На мировом туристическом рынке все большее значение и силу набирает сегмент ОТА. О том, как развивается российский онлайн тревел, как проходит сезон и какие прогнозы можно сделать на ближайший период, TRN рассказывает эксперт в этой области, генеральный директор интернет-сервиса для путешественников Biletix Александр Сизинцев.
TRN: Александр, какие главные тенденции можно отметить в этом сезоне в секторе онлайн тревел?
Александр Сизинцев (А.С.): В настоящий момент сразу несколько тенденций определяют развитие российского онлайн тревел рынка. В авиационном сегменте главным фактором изменений выступает стремление авиакомпаний переориентировать покупателей на собственные онлайн-каналы. Это выражается в значительном снижении или отмене агентских комиссий и самостоятельном выходе авиакомпаний на мета-поисковые сервисы. В этих условиях ОТА вынуждены расширять портфолио продаваемых тревел-продуктов вне авиационного сегмента, развивать продажи дополнительных услуг, инвестировать в собственные программы лояльности.
TRN: Как изменилось потребительское поведение пользователей?
(А.С.): Здесь также стоит отметить несколько тенденций. С одной стороны, на фоне стабилизации экономической ситуации и укрепления национальной валюты туристическая активность значительно выросла, и мы приблизились к докризисными показателям продаж.
Так, объем проданных авиабилетов туда-обратно на июль—август 2017 года увеличился на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С другой стороны, на фоне роста популярности лоукостеров и лоукост-тарифов, а значит, снижения стоимости перелетов, наши обороты и маржинальность в авиационном сегменте также падают. Например, в первой половине 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года средний чек на авиабилеты в одну сторону по внутренним направлениям снизился с 7 103 до 6 409 рублей (-10%), по международным — с 12 354 до 9 424 рублей (-24%). Отсюда в авиационном сегменте снизился наш оборот с 8 до 6 млрд рублей. Все это вынуждает нас переориентироваться на неавиационные сегменты, развивая продажи дополнительных услуг — железнодорожных билетов, отелей, туров, туристических страховок, динамических пакетов.
TRN: Каков сегодня расклад сил на рынке онлайн тревел?
(А.С.): За неимением точной финансовой информации, определить доли достаточно сложно. Можно лишь с уверенностью сказать, что на фоне снижения маржинальности в авиационном сегменте ОТА-рынка продолжается рост конкуренции и консолидации. В этих условиях компании, которые не могут выдержать гонки, вынуждены либо уходить с рынка, либо искать узкие ниши.
TRN: К чему стремится динамика развития рынка с точки зрения новых участников?
(А.С.): Выход на рынок для стартапов становится все сложнее. Лично я не помню ни одного стартапа, который смог выйти на рынок онлайн-продаж авиабилетов за последние несколько лет. Тем не менее, на данный рынок могут прийти крупные иностранные игроки, причем как с «Запада», так и с «Востока», в частности, из Китая, например Ctrip, что значительно изменит ландшафт рынка и условия работы.
TRN: Как идет сезон в вашей компании? Какие направления лидируют?
(А.С.): Как я говорил выше, мы выходим на докризисные показатели продаж. Объем проданных авиабилетов туда-обратно на июль—август 2017 года увеличился на 38%. Доля продаж авиабилетов по внутренним направлениям составила в июле—августе 2017 года 61%, по международным — 39%.
Самые популярные внутренние направления в июле—августе 2017 года: Симферополь, Сочи, Анапа, Краснодар, Минеральные воды. Среди международных направлений летом 2017 года самыми лидируют Тиват, Батуми, Бургас, Ларнака и Барселона.
TRN: Каков средний чек в этом летнем сезоне?
(А.С.): Средний чек на авиабилеты туда-обратно по внутренним направлениям снизился с 13 053 рублей до 10 273 рублей, то есть на 22%. По международным направлениям — снижение с 19 155 рублей до 15 357 рублей, то есть на 20%.
TRN: Какие новые технологии уже внедряются в сегменте на мировом рынке и придут ли они в РФ?
(А.С.): Онлайн-трэвел — это высокотехнологичный IT-рынок, поэтому мы работаем в условиях постоянной интеграции новых технологий. В маркетинге все большую популярность получают дополненная и виртуальная реальность, работа с большими данными, искусственный интеллект, голосовые технологии, чат-боты.
Пока на российском ОТА-рынке есть лишь несколько примеров их использования, но больше в экспериментальном порядке или с целью PR. Рядом с ними есть ряд менее «распиаренных», «нишевых» технологий, которые, тем не менее, для нас крайне важны — например, продажа динамических пакетов. Это та технология, которую уже используют крупнейшие игроки рынка, включая Biletix, и потенциал которой достаточно велик.
TRN: Чего стоит ждать сектору нового в этом и следующем году?
(А.С.): С точки зрения потребительских показателей, все будет зависеть от экономические ситуации, поэтому делать какие-либо прогнозы я не берусь. С b2b точки зрения получат распространение существующие тенденции, озвученные выше.
Крупные, пока не прогнозируемые изменения могут произойти в случае прихода на российский рынок новых иностранных игроков, таких как, например, китайский Ctrip, которые будут объединяться или сливаться с крупными российскими ОТА.