностранные аналоги единого подсчета этой информации.
Г.М.: Как сказал классик — «есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика». Подсчет турпотока — очень непростая задача. Аналоги, безусловно, есть, но методика разная.
Если посчитать буквально прибытия в аэропорты московского авиаузла, получится, что основная часть пассажиров прибывает в Московскую область. Но ведь область не будет учитывать этот пассажиропоток как свой туристический в своей статистике? Область учитывает туристов по ночевкам в гостиницах… А если не ночуют? Приходится считать поток музеев, объектов показа,
TRN: По Вашим оценкам, удастся ли российскому турбизнесу хоть немного «выдохнуть» в 2017 году или новое законодательство расслабиться не даст никому?
Г.М.: Я не думаю, что произойдет
TRN: И неофициальный вопрос… Где Вы сами планируете праздновать Новый Год? Это будет особое место?
Г.М.: Выбирали между дальней Азией и ближней Европой. Так что встретим