«Первоцвет». Ранний цвет в русской фотографии
В Центре современного искусства города Чебоксары открылась выставка «Первоцвет» (“Primrose”), которая демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии.
На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов — можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.
Справочно: Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской — в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками, которая производились или самим фотографом, или сотрудничавшими с ним художниками. И прежде всего это относится к портретам — одиночным или семейным, которые люди заказывали на память. Фотографические ателье Нечаева, Ушакова и Эрикса, Эйхенвальда изготавливали тысячи раскрашенных фотографических портретов, которые становились важной частью домашнего интерьера.
К концу XIX века, к 1880-1890-м годам раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами. Вместе с промышленным бумом конца XIX-начала ХХ веков стены домов начинают украшать не только раскрашенные пейзажи, но и фотографии индустриальных построек. Начало Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьская революция 1917 года положили конец той России, память о которой сохранилась в раскрашенных фотографиях и автохромах второй половины XIX-начале ХХ веков. В СССР цветной фотографии не существовало до конца войны.
В 1960-1970-е годы в СССР на широком рынке появляется цветная диапозитивная пленка. В отличие от цветной негативной пленки, которая требовала сложного и дорогостоящего процесса проявления для последующей печати, цветная диапозитивная пленка могла быть проявлена и в домашних условиях. Прежде всего, ею широко пользовались любители, создававшие слайды, которые можно было смотреть дома через диапроекторы. В это же время в СССР возникает неофициальное искусство, развивавшее эстетику и новый способ художественной концептуализации действительности, отличные от видоизменявшегося, но по-прежнему довлевшего соцреализма. Важной частью этого неофициального искусства становится фотография. Так, в конце 1960-х-начале 1970-х Борис Михайлов начинает снимать на цветную диапозитивную пленку серию «Сюзи и другие».
Более полувека советской власти, прошедшие после революции 1917 года, радикально изменили Россию. Окружающая действительность приходила в упадок, и воспитанному на советских лозунгах человеку не приходило в голову обращать на это внимание. Но это была единственная реальность, данная в ощущениях, и Борис Михайлов пытается проявить ее цвет, очеловечить ее своим вниманием и дать ей право на существование.
Борис Михайлов, снимая «Сюзи и других», нарушает нормы и проявляет личность, своих героев и свою. Эти съемки нельзя было показывать публично, но слайды можно было проецировать дома, в мастерских друзей-художников, в небольших, часто полуподпольных клубах научно-технической интеллигенции, которая после сталинских репрессий начала оживать во время хрущевской оттепели. Слайд-проекции Бориса Михайлова становились определенным аналогом квартирных выставок неофициального искусства. Через цвет он проявлял унылую унифицированность и убогость окружающей жизни, а его слайд-перфомансы помогали объединению людей, чье сознание и жизнь в эти годы начало выскакивать из догматической сетки советской идеологии, которая допускала только один цвет — красный.