MICE в Петербурге: застой продолжается
Несмотря на разговоры о важности MICE для Петербурга, существенных положительных изменений в этом сегменте рынка пока не происходит. В рейтингах мирового MICE-туризма город по-прежнему занимает место в восьмом десятке, и по целому ряду параметров серьезно уступает конкурентам.
По экспертным оценкам (более точной статистики нет), около трети всех приезжающих в северную столицу России гостей прибывает сюда с деловыми целями. Следовательно, из побывавших в ней в 2012 году 5,7 млн. человек примерно 1,9 млн. приезжали на конгрессы, конференции, в командировки.
Согласно классификации ICCA, в городе ежегодно проходит лишь два-три десятка MICE-мероприятий. На самом деле их число в несколько раз, больше, но они не попадают в международную статистику по объективным причинам.
По сведениям администрации Санкт-Петербурга, все деловые мероприятия в городе делятся примерно так: 20% приходится на деловые встречи с российскими участниками, 52% - на события с международным участием, а остальные 28% - на конференции исключительно международного характера, среди которых - международные туристические выставки, форумы и конгрессы. Что касается числа участников, то 64% мероприятий предполагает присутствие до 150 человек, 27% - от 150 до 500, и только 9% деловых встреч в Петербурге приходится на события с численностью участников от 500 до 1,2 тыс. человек.
Где проводить
Площадок с соответствующей инфраструктурой в городе на Неве не так уж и много, однако, они отличаются разнообразием. По данным ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга», общий объем конференц-площадей в городе составляет свыше 45 тыс. кв. м (более 90 объектов). Примерно треть площадей приходится на небольшие залы (до 50 кв. м), а вот на залы площадью от 1 тыс. кв. м. – только 1%. Кроме того, сегмент специализированных объектов (конгрессных центров) составляет лишь 9% площадей (11% посадочных мест).
По оценкам Maris Properties, почти половина (44%) конференц-залов Петербурга приходится на отели, 25% расположены во дворцах и музеях, а 14% помещений предоставляют научные учреждения. Оставшиеся 17% - конференц-залы в торговых и бизнес-центрах, концертных залах и спортивно-выставочных комплексах.
«В Петербурге можно встретить абсолютно разные конференц-форматы - это и Русский музей, и лофт-проект «Этажи», и «Ленэкспо... Площадки разнятся по размерам, качеству, назначению и целевой аудитории, но нередко они не могут предоставить весь нужный сервис одновременно», - считает Александра Славянская, генеральный директор УК «Овентал», управляющей новой площадкой «Ткачи». Это действительно так: в «Этажах» или «Ткачах» клиенту предоставят помещения и всю нужную ему аппаратуру, но с питанием и парковкой будут проблемы. То же самое можно сказать и о дворцовых объектах: там хорошо и престижно проводить пленарные заседания, но для работы в секциях, например, они не совсем годятся.
В подавляющем большинстве рынок площадок для MICE в Петербурге формируют гостиницы, новости отельного сектора говорят о том, что все заведения, как правило, имеют конференц-залы разной вместимости, паркинг, рестораны, бизнес-центры, оборудование для синхронного перевода и прочую сопутствующую деловым мероприятиям инфраструктуру. Их преимущество - способность предложить клиенту полный пакет услуг (включая культурную программу). И они этот приоритет используют полностью. Так, до 70% деловых встреч разного формата в Петербурге проходит на гостиничных площадях, а самой популярной «пятизвездочной» площадкой, к примеру, обладает отель «Коринтия Невский Палас»: на протяжении двух последних лет именно он получает звание лучшего в России отеля для конференций (по версии World Travel Award).
И если в сегменте конференц-площадей вместимостью до тысячи человек в Петербурге все в порядке, то объектов более вместительных практически нет.
«Ленэкспо» не может предоставить необходимую инфраструктуру для проведения качественного мероприятия. – считает Павел Гончаров, директор Международного инвестиционного форума по недвижимости PROestate. - Там нет достаточного количества конференц-залов, и оператор, проводящий мероприятие, вынужден самостоятельно строить дополнительные помещения, привлекать интернет-провайдера, кейтеринговые компании, рекламные агентства, клининговые службы и другой сервис».
Однако, ждать осталось недолго: во II квартале 2014 года должна быть сдана в эксплуатацию первая очередь конгрессно-выставочного центра (КВЦ) международного уровня «Экспофорум» неподалеку от «Пулково». Как заявил исполнительный директор ЗАО «Экспофорум» Сергей Воронков, это будет первый в городе масштабный высококлассный объект, который позволит компании сформировать конгрессно-выставочный рынок и занять на нем доминирующее положение. Комплекс разместится на территории площадью 56,2 га и будет включать в себя 7 выставочных павильонов общей площадью 100 тыс. кв. метров, а также конгресс-центр с основным залом на 3 тыс. человек и общей вместимостью до 7 тыс. человек.
Проектом также предусмотрено возведение двух гостиниц, бизнес-центра площадью 24 тыс. кв. метров и объектов сопутствующей и инженерной инфраструктурой (складов, таможенного терминала, кафе, ресторанов). С учетом того, что комплекс появится в районе реконструированного аэропорта и будет предоставлять полный спектр услуг под одной крышей, он действительно может занять место лидера в петербургской сфере MICE, обеспечив возможность приема мероприятий самого разного калибра. Уже сейчас заявлено, что главное деловое событие года, Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), в 2014-м состоится на площадях «Экспофорума».
Вместе с тем Петербург располагает уникальной инфраструктурой для MICE. Например, руководитель IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов полагает, что «корпоративные клиенты устали от классических площадок: Петербург выигрывает тем, что в нем имеется множество исторических объектов, в которых можно проводить встречи самого необычного формата в интересной обстановке».
Нет стратегии
Татьяна Гаврилова, возглавляющая СЗРО РСТ, уверена, что «для активизации MICE- туризма в Петербурге необходим системный подход к развитию этого сегмента туристического рынка. По ее мнению, «если MICE-туризм городу нужен, необходимо развивать направления, которые предполагают системную работу по организации и проведению деловых мероприятий, а также подобрать людей, способных привлекать в качестве помощников и бизнес, и инвесторов».
«При правительстве крупных европейских городов всегда есть конгресс-центры, которые развивают этот сектор. В Петербурге такового нет, а без участия правительства города направление не развить. – соглашается Виктория Желтова, руководитель проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-Запад». - Городу необходимо «вложиться» в продвижение Петербурга на международной арене: это укладывается в стратегию его развития как глобального города, потенциально весьма привлекательного для MICE-туризма».
Формально конгрессный центр в Петербурге существует в рамках Городского туристско-информационного бюро, однако по сути этих функций не выполняет. Созданное еще в 2008 году конвеншбюро, ставшее официальным представителем города в крупнейших международных ассоциациях (ICCA, SITE, ECM), за все это время «отметилось» разве что проведением в Петербурге в марте 2012 года рабочей встречи членов ECM, на которой собрались представители 120 конвенционных бюро и офисов по туризму из 32 стран Европы.
«Мы живем в одном из самых красивых городов мира, однако имидж Петербурга недостаточно продвинут на международном уровне. – считает Виктория Коренова, директор по продажам и маркетингу отеля «Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Пушкин». - Это значительно снижает поток запросов от организаторов и, как следствие, потенциальных мероприятий разных уровней, которые могли бы у нас проводиться».
Увы, но и обещанной властями города тщательно разработанной стратегии развития MICE-туризма в городе на Неве так и не появилось. Конечно, направление упоминается среди прочих и в новой программе развития туризма города на период до 2016 года, но конкретика отсутствует.
Больше креатива
Причин слабого развития MICE-туризма в Петербурге много и нет смысла снова говорить о высоких ценах, «узкой» востребованности периода «белых» ночей и прочем. Процесс тормозит и дефицит свежих идей.
Как выглядит стандартный деловой тур в Петербург? Кроме бизнес-программы, он, как правило, включает в себя и культурную. Классический инсентив-тур, например, длится 4-5 дней, рассчитан на 40-50 человек и включает в себя обзорную экскурсию по городу, посещение Эрмитажа, Петропавловской крепости, Петергофа (или других пригородных дворцов), а также Мариинского театра. Однако Фернандо Томе, директор компании Going Russia, убежден, что «рынок MICE Петербурга может расти на 10-20% ежегодно» при определенных условиях, которые касаются не только снижения цен в «высокий» сезон и усиления продвижения Петербурга как деловой туристической дестинации на международном уровне. «В стандартную программу, по согласованию с заказчиками, стоит включать неординарные элементы - они всегда повышают привлекательность тура», - считает он.
Его мнение поддерживают и другие специалисты. Они считают, что «по готовым схемам заказчики уже работать не хотят - нужны креативные решения». Вплоть до того, что участники инсентив-тура, например, вместе с поварами готовят блюда русской кухни, за кулисами встречаются с коллективом интересного им театра или строят дворец из снега с местными детьми.
Речь идет о том, чтобы в программах для деловых людей были не только «протокольные» мероприятия, но и «изюминка», благодаря которой подчас происходит выбор в пользу той или иной площадки. Если учесть, что в сфере MICE-туризма конкуренция за клиента очень жесткая, а многие города на Востоке, к примеру, берутся организовать туры за меньшие деньги, для Петербурга наличие таких «изюминок» просто обязательно.
Конечно, одна из основных задач – сделать интересным пребывание деловых туристов вне периода «белых» ночей. «Городу необходимо увеличивать число мероприятий международного значения с сентября по май, - уверена руководитель СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова. – Это время может быть интересно деловым туристам хотя бы потому, что за рамками «высокого» сезона цены на все услуги ниже, а доступность объектов интереса – выше».
Согласна с ней и Виктория Коренова из «Кортьярд Мариотт». «Крупные международные мероприятия проводятся, в основном, в «высокий» сезон, и есть месяцы, когда площадок в городе не хватает, а есть период, когда большая часть из них пустует. – констатирует она. - Это невыгодно ни городу, ни бизнесу. Ведь Петербургу есть, что предложить MICE-туристам во все сезоны, и нужно заявлять об этом на международном рынке».
«При анализе развития делового туризма в Петербурге возникнет ощущение постоянного дежа-вю: все уже было… И вспоминается сакраментальное Юрия Визбора - «зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей...», - так пишет о ситуации Евгения Гозман, руководитель ЗАО «Агентство рекламы и консалтинга Равелин». И с ней приходится соглашаться, поскольку сведений о существенном улучшении ситуации в сфере MICE в Петербурге не появляется.