Вложить и окупить: каковы перспективы нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»
Государство намерено вложить более 600 млрд рублей в развитие внутреннего туризма. Еще до 2,5 трлн рублей, как предполагается, добавят частные инвесторы. Таковы планы нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Эксперты рынка подчеркивают: важно, чтобы такие огромные вложения дали реальный результат. А вот для этого нужно приложить массу усилий не только федеральному центру, но и регионам, на местах.
Власти начинают грандиозную работу по развитию внутреннего туризма в России. Пандемия, закрытие границ стали своеобразным толчком к этому — кризис дал возможность обратить внимание россиян на красоту и возможности собственных туристических мест. В рамках развития утвержденного национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» решено до 2030 года вложить более 600 миллиардов рублей, говорит
И эти цифры — только государственные вложения. А еще к развитию российских курортов подключат инвесторов. «Объем средств по нацпроекту за счет частных инвестиций до 2030 года мы оцениваем в 2,5 трлн рублей — это и прямые частные инвестиции, которые будут связаны юридически обязывающими документами в рамках инструментов господдержки, и косвенные эффекты с точки зрения частных инвесторов при развитии инфраструктуры», — отмечал замглавы Ростуризма Григорий Прокуронов.
В первую очередь нацпроект будет реализован в таких регионах, как Краснодарский, Камчатский, Алтайский, Приморский край, республика Адыгея, Алтай, Карелия, Сахалин, Калининградская, Свердловская, Мурманская, Иркутская, Новгородская, Тульская и Кемеровская области. В этих регионах есть проекты, которым решено дать зеленый свет, и уже появились инвесторы. Кстати, первые соглашения в рамках нацпроекта уже подписаны. В Адыгее силами Н
Эксперты рынка полагают, что реализацию нацпроекта ждет успех. Кстати, генеральным директором корпорации «Туризм.рф» стал Сергей Суханов, который ранее отвечал, в частности, за строительство олимпийских объектов в Сочи, хорошо разбирается в механизмах
«У инвесторов уже есть интерес к созданию туристических проектов. Просто в одиночку, без господдержки реализовать их оказалось очень сложно и с большими затратами, которые могли и не окупиться. Мы с ними пройдем все самые сложные этапы, будем гарантией удачной реализации проекта. Плюс предоставим меры поддержки, которые позволят снизить долговую нагрузку», — рассказал гендиректор корпорации «Туризм. РФ» Сергей Суханов в интервью РИА Новости.
К такой масштабной идее туристическая отрасль относится с позитивом, но осторожно. Самое важное — чтобы вложенные средства окупились. Как замечает Владимир Канторович, первый
Конечно, считает Владимир Канторович,
Дмитрий Давыденко, председатель Всероссийского объединения туристов, председатель Общественного совета при Ростуризме, считает, что будет не так просто привлечь такие крупные частные инвестиции, так что придется еще и приложить серьезные усилия. А значит, регионам надо сделать все, чтобы их территории были интересны, экологические безопасны, перспективны. «Предыдущий опыт в реализации Федеральных целевых программ (ФЦП) по развитию внутреннего туризма в России таков, что с трудом удалось найти инвесторов на 50 млрд рублей, — рассказывает Дмитрий Давыденко. — При этом важно, чтобы сами предложения, туристические проекты, были интересными. Я был в рабочей группе по реализации ФЦП, и было много пустых заявок, которые никак не связаны с реальностью. Кроме того, часто регионы пытаются решить свои внутренние проблемы за счет денег, которые выделены на развитие туризма. Но какое отношение это имеет к туризму, к созданию нового?».
Новое будет обязательно, и уже появляется. Как замечает Сергей Суханов, у многих регионов потенциал хороший. «В качестве примера могу привести Камчатку. Там есть возможности к увеличения туристического потока без вреда для экологии этого заповедного места. Популярна среди туристов и Карелия, и озеро Байкал, а также Калининград. У них у всех огромный потенциал для развития, нам осталось его только раскрыть и создать в рамках нацпроекта всю необходимую инфраструктуру», — отмечает глава корпорации «Туризм. РФ».
Важно, что регионы тоже вложатся в реализацию нацпроекта. Из 600 с небольшим миллиардов рублей бюджетных средств планируется потратить 529 млрд рублей из федерального бюджета, а остальные 72 млрд рублей — из региональных средств. И вот тут необходимо, чтобы региональные власти осознанно подходили к тому, куда и зачем они вложат деньги. Им на местах виднее, что нужно исправить, изменить, сделать, чтобы турист, приехавший сюда, остался доволен — а еще и не раз вернулся.
При этом многие уникальные уголки России до сих пор страдают от ущерба, который наносится окружающей среде. Байкал, несмотря на закрытие
Не поддается логике ситуация, когда власти собираются вложить такие огромные деньги в развитие туризма на территориях, где до сих пор процветает такое попустительское отношение к природе и не прекращаются многочисленные нарушения природоохранного законодательства. Игроки рынка убеждены, что для того, чтобы еще и инвесторы не теряли интерес к таким потенциально успешным объектам и не зря вкладывали свои деньги, местные и федеральные власти должны позаботиться о подготовке территорий, в том числе об устранении вредных производств.
К тому же ставку надо делать на то, что действительно выгодно, причем в долгосрочной перспективе. Стоимость золота сейчас падает. На цену желтого металла влияет и рост курса доллара, и кризисной ситуации, связанной с пандемией коронавируса.
А вот туристическая отрасль — на точке роста, и будет плавно и постоянно расти еще долгое время. Да и есть что осваивать: в России много территорий, которые, при грамотном подходе, правильном вложении средств, превратятся в настоящие туристические жемчужины.
«Что касается готовности самих регионов и природных территорий, надо понимать, что турист поедет в регион, если он будет четко знать ответ на вопрос „что я там буду делать“, — замечает Дмитрий Давыденко — Вопросы о том, как добраться, где жить и что есть, будут вторичными. И пока на главный вопрос не будет ответа, он туда не поедет, несмотря на хорошие условия по логистике, цене и размещению. И конечно, любой турист сначала будет узнавать про место, куда хочет ехать. А в интернете все про это есть. И про грязные реки и озера тоже прочитает. И тогда турист просто не купит туда тур. Где есть что показать людям, есть и смысл развивать туризм. Нужно готовить почву, в том числе предоставить будущим туристам сохраненные природные уголки».
Владимир Канторович полагает, что в отношении загрязнения природных территорий, в том числе, в местах развития туризма могут помочь только жесткие решения: «Штрафы в отношении предприятий, которые не соблюдают природоохранное законодательство, должны быть такими, чтобы было невыгодно давать взятки. Ну и, конечно, очень нужна поддержка такой природоохранной защиты на федеральном уровне. Ведь регион подчас даже не сильно при чем. Нужна помощь федеральных властей, чтобы на местах принимались правильные решения».
Таким образом, очень многое будет зависеть от позиции региональных властей. «Если регион заложит деньги в проект развития туризма, будет заинтересован, будет развивать свою территорию, сохранять свои уникальные места, искать инвесторов — будет успех. Если же территория будет рассчитывать только на федеральные деньги, это, думаю, ничем не кончится, — считает Дмитрий Давыденко. — И от региона, и от турбизнеса должен идти инициатива. Так что это во многом задача региональная. А федеральные власти должны уже, после оценки экспертами, понимать размеры капиталовложений и то, как деньги будут отбиваться, и затем уже принимать решения о вложениях в развитие туризма в том или ином регионе».