РСТ обратился в ФНС с просьбой разъяснить порядок начисления турналога
С января 2025 года вводится туристический налог, его плательщиками становятся средства размещения, которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц и входят в реестр классифицированных средств размещения. Однако, оценивая принятые изменения, экспертное сообщество видит ряд проблем, связанных с правовой неопределенностью самого порядка формирования налоговой базы турналога.
Так, правовая неопределенность возникает, если налогоплательщик предоставляет места в одном номере в рамках оказания одной услуги по временному проживанию одновременного двум и более физическим лицам, одно из которых отнесено к льготной категории. Российский союз туриндустрии (РСТ) направил в адрес главы Федеральной службу по налогам и сборам (ФНС) Даниила Егорова письмо за подписью президента союза Ильи Уманского с просьбой разъяснить вопросы формирования налоговой базы туристического налога в данном случае.
Согласно п. 2 ст. 418.4 Налогового кодекса РФ, есть определенная категория граждан, которые — при условии предоставления налогоплательщику документов, подтверждающих соответствующий статус — не облагаются налогом. Например, это касается тех, кто принимал или принимает участие в специальной военной операции. Налогоплательщик не включает стоимость такой услуги в налоговую базу туристического налога и, фактически, такая услуга освобождается от налогообложения.
«Вместе с тем, в ситуации, когда такой гражданин направляется на отдых вместе со своей семьей, другие члены которой не отнесены к льготным категориям, например, жена и ребенок, но проживают в одном с ним номере в рамках оказания одной услуги по временному проживанию, естественно возникает ряд вопросов о том, каким образом налогоплательщик должен формировать налоговую базу турналога», — сказано в письме РСТ.
«Подлежит ли в таком случае налоговая база по турналогу соразмерному уменьшению в процентном отношении от количества лиц, относящихся к льготной категории лиц, и, если подлежит, то должно ли такое уменьшение производиться и в случае установленной законом минимальной ставки туристического налога в размере 100 рублей за сутки проживания», — спрашивается в письме отраслевого союза.
РСТ предлагает ФНС также рассмотреть возможность не включать в налоговую базу турналога услуги по размещению, которые оказываются членам семей льготной категории лиц, если они проживают в одном номере в рамках оказания одной услуги по временному проживанию.
Как пояснил руководитель юридического отдела РСТ Илья Курский, в отраслевом союзе нет пока объективного понимания, как рассчитывать налоговую базу для туристического налога.
«Кроме вопросов по льготным категориям, есть и другие проблемы. Так, раньше турналог, равно как и курортный сбор, предполагалось выделять отдельной строкой и уплачивать вне единого налогового платежа, а сейчас, в соответствии с Федеральным законом от
В июле 2024 года президент РФ подписал поправки к налоговому кодексу, согласно которым курортный сбор с 1 января 2025 года заменяется на туристический налог. Он должен составить в следующем году 1% от стоимости услуг размещения. К 2029 году ставка налога должна достичь 5%, но не превышать его. Налог включается в стоимость проживания и не может быть меньше 100 рублей за сутки.
Налог будет действовать на всей территории России, но решение о его взимании в каждом муниципальном образовании принимают местные органы власти. В Москве,