"Вакантное место": Зарплата в туризме увеличивается
В текущем 2013 году заработная плата в сфере туризма, отельного и ресторанного бизнеса выросла в целом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8%. Таковы результаты исследования, проведенного компанией HeadHunter в рамках совместного проекта с Travel Russian News (TRN) «Вакантное место».
Мы продолжаем знакомить своих читателей с последними тенденциями рынка труда, связанного с туристическим сектором и отельным бизнесом. На этот раз представляем результаты исследования динамики вакансий на туристическом рынке России в 2012 году и прогнозы по отдельным направлениям на 2013 год.
Сколько получают в отрасли
Стоит отметить, что динамика роста зарплат в каждом из секторов рынка туристических услуг существенно отличается. В исследовании в качестве примера задействованы три позиции: «управляющий гостиницей», «менеджер по туризму», и «менеджер по бронированию».
Наиболее высокий скачок уровня предлагаемой среднего оклада отмечен на первой из трех позиций. Так, в 2012 году управляющему гостиницей предлагалось в среднем 70 тысяч рублей (тыс. руб.), а в 2013 году – уже 100 тыс. руб. Таким образом, рост составил 42,8%. На второй строчке – менеджеры по бронированию, которые стали получать больше на 16% - 34,8 тыс. руб. против 30 тыс. руб. годом ранее. Менеджерам по туризму предлагают оклад, всего на 2 тысячи превышающий прошлогодний вариант – 30 вместо 28 тыс. руб. (+ 6,6%).
При этом, оклад в диапазоне 100-300 тыс. руб. в наступившем году предлагался лишь 2% соискателей. На 80-100 тыс. руб. могли претендовать чуть больше – 3% претендентов и 6% специалистов компании готовы были платить 60-80 тыс. руб.
Последние данные новостей туризма сообщают о том, что самая популярная зарплата в отрасли составляет 20-30 тыс. руб. Такой оклад предлагается 28% соискателей. От 30 до 40 тыс. руб. работодатели готовы платить 24% специалистов, еще 18% приходится на оклад уровня 40-60 тыс. руб., 13% - 15-20 тыс. руб., 10-15 тыс. руб. заплатят 5% от общего числа соискателей и 1% получит только 5-10 тыс. руб.
Портрет соискателя
Если по итогам различных исследований, проведенных в 2011-2012 году, основную долю кандидатов в сфере туризма составляла молодежь, то в Год змеи отрасль постепенно становится более зрелой. Так, согласно анализу hh.ru, 41% желающих работать в индустрии - это люди 26-35 лет. Далее следуют молодые специалисты 22-25 лет – 29%, затем молодежь до 22 лет – 14% и зрелые профи 36-45 лет – 12%. Профессионалы в возрасте 46-55 лет составляют всего 4% от общего потока соискателей, а люди старше 55 лет - только 1%.
Как и прежде, представительницы прекрасного пола лидируют в отрасли. На долю соискательниц приходится 64% от общего числа претендентов и 36% - мужчины. Как правило, большинство специалистов имеют высшее образование – 58% и 42% - среднее.
Базовый английский язык в арсенале 45% соискателей, 22% не владеют такими навыками, 12% готовы проходить интервью на иностранном языке, 16% - отлично знают английский и 5% читают профессиональную литературу на чужом языке, то есть владеют им практически, как родным.
По-прежнему довольно большой процент претендентов на вакантные места в туризме не имеют опыта работы в отрасли - 14%. Однако основная часть соискателей - это тяжеловесы в профессии, проработавшие 6 и более лет – 31%.
Еще 29% хорошо знакомы со спецификой индустрии, поскольку потратили на нее 3-6 лет своей жизни. От 1 года до 3 лет в туризме работали 26% соискателей.
Как мы уже отмечали ранее, большинство руководителей турфирм предпочитают брать на работу опытных сотрудников. Так, от менеджеров с опытом работы от двух лет и более работодатели ждут «свободного английского», опыта участия в рекламных турах, хорошего знания турбизнеса в России, отельной базы и направлений, а также умения работать в системах бронирования и оформлять все необходимые для тура документы.
Как правило, «тяжеловесы» должны приходить на работу с собственной клиентской базой, знать несколько иностранных языков, уметь организовывать VIP-туры и иметь опыт работы в MICE.
Движение вакансий
Как выяснилось, самая большая конкуренция в отрасли на место сложилась в 2012 году в Санкт-Петербурге. Согласно hh.индексу, в среднем на одну вакансию там приходилось по 4,6 резюме от соискателей. Москва на втором месте – 3,7 резюме на одну вакансию.
Большинство же российских миллионников выглядят по этому показателю примерно одинаково. Так, в Ростове - на-Дону на одну вакансию приходилось по 2,2 резюме, в Казани и Новосибирске – по 2, в Екатеринбурге – 1,9, в Самаре и Уфе – 1,6, в Нижнем Новгороде – 1,5. Самыми дефицитными специалисты сферы туризма, отельного и ресторанного бизнеса оказались в Воронеже, где на одну вакансию приходилось в 2012 году по 1,4 резюме.
Если говорить об общем состоянии рынка, то он продолжает довольно активно прибавлять в весе. Так, рост числа предложений в январе 2013 года составил 41% к аналогичному уровню предыдущего года. Предполагается, что по итогам февраля рынок вакансий увеличится по сравнению с прошлогодним февралем на 54%.
Кстати, в прошлом году самый большой прирост потока предложений в отрасли пришелся на период с августа по ноябрь. При этом, рынок вакансий особенно заметно «проседал» с февраля по апрель 2012 года. Всего в 2012 году на hh.ru было размещено 45 404 вакансии в сфере «туризм по всей России».
Согласно данным hh.ru, основное количество вакансий в сфере туризма (в том числе гостиничного и ресторанного бизнеса) сосредоточено в Москве. В 2012 году в столице предлагалось 14 550 рабочих мест. Далее, как и ожидалось, следует Санкт-Петербург – 4997 вакансий, Казань – 1784 вакансии, Нижний Новгород – 1075 предложений и Ростов –на-Дону – 1031 место. Во второй пятерке оказались Воронеж – 810 вакансий, Самара – 713, Екатеринбург – 615, Уфа – 605 вакансий и Новосибирск – 507 вакансий.
Стоит напомнить, что в прошлом году наиболее серьезная конкуренция на профессиональном рынке труда, касающемся туристического, ресторанного и гостиничного бизнеса возникла в отношении вакансии «менеджер по работе с клиентами». На это место в Москве в среднем претендовало 12 человек. На втором месте вакансия «менеджер по продажам», на третьем – «менеджер по туризму», на четвертом - «руководитель офиса продаж».