На MITT провели круглый стол: “Развитие гостиничной отрасли России: откровенный разговор"
16 марта в рамках MITT при поддержке ФРиО состоялся очный круглый стол на тему “Развитие гостиничной отрасли России: откровенный разговор". В обсуждении приняли участие ведущие эксперты отрасли и госсектора, модератором выступил лично Вадим Прасов, вице-президент ФРиО по гостиничному бизнесу. Участники дискуссии обсудили текущую ситуацию на рынке, сложившуюся после ухода многих крупных иностранных игроков, проблемные зоны и точки роста, влияние мер поддержки на операционный и инвестиционный бизнес, а также перспективные рынки развития.
Начал дискуссию с актуальной аналитики по рынку и трендов, которые ждут индустрию в 2023 году Валентин Микляев, CEO и генеральный директор Bnovo — облачного сервиса для увеличения дохода отельеров:
— Через наш сервис в год проходит более 14 миллионов бронирований, и мы видим рост именно прямых продаж. Доля OTA сейчас находится на плато, а непосредственно прямые бронирования через модуль набирают обороты. По нашим данным, доля OTA на данный момент составляет 28%, а 72% — это бронирования прямые и совершенные через модуль. Что приятно отметить: падает процент отмен.
Отдельно хочу акцентировать внимание на важном мировом тренде, который приходит в Россию. Он заключается в том, что OTA перестают развивать свои экстранеты и переносят часть функционала в channel manager-ы и PMS. Еще из трендов стоит упомянуть, конечно, mobile first — ориентацию на мобильный трафик, упрощение работы с каналами продаж через API и развитие тренда на использование гибких инструментов ценообразования. Этим инструментам, мы в Bnovo уделяем сейчас особое внимание.
Затем наблюдениями о том, как перестраивается рынок после ухода иностранных отельных брендов поделился Максим Бродовский, генеральный директор AZIMUT Hotels:
— На текущий момент можно точно сказать, что есть высокий спрос на действия профессиональных управляющих компаний. Мы видим большой объем запросов по управлению. Конечно, собственникам, которые работали с иностранными гостиничными брендами нужно время, чтобы принять изменения и перестроить процессы. Но время идет буквально на дни и недели. Сейчас идет далеко не последний этап этой перестройки рынка: будет еще не одна и не 2 итерации этого процесса. Тем более, что пока на гостиничном рынке мало сильных отечественных брендов. Иностранный бренд — это все-таки большое конкурентное преимущество, хотя мы смотрим на то, насколько сильная управляющая команда работала с брендом. Сейчас игроки должны заместить ту часть рынка, которая освободилась, но не все российские игроки занимают такую же проактивную позицию в индустрии, как это ранее делали зарубежные компании. А для кредитующих банков по-прежнему главное, чтобы кредит был возвратный, не важно, льготный он или нет.
Артем Пашкевич, руководитель проектов АО “Гостиничная компания” расценивает ситуацию на рынке таким образом:
— Сейчас мы должны дождаться момента, когда ситуация на рынке окончательно стабилизируется, и понять, какие зарубежные бренды все-таки останутся, ведь многие из них в этом заинтересованы. Мы, как владельцы таких активов, пока ждем. Что касается наших городских отелей — сейчас нет глобальных проблем, есть рост, и мы видим большой потенциал развития в регионах. Если говорить о ситуации в Москве, то в прошлом году были большие потери, но мы справились.
Отмечу, что управление курортами требует определенных специфических компетенций, значительно отличающихся от гостиничного бизнеса в разрезе городских отелей. И в РФ этот рынок еще только развивается, ведь спрос формировался годами, но не удовлетворялся.
От лица госсектора выступил Михаил Шелдунов, директор департамента по взаимодействию с органами власти АО “Корпорация Туризм.РФ”:
— Текущая картина такова, что бизнес активно использует кредитование по специальной низкой ставке и благодаря государственной поддержке может воспользоваться специализированными инструментами поддержки туристического инвестпроекта - от целевых субсидий до софинансирования проектов.
Любые долгосрочные проекты по развитию территорий эффективнее создавать с государственной поддержкой.
Отдельно я обратил бы внимание и на другой тренд. Это реализация городских проектов, которые локализуются вокруг больших культурных, исторических и архитектурных объектов. Государство смотрит в эту сторону: министерства и муниципалитеты уже несколько лет активно работают над улучшением городских территорий. В пример можно привести этнокультурные и ремесленные кластеры, которые создают новые впечатления и эмоции для туристов.
Максим Бродовский, генеральный директор Azimut Hotels:
— Думаю, в ближайшие годы появится еще порядка 50-70 новых проектов с концепцией всесезонной эксплуатации и развитой инфраструктурой различного масштаба, хотя отмечу, что не все они будут именно курортами. И здесь важна, конечно, жизнеспособная финансовая модель.
С точки зрения инвестиционного климата важным направлением для всей индустрии гостеприимства в России является санаторное направление, считает Вадим Прасов. С ним соглашается Михаил Шелдунов, директор департамента по взаимодействию с органами власти АО “Корпорация Туризм.РФ”:
— В разрезе инвестиций конечно отдельно нужно рассматривать санаторное направление, ведь наша страна в этом плане имеет действительно огромный потенциал. Прошлый “золотой” период застройки и развития санаториев прошел в СССР, и материальная база, конечно, уже устарела. Но при этом же есть и безусловный репутационный потенциал тех здравниц, где есть традиции по определенным профилям и в которых можно поправить здоровье. Есть и спрос, и есть, куда развиваться, но нужен высокий современный уровень сервиса и инфраструктура.
Артем Пашкевич, руководитель проектов АО “Гостиничная компания”:
— Соглашусь, и рынок в сейчас в поиске оптимальных решений в санаторном направлении. И мы смотрим в эту сторону в том числе, но готовых решений в индустрии пока нет.
Максим Бродовский, генеральный директор AZIMUT Hotels:
— Отмечу, что расширение гостиничной сети в направлении санаториев помогает диверсифицировать риски. У нас на сегодняшний день довольно сбалансированный портфель, состоящий из городских, загородных и оздоровительных объектов. Один из инвестиционных трендов сейчас — это загородные и курортные объекты, а не городские отели. И судя по текущим реалиям, в обозримой перспективе тренд на загородные объекты будет превалировать.
Задача любого крупного отельного оператора — создать целостную картину для клиента, определенную экосистему бренда под разные потребности. Такую экосистему, чтобы клиент с твоим брендом сначала съездил в командировку, потом — оздоровиться в санаторий, а затем — с семьей на море. Нет сомнений, что у санаторного направления огромные перспективы, в том числе в разрезе доходности для бренда.