И делу, и потехе – MICE
В России объемы делового туризма, как ожидается, будут расти ежегодно на 15–20% в среднем. Согласно экспертным прогнозам, этот сегмент в ближайшие годы вполне имеет шансы завоевать до 40% всего туристического рынка. Способствуют этому «инновационность» сегмента, постепенное восстановление мировой экономики и глобализация бизнеса во многих отраслях.
Именно эти процессы побудили топ-менеджеров компании ATH Business Travel Solutions и ее партнеров провести Первый Международный инновационный Форум индустрии делового туризма Travel into the Future, который с 9 по 12 апреля проходит в Санкт-Петербурге, Москве и Южно-Сахалинске. Предполагается, что этот «слет» профессионалов станет ежегодным.
Хэдлайнерами форума стали ведущие российские и зарубежные эксперты в области инноваций и турбизнеса, которые проехали с запада на восток России, чтобы поделиться опытом с топ-менеджерами отраслевых компаний и обсудить с ними перспективы развития глобальной и российской индустрии делового туризма.
В обеих столицах страны залы деловых центров, где проходил Форум, были, как говорится в отельном бизнесе, загружены на 100%. Послушать авторитетных экспертов и задать им вопросы приехали руководители отделов закупок, административные и HR-директора, руководители по развитию и маркетингу крупнейших компаний, а также представители отелей и авиаперевозчиков.
Путешествия будущего и будущее путешествий
Как подчеркнул в своем эмоциональном, живом выступлении один из 20 самых влиятельных бизнес-мыслителей современности, консультант компаний Google, Microsoft, Intel, Toshiba, Airbus Патрик Диксон, в ближайшее время наиболее активно бизнес-трэвел будет двигаться вперед в развивающихся странах. Прежде всего, это государства Азии, на которые, как прогнозируют финансовые аналитики, через три года придется около 45% мирового ВВП.
Для примера постоянный участник Международного экономического форума в Давосе привел Китай, со стороны которого в 2012 году были сделаны брони в сфере деловых поездок на общую сумму $15 млрд.
Между тем, эксперт в интервью для новостей туризма подчеркнул, что большинство существующих бизнес-стратегий не готово к переменам, постоянно происходящим в мире. «Например, землетрясение в Японии парализовало несколько отраслей в стране. Это событие будет еще много лет «аукаться» японцам с точки зрения снижения уровня в том числе и деловых поездок из Германии, России и других стран», – заметил Патрик Диксон.
Кстати, по подсчетам экспертов, в год в мире происходит порядка 100 кризисных событий различного свойства, то есть примерно по 2 ЧП в день! В том числе природные катаклизмы, катастрофы, социально-политические баталии…
Оценивая специфику сегмента, аналитик привел данные исследования, в соответствии с которыми каждый третий командировочный путешественник обязательно отводит время на экскурсии или развлечения при посещении той или иной страны.
«Для профессионалов отрасли важно помочь людям быть быстрее, эффективнее, дарить им радость. Для того чтобы услугами компании активно пользовались корпоративные клиенты, требуются согласования привлекательной ценовой политики с отелями, авиакомпаниями и другими участниками процесса, а технологии должны стоять на службе у бизнеса», – добавил Патрик Диксон.
В свою очередь, рассказывая об инновациях и актуальных тенденциях, вице-президент American Express Global Business Travel Лэйн Дубин, подчеркнул, что сегодня до 16% финансовых операций в туризме производятся с мобильных устройств. Предполагается, что к 2015 году с помощью мобильных device будет осуществляться уже до 90% всех транзакций отрасли.
Говоря о том, чего ждут клиенты, Лэйн Дубин сообщил, что компания American Express Global Business Travel недавно проводила исследование на эту тему. В результате выяснилось, что большинство корпоративных заказчиков или 42,4% рассчитывают на помощь business travel компаний в случае непредвиденных или сложных ситуаций. Для 34,8% важно, чтобы процессы, связанные с оплатой услуг и перевозкой багажа проходили максимально комфортно и незаметно, также для 28,7% опрошенных крайне важен сервис в полете.
«Чего ожидать в будущем? Дальнейшего повышения уровня технологичности. Причем, бизнес должен предвосхищать запросы клиентов. В большей степени это должно касаться системы обработки данных в режиме реального времени. Было бы просто идеально, например, ввести систему GPS отслеживания географического местонахождения бизнес-туристов. Это позволило бы компаниям оперативно отрегулировать множество ситуаций», – уточнил Лэйн Дубин.
О новых финансовых решениях в деловом туризме участникам турвыставки рассказал председатель правления «Банк Америкэн Экспресс» Владимир Салахутдинов. Речь шла о повышении эффективности системы расчетов, чего так недостает сегменту сегодня.
Дело в том, что расплатиться с авиакомпаниями за билеты всегда можно заочно, а вот отели работают по другой системе. Да, забронировать номера для своих клиентов business travel компании могут по Интернету, но чтобы оплатить их проживание, туроператорам проходится отправлять гостиницам данные о своих банковских картах, чтобы те сняли со счета необходимую сумму.
«Сегодня предлагается оптимальное решение для подобных ситуаций, позволяющее избавиться от рисков, – одноразовая карта, предназначенная для конкретного расчета. На западном рынке это уже норма в сфере делового туризма, надеемся, она приживется и в России», – заметил Владимир Салахутдинов.
Подальше от унификации
Еще одной приглашенной «звездой» Форума был Хэмиш Тэйлор – автор всем известных инноваций в бизнес-трэвел: очереди-змейки в аэропорту и кресла-кровати в первом классе самолета. Он же – основатель Hamish Taylor Skills Exchange Network и бизнес-тренер, разработавший уникальную технологию развития новаторского мышления.
В интервью TRN этот авторитетный аналитик, занимавший руководящие позиции в компаниях Eurostar, British Airways, Sainsbury Bank, подчеркнул, что пока представители рынка делового туризма учатся каждый на своих ошибках, а не стремятся объединиться. В этой связи он назвал Форум одним из первых реальных шагов к формированию стандартов в отрасли.
«Я считаю, что возможности для развития примерно у всех рынков равны. Но чтобы их реализовать, надо поменять, переформатировать наше отношение к клиенту, начать понимать его потребности. По мере роста требовательности клиентов важно не просто собирать сухие данные, но и подкреплять их информацией эмоционально-психологического плана. По сути, собирать информацию, учитывая сегодняшние технологии, может практически любая компания, а вот конкурировать на рынке способен только тот игрок, который, так скажем, «углубляется» в клиента», – сказал Хэмиш Тэйлор.
По словам аналитика, даже мелочи могут серьезно повлиять на выбор клиента в пользу той или иной компании. «Для меня, например, важно, как приветствуют и общаются на моем языке», – сказал он.
Хэмиш Тэйлор также отметил, что «зашоренность» бизнеса будет оставаться актуальной до тех пор, пока он зациклен на своих продуктах. «Когда же пытаешься радовать клиента, открывается возможность для инноваций. Кстати, есть масса примеров того, как можно «воровать» отличные находки в других отраслях и приспосабливать их к нашей отрасли», – добавил бизнес-тренер.
Пытаясь нарисовать средний «портрет» современного делового туриста, он ограничился краткой характеристикой – комфорт. «Командированный человек хочет приехать на свое мероприятие в бодром состоянии духа. Если он летит на большое расстояние, для него важно выспаться и отдохнуть перед событием. Если же расстояние короткое, клиент хочет преодолеть его, потратив впустую минимум времени (например, на очереди, получение багажа, заселение в отель). Клиенту все равно, какие решения для этого мы предлагаем, у него свои планы и миллионные сделки. Показатель эффективности компании – ее невидимость в процессе поездки заказчика», – подчеркнул Хэмиш Тэйлор.
Он также отметил необходимость анализа смены психологии клиента. Собеседник TRN уточнил, что в противном случае далеко не все останутся на рынке. Так, например, люди поколения 50-х годов существенно отличаются в своем восприятии от людей, родившихся в 80-х. Для первых характерна лояльность к ожиданию, а для последних важно не потерять времени даром, они более уверены в себе, мобильны и амбициозны.
Если понимать такие вещи и совмещать анализ с применением последних технологий, можно добиться реального успеха.
Однозначный рост
Согласно прогнозам мировых экспертов, к 2020 году объем российского рынка делового туризма достигнет $18,4 млрд. На сегодняшний день он составляет 0,3% от ВВП страны, однако, в развитых странах этот процент существенно выше и равен в среднем 1,5% от ВВП государства.
Как отметил председатель оргкомитета Форума, владелец АТН Business Travel Solutions Андрей Воронин, российская индустрия бизнес-трэвел еще только выходит на путь стремительного развития.
«Статистические данные по нашей компании говорят о том, что за последний год количество поездок выросло на 17%, причем наиболее высокий рост сложился за счет переездов и перелетов внутри России. По результатам исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям, доля бизнес-трэвел в общем объеме туристической отрасли России в ближайшие годы вырастет с 18 до 40%. Хотя уже сейчас ее объем по разным оценкам составляет 300–400 млрд. рублей в год, а это больше, чем, например, российский рынок IT», – подчеркнул он.
Андрей Воронин также заметил, что Россия – очень технологичная страна, и многие процессы она проходит за 2–3 года, в то время как другие страны тратили на это по 20 и более лет.
В свою очередь, руководитель департамента корпоративного обслуживания компании DSBW Гуля Сулейманова сообщила TRN, что в 2012 году рост объемов продаж туроператора в сегменте делового туризма составил 200%. Эксперт подчеркнула, что ожидания на 2013 год не менее оптимистичные.
«Мы абсолютно уверены в том, что тенденция активного роста объемов по сегменту в текущем году продолжится. К нам каждый день приходят новые клиенты и все практически без исключений переходят в статус постоянных», – подчеркнула руководитель департамента.
По ее словам, чаще всего заказывают корпоративные путешествия по формуле выставка + incentive промышленные компании, фармацевты больше выезжают только на выставки, государственные учреждения – в командировки и на выставки, а издательские дома отправляют своих сотрудников в incentive-туры. Как правило, для таких поездок выбирают Европу – Италию, Испанию, Чехию, Латвию или экзотические направления.
«Конференции проводятся обычно в Германии и Австрии. Средняя численность группы в деловом путешествии на 4–5 дней у нас составляет 45–60 человек», – добавила Гуля Сулейманова.