Технологии меняют опыт путешественника
В «Сколково» состоялась конференция TRAVELHUB, посвященная инновационным технологиям в туризме. Представители государства, индустрии и разработчики высокотехнологичных решений обсудили ключевые вопросы отрасли.
Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково», рассказал о планах создания TravelTech Hub — центра компетенций вокруг сегмента технологий для туризма. Как подчеркнул эксперт, в «Сколково» уже более 100 компаний, чьи технологии применимы в сфере туризма, и Фонд рассматривает эти решения как неотъемлемую часть креативных индустрий.
Среди планов по развитию направления эксперт обозначил формирование технологического запроса совместно с государством и создание новых тревел-сервисов для путешественников. По мнению Кирилла Каема, серьезным трендом станет переориентация на внутренний рынок, а рычагом для поднятия качества сервиса при относительно минимальных вложениях должна стать цифровизация.
По словам Константина Паршина, вице-президента, исполнительного директора ИТ-кластера Фонда «Сколково», технологии не просто помогут рынку туризма, а обеспечат его долгосрочный рост. «Опыт путешественника меняется во многом благодаря технологиям. Мы сейчас быстрее решаем куда поехать, быстрее появляются новые туристические продукты, туризм действительно становится массовым», — отметил он.
«2022 год – очередной game changer для индустрии путешествий. Приостановка работы крупных зарубежных платформ привела к переделу рынка бронирования отелей – однако почти за девять месяцев на нём не появилось явного лидера, которому доверяют потребители. В то же время на рынок обратили внимание крупные экосистемы, в том числе и МТС – для запуска своей витрины с российскими отелями мы совершили одну из крупнейших traveltech-сделок и приобрели компанию «Броневик». Экосистема МТС во многом нацелена на развлечения и эмоции, путешествия логично встраиваются в эту концепцию. Кроме сервиса для клиентов, МТС готова дать рынку IT-компетенции – это работа с большими данными, рекомендательные системы, экспертиза в кибербезопасности и другие технологии», - сказал Вадим Мельников, генеральный директор МТС Travel.
Также ОТА начнут использовать Big Data для персонализированной выдачи. Букинг это мастерски делал в последние годы. Ну а отели приложат все усилия, чтобы сохранить свою долю прямых продаж: в этом году их доля составила 52%, а доля всех ОТА, вместе взятых, — 48%. Для этого нужны правильная стратегия, правильные шаги и правильный инструментарий. Мы, как компания, тоже считаем это направление приоритетом номер один и будем прокачивать инструменты, которые помогут отельерам сохранять фокус именно на прямых продажах», — говорит Александр Галочкин, основатель и CEO TravelLine.
После драматического падения в пандемию и осторожного восстановления на протяжении прошлого года от туристического рынка в 2022 году все ожидали роста. Приятно отметить, что несмотря на резко изменившиеся в начале года условия работы, эти ожидания оправдались. Количество заказов в системе бронирования гостиниц Acase.ru значительно превысило показатели 2019 года. Это стало возможным благодаря тому, что группа компаний Академсервис всегда уделяла много внимания развитию IT-технологий. Владимир Долгов, директор по бизнес-процессам компании Академ-Онлайн.
Дмитрий Алиферка, генеральный директор Bronevik.com (входит в МТС Travel):
«В этом году мы совершили разворот от business travel к B2B2C. Из-за перераспределения доли зарубежных игроков, покинувших рынок, с весны мы видим постоянный приток B2C-клиентов – это как клиенты нашей собственной витрины, так и клиенты партнеров-OTA. За 2022 год количество B2C-бронирований инвентаря Bronevik.com в разных каналах выросло уже в 6 раз. Доля B2C в общем количестве бронирований выросла до 50% с 13% в 2021 с учетом тревел-агентств, ОТА и туроператоров. При этом мы развиваемся в B2C не как витрина, а как API-поставщик. Для нас это значительная трансформация, поскольку раньше нашим единственным приоритетом был business travel – теперь список приоритетов расширился. Первая наша задача – как можно сильнее кастомизировать предложение отелей для B2C. Наша ближайшая разработка – гибкая тарифная политика. Это своего рода “конструктор условий проживания”. Для пользователя это означает больше вариативности предложения от отелей, больше скидок и услуг.
Василиса Щебет, ведущий специалист по развитию и коммуникациям с партнёрами Bnovo, рассказала, что тренд на цифровизацию в сфере гостеприимства стал одним из самых главных в этом году. По данным компании, 80% новых клиентов, подключившихся к Bnovo по программе господдержки, (более 2000 гостиничных объектов) ранее не использовали IT-решения для автоматизации своего бизнеса. «Большой спрос на цифровые инструменты, которые помогают отелям увеличивать доход, работать с динамическим ценообразованием и автоматизируют работу с ОТА, перейдет с нами и в будущий год», — прогнозирует эксперт.
Нестеренко Константин, руководитель направления продуктового маркетинга MixVel, рассказал, что основная идея состоит в том, чтобы создать гибкую платформу. Старые решения лишены гибкости. Мир авиации меняется с большой скоростью. Новые стандарты дистрибьюции, новые возможности в области маркетинга авиаперевозок, рост прямой дистрибьюции - все это задает высокую планку. Мы разработали технологию, которая позволит агентам и авиакомпаниям адаптироваться к изменениям рынка с минимальной нагрузкой на собственный ИТ отдел. Мы учли те наработки которые уже есть на рынке и те которые лишь только планируют выходить на рынок.
Со стороны MixVel так же были обозначены интересные задачи для участников Сколково и стартап проектов, решение которых видится перспективным.
Мероприятие организовано сообществом Travel Startups при поддержке Фонда «Сколково» в качестве генерального партнера. Стратегические партнеры конференции: TravelLine и MixVel, партнеры: Smartway, Академ-Онлайн, ТКП, Мой Агент и Platron. При партнерской поддержке Nemo.Travel, Bnovo, Российского союза туриндустрии (РСТ) и выставки Mitt.