Депутаты вновь взялись за отраслевой закон
Ситуация с «Натали Турс» не прошла бесследно для рынка, — законотворцы вновь решили усовершенствовать отраслевой закон, чтобы максимально защитить интересы туристов.
На этот раз депутаты подготовили законопроект, предусматривающий внесение изменений в статью 10 Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». В частности, предлагается обязать ТО выдавать туристам документы, подтверждающие непосредственную оплату туроператором гостиницы или иного средства размещения, а в случае оплаты частями, документов, подтверждающих оплату части их стоимости.
«Документы об оплате (части оплаты) должны быть выданы туристу и (или) иному заказчику не позднее чем через 24 часа с момента передачи туроператору туристом и (или) иным заказчиком денежных средств. В случае нарушения данной обязанности туроператор обязан выплатить туристу или иному заказчику штраф 10% от суммы переданной туристом туроператору в счет оплаты гостиницы или иного средства размещения и предоставляет туристу и иному заказчику право требовать расторжения договора и возврата уплаченной суммы. Срок для выплаты штрафа и возврата уплаченной суммы составляет один день с момента предъявления данного требования», — говорится в тексте законопроекта.
Авторы документа полагают, что такая мера позволит минимизировать незапланированные финансовые риски со стороны туристов.
«Практика демонстрирует, — вместо того, чтобы получать фондирование от кредитных организаций, туроператоры предпочитают безвозмездно пользоваться деньгами туристов, что в итоге повышает риски нарушения их прав. Таким образом, установление обязанности, предусматривающей выдачу туроператором (агентом) туристу подтверждение оплаты проживания и ответственности за нарушение этой обязанности, будет способствовать прекращению вышеуказанных порочных практик», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
По мнению экспертов, эта мера не сможет защитить туристов.
«Уже есть норма предписывающая выдавать туристам билет не позднее чем за 24 часа до вылета. Как видно по ситуации с „Натали“ — эта норма никого не спасла. Предлагаемая депутатами норма также не сможет защитить туристов.
Операторы смогут прописать в договоре, что документом, подтверждающим оплату, является ваучер. Или оплатить 1% от цены размещения — законопроект это допускает — спасет это туристов? А вот добросовестным операторам такой закон жизнь осложнит еще больше.
Итоги предсказуемы — рост цен и снижение конкуренции. Одним словом, законопроект вызывает скепсис», — отмечает владелец компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Александр Байбородин.
Конечно, туристы должны быть защищены, от этого и отталкиваемся. Тогда еще вопросы:
1. Страховка ТО в 30-50 млн. руб. спасает туристов крупных туроператоров?
Ответ: НЕТ! По моему опыту, туристам Лабиринта по страховке вернули 2,5% от стоимости тура!
2. Страховым компаниям выгодно страховать ТО?
Ответ: НЕТ! По недавним крахам страховых компаний и по огромной стоимости данного вида страхования (около 500 000 руб.) это видно.
3. Не опасно ли ТО страховать свои туры?
Ответ: ОПАСНО! Опять таки по недавним крахам страховых компаний ясно, что автоматически под необходимость делать новую страховку попали десятки ТО.
4. Какие ТО могут себе позволить оплачивать такие высокие страховки?
Ответ: только очень крупные, у которых по несколько массовых направлений, где индивидуально туристами никто не занимается.
А отрасль подавала свои голоса в пользу страхования каждого туриста в отдельности на полную сумму его путевки. Но услышаны эти голоса не были.