Морские круизы из Петербурга: новинки и проблемы
Город на Неве по праву считают морской круизной столицей России: и по объемам, и по характеристикам принимаемых пассажирских судов пока ему нет равных в стране. Однако конкуренция за прибыльного морского путешественника продолжает расти. Так, что же ждет круизную отрасль Санкт-Петербурга в ближайшие годы?..
По оценке Ольги Пикерас, операционного директора Intercruses, к 2020 году количество зарубежных круизных пассажиров в России должно составить около 1,1 млн. человек, а из числа россиян в морских круизах примет участие до 500 тыс.туристов. Вместе с тем она констатировала, что пока, несмотря на огромный потенциал, россияне в этом сегменте занимают всего1% рынка турбизнеса.
Что касается региона Балтийского моря (а он по объемам пассажирооборота стоит на третьем месте в мире после регионов Карибского и Средиземного морей), то, по данным Cruise Baltic, в 2012 года число обслуженных здесь пассажиров составило 4,2 млн. человек. Причем наблюдается замедление роста объемов: если в течение первого десятилетия XXI века темпы роста рынка круизных путешествий на Балтике составляли в среднем 12% ежегодно (аналогичный показатель в мире – 8%), то в 2012 году прирост пассажиропотока был равен 5,6%.
Конкуренты не дремлют
Петербург, благодаря своему культурно-историческому наследию обладающий огромной притягательной силой как туристическая дестинация, уверенно входит в пятерку ведущих круизных портов Балтийского моря по объемам пассажиропотока и судозаходов.
Первая пятерка наиболее популярных на Балтике круизных портов, по данным новостей туризма за 2012 год, выглядит так: Копенгаген (840 тыс. круизных пассажиров), Стокгольм (470 тыс.), Петербург (452 тыс.), Таллин (440 тыс.) и Хельсинки (368 тыс. человек).
Причем, по сведениям Cruise Baltic, «дальние» балтийские порты (Хельсинки и Петербург) в прошлом году по объемам пассажиропотока сработали в минус (4,4% и 4,2% соответственно), тогда как их конкуренты немного прибавили (от 0,7% в Таллине до 4% в Стокгольме). В связи с этим большая часть экспертов уверена: стремительного роста круизного турпотока в ближайшие годы на Балтике ожидать не стоит и, скорее всего, он будет постепенно возрастать.
В связи с этим главный морской пассажирской порт Петербурга «Морской фасад», (через него сейчас в город прибывает до 90% круизных пассажиров), быстрого увеличения потока гостей также не планирует. Так, если в 2012 году через «Морской фасад» в город прибыли 422 тыс. туристов, то в 2013-м порт рассчитывает обслужить 464 тыс. человек.
«В навигацию 2013 года мы примем 252 судозахода, — сообщил TRN президент управляющей компании «Морской фасад» Серик Жусупов. – У нас полностью завершены работы по развитию транспортной инфраструктуры и прилегающих территорий, закончено строительство комплекса объектов транспортной безопасности порта. Там появилась даже вертолетная площадка. Все это позволяет быстро обслуживать массу пассажиров, ценящих свое время».
Однако по данным новостей туризма в России средний прирост объемов пассажиропотока по «Морскому фасаду» вплоть до 2020 года будет составлять около 6%: к этому времени он должен возрасти до 690 тыс. человек (до 1,2 млн. с учетом паромных пассажиров).
Вместе с тем пока ни на Балтике, ни в других регионах России конкурировать с Петербургом некому. Если в целом город на Неве в 2012 году обслужил 505 круизных судов и 452 тыс. пассажиров, то Сочи за год пока принимает не более 25 лайнеров, а в Архангельск, по словам министра по делам молодежи и спорту Архангельской области Елены Доценко, за период с 2004 по 2012 год зашло всего 21 судно с иностранными туристами (6 тыс. человек).
Причем даже после ввода в Сочи мощностей нового пассажирского порта (в конце 2013 года) его «производительность» будет ниже петербургской. Дело в том, что на Черном море смогут одновременно принимать только 2 больших лайнера, а в Петербурге, с учетом всех его причальных возможностей – до 10. К тому же проектная мощность питерского «Морского фасада» составляет 1,5 млн. пассажиров в год.
Единственное, в чем Петербург может уступать Сочи, так это в продолжительности сезона: если на Черном море он может быть круглогодичным, то в северной столице зимой прерывается.
Новички и старожилы Балтики
Петербург продолжает развиваться как круизная дестинация: интерес к нему растет. Это подтверждает и желание практически всех мировых круизных операторов заходить в город на Неве, «поставляя» на балтийские маршруты новые современные лайнеры. Кто в числе новичков?
Прежде всего, следует отметить возвращение в Петербург компании Carnival Cruises, которую в России эксклюзивно представляет «Атлантис лайн». Впервые после 2008 года в сезоне 2013-го ее лайнер Carnival Legend причалил в городе Петра, совершая круиз по Балтике. В этом году судно поменяло акваторию плавания, и из Средиземноморья передислоцировалось в Северную Европу: сейчас Carnival Legend ходит по Северному и Балтийскому морям, а его маршруты начинаются из порта Дувра (Лондон) и проходят через Копенгаген, Берлин (Варнемюнде), Хельсинки, Петербург, Таллин, Зебрюгге и Амстердам.
Кроме этого лайнера, в морском порту Петербурга появились и другие новые гости. Этим летом впервые на Балтику пришло судно Adventure of the Seas, которое берет на борт свыше 3,8 тыс. пассажиров. В отличие от других судов, во время заходов Adventure of the Seas будет стоять у причала в городе на Неве два дня.
Также в нынешнюю навигацию на Балтике будут работать новые суда Norwegian Star, AIDAmar, Costa NeoRomantica и Ocean Dream. Все они, конечно, не минуют Петербурга.
Как бы то ни было, но даже краткосрочные стоянки огромных круизных лайнеров городу выгодны: эксперты считают, что каждый пассажир, в среднем, тратит за время визита в Питер примерно 60 евро. Вроде бы немного. Однако если учесть, что на Adventure of the Seas находится 3,8 тыс. пассажиров, то всего за два захода в Петербург один только этот лайнер принесет в казну города и обслуживающих фирм около 450 тыс. евро.
Сохраняют интерес к Петербургу и компании MSC Cruises и Costa Cruises, чьи лайнеры за сезон осуществят в порт Петербурга по 20 судозаходов. Среди судов лидерами станут круизный теплоход Emerald Princess (11 заходов), а также MSC Poesia и MSC Musica (по 10 заходов). Таким образом, эти три лайнера смогут доставить за навигацию в город на Неве около 90 тыс. круизных пассажиров.
Например, MSC Cruises (ее интересы в России эксклюзивно представляет PAC Group) в навигацию 2013 года предлагает целую палитру новых круизов по Европе (с отправлением из Петербурга) длительностью от 8 до 22 дней на судах уровня 5* MSC Poesia, MSC Musica и MSC Magnifica. Всего MSC Cruises выполнит 20 судозаходов в Петербург, и 17 из них будут использованы для схода и посадки российских пассажиров – более 3 тыс. человек за навигацию.
В этом сезоне, кроме ставшего хитом еженедельного маршрута «Музыка фьордов и города Балтики», клиентам предлагается ряд новых круизов – в их числе такие как «Курс на Европу», «На краю Старого Света» или «Европа с Севера на Юг». Один раз за сезон будет выполнен и 22-дневный рейс из Петербурга в Одессу с посещением более чем 10 зарубежных стран.
«С самого начала сотрудничества PAC Group и MSC Cruises мы определили круизы с посадкой в Петербурге как стратегически важное направление. – говорит Михаил Фельдман, руководитель круизного департамента компании PAC Group. – За 8 лет мы в 8 раз увеличили объемы продаж и значительно расширили спектр круизов (10 разных программ в 2013 году)».
По его оценке, сейчас более 75% российских пассажиров, отправляющихся на лайнерах иностранных круизных компаний из Петербурга в классический морской круиз, являются клиентами MSC Cruises.
Трудности сохраняются
Почему же, располагая потенциальными возможностями по приему гораздо большего числа круизных туристов, Петербург не стремится их использовать? Это связано не с конкуренцией между портами Балтики, а с проблемами в инфраструктуре и… политике.
«На сегодня самая острая проблема – транспортно-логистическая. – заявил во время недавно состоявшейся в Петербурге профильной конференции руководитель городского Комитета по развитию туризма Александр Шапкин. – Уже сейчас ежедневный поток круизных и паромных туристов, который может составлять до 12 тыс. человек создает дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть».
Дело в том, что причалы круизных судов в Петербурге в основном находятся на Васильевском острове, и до главных достопримечательностей города гостей доставляют на автобусах. В пиковые летние дни для этого задействуют около 200 автобусов вместимостью по 50 человек каждый. Если учесть, что «пробок» на питерских дорогах, особенно в центре, лишь немногим меньше, чем на московских, а летом один из двух ближайших мостов из-за ремонта наполовину закрыт, положение складывается прямо-таки патовое.
И по мнению представителей власти, и по оценке экспертов, решением проблемы могла бы стать доставка туристов от «Морского фасада» речным транспортом как в центр Петербурга, так и в Петродворец. «Компании, входящие в наше объединение, готовы взяться за эту работу», - подчеркивает руководитель Ассоциации владельцев пассажирских судов
Петербурга Евгений Зубарев.
Однако инструмент, благодаря которому в перспективе до 50% туристов, прибывающих в морской порт, можно было бы в обход дорожных пробок отправлять на экскурсии по городу, до сих пор в полном объеме не работает. Нужный участок земли передан ЗАО «Речной порт «Морской Фасад», проектная документация по его строительству имеет все согласования, но «сроки строительства зависят от наличия финансовых средств», говорится в официальных бумагах.
И хотя Александр Шапкин выразил надежду, что «уже в этом сезоне, возможно, удастся решить вопрос по организации перевозки туристов с имеющегося причала», реалисты в этом сомневаются. Если к августу проблема так и не будет решена, то она плавно «перетечет» на сезон 2014 года: основная масса круизных судов прибывает в Петербург в период с мая по август.
Еще одним решением может стать появление Западного скоростного диаметра (ЗСД) – дороги, которая напрямую соединит «морской фасад» с аэропортом «Пулково» и кольцевой магистралью. Таким образом, у туроператоров появятся новые логистические возможности - вплоть до организации однодневных туров в Москву. Однако и здесь перспективы пока туманны.
Кроме того, требует системного решения т проблема продления времени работы наиболее посещаемых музеев в «высокий» сезон: из-за наплыва туристов многие из них действуют на пределе возможностей.
Есть и еще одна существенная трудность, которая «тормозит» уже выездной круизный турпоток. Как известно, история запуска из Петербурга летом 2012-го круиза на лайнере NCL Norwegian Sun оказалась не слишком удачной. И вовсе не потому, что был плох маршрут или лайнер.
Однако из-за искусственно созданных визовых проблем лайнер не смог осуществлять посадку пассажиров в порту Петербурга: в противном случае финские власти обещали полную визовую проверку всех пассажиров в Хельсинки. В результате из 25 круизных компаний, осуществляющих заходы в Петербург, посадку пассажиров в его порту ныне выполняют только две (Costa и MSC). И то лишь потому, что их лайнеры из города на Неве сразу следуют в Данию или Германию.
Как считает генеральный директор петербургской компании Astarta Group Ольга Смычковская, это в определенной мере ослабляет приток россиян в сегмент морских круизов.
В свою очередь, генеральный директор паромного оператора St. Peter Line Сергей Котенев (компания обслуживает круизные маршруты по Балтике на паромах) в этом случае прямо заявляет о некой дискриминации, с помощью которой европейские компании получают преимущества.
По оценке Ольги Пикерас, операционного директора Intercruses, к 2020 году количество зарубежных круизных пассажиров в России должно составить около 1,1 млн. человек, а из числа россиян в морских круизах примет участие до 500 тыс.туристов. Вместе с тем она констатировала, что пока, несмотря на огромный потенциал, россияне в этом сегменте занимают всего1% рынка турбизнеса.
Что касается региона Балтийского моря (а он по объемам пассажирооборота стоит на третьем месте в мире после регионов Карибского и Средиземного морей), то, по данным Cruise Baltic, в 2012 года число обслуженных здесь пассажиров составило 4,2 млн. человек. Причем наблюдается замедление роста объемов: если в течение первого десятилетия XXI века темпы роста рынка круизных путешествий на Балтике составляли в среднем 12% ежегодно (аналогичный показатель в мире – 8%), то в 2012 году прирост пассажиропотока был равен 5,6%.
Конкуренты не дремлют
Петербург, благодаря своему культурно-историческому наследию обладающий огромной притягательной силой как туристическая дестинация, уверенно входит в пятерку ведущих круизных портов Балтийского моря по объемам пассажиропотока и судозаходов.
Первая пятерка наиболее популярных на Балтике круизных портов, по данным новостей туризма за 2012 год, выглядит так: Копенгаген (840 тыс. круизных пассажиров), Стокгольм (470 тыс.), Петербург (452 тыс.), Таллин (440 тыс.) и Хельсинки (368 тыс. человек).
Причем, по сведениям Cruise Baltic, «дальние» балтийские порты (Хельсинки и Петербург) в прошлом году по объемам пассажиропотока сработали в минус (4,4% и 4,2% соответственно), тогда как их конкуренты немного прибавили (от 0,7% в Таллине до 4% в Стокгольме). В связи с этим большая часть экспертов уверена: стремительного роста круизного турпотока в ближайшие годы на Балтике ожидать не стоит и, скорее всего, он будет постепенно возрастать.
В связи с этим главный морской пассажирской порт Петербурга «Морской фасад», (через него сейчас в город прибывает до 90% круизных пассажиров), быстрого увеличения потока гостей также не планирует. Так, если в 2012 году через «Морской фасад» в город прибыли 422 тыс. туристов, то в 2013-м порт рассчитывает обслужить 464 тыс. человек.
«В навигацию 2013 года мы примем 252 судозахода, — сообщил TRN президент управляющей компании «Морской фасад» Серик Жусупов. – У нас полностью завершены работы по развитию транспортной инфраструктуры и прилегающих территорий, закончено строительство комплекса объектов транспортной безопасности порта. Там появилась даже вертолетная площадка. Все это позволяет быстро обслуживать массу пассажиров, ценящих свое время».
Однако по данным новостей туризма в России средний прирост объемов пассажиропотока по «Морскому фасаду» вплоть до 2020 года будет составлять около 6%: к этому времени он должен возрасти до 690 тыс. человек (до 1,2 млн. с учетом паромных пассажиров).
Вместе с тем пока ни на Балтике, ни в других регионах России конкурировать с Петербургом некому. Если в целом город на Неве в 2012 году обслужил 505 круизных судов и 452 тыс. пассажиров, то Сочи за год пока принимает не более 25 лайнеров, а в Архангельск, по словам министра по делам молодежи и спорту Архангельской области Елены Доценко, за период с 2004 по 2012 год зашло всего 21 судно с иностранными туристами (6 тыс. человек).
Причем даже после ввода в Сочи мощностей нового пассажирского порта (в конце 2013 года) его «производительность» будет ниже петербургской. Дело в том, что на Черном море смогут одновременно принимать только 2 больших лайнера, а в Петербурге, с учетом всех его причальных возможностей – до 10. К тому же проектная мощность питерского «Морского фасада» составляет 1,5 млн. пассажиров в год.
Единственное, в чем Петербург может уступать Сочи, так это в продолжительности сезона: если на Черном море он может быть круглогодичным, то в северной столице зимой прерывается.
Новички и старожилы Балтики
Петербург продолжает развиваться как круизная дестинация: интерес к нему растет. Это подтверждает и желание практически всех мировых круизных операторов заходить в город на Неве, «поставляя» на балтийские маршруты новые современные лайнеры. Кто в числе новичков?
Прежде всего, следует отметить возвращение в Петербург компании Carnival Cruises, которую в России эксклюзивно представляет «Атлантис лайн». Впервые после 2008 года в сезоне 2013-го ее лайнер Carnival Legend причалил в городе Петра, совершая круиз по Балтике. В этом году судно поменяло акваторию плавания, и из Средиземноморья передислоцировалось в Северную Европу: сейчас Carnival Legend ходит по Северному и Балтийскому морям, а его маршруты начинаются из порта Дувра (Лондон) и проходят через Копенгаген, Берлин (Варнемюнде), Хельсинки, Петербург, Таллин, Зебрюгге и Амстердам.
Кроме этого лайнера, в морском порту Петербурга появились и другие новые гости. Этим летом впервые на Балтику пришло судно Adventure of the Seas, которое берет на борт свыше 3,8 тыс. пассажиров. В отличие от других судов, во время заходов Adventure of the Seas будет стоять у причала в городе на Неве два дня.
Также в нынешнюю навигацию на Балтике будут работать новые суда Norwegian Star, AIDAmar, Costa NeoRomantica и Ocean Dream. Все они, конечно, не минуют Петербурга.
Как бы то ни было, но даже краткосрочные стоянки огромных круизных лайнеров городу выгодны: эксперты считают, что каждый пассажир, в среднем, тратит за время визита в Питер примерно 60 евро. Вроде бы немного. Однако если учесть, что на Adventure of the Seas находится 3,8 тыс. пассажиров, то всего за два захода в Петербург один только этот лайнер принесет в казну города и обслуживающих фирм около 450 тыс. евро.
Сохраняют интерес к Петербургу и компании MSC Cruises и Costa Cruises, чьи лайнеры за сезон осуществят в порт Петербурга по 20 судозаходов. Среди судов лидерами станут круизный теплоход Emerald Princess (11 заходов), а также MSC Poesia и MSC Musica (по 10 заходов). Таким образом, эти три лайнера смогут доставить за навигацию в город на Неве около 90 тыс. круизных пассажиров.
Например, MSC Cruises (ее интересы в России эксклюзивно представляет PAC Group) в навигацию 2013 года предлагает целую палитру новых круизов по Европе (с отправлением из Петербурга) длительностью от 8 до 22 дней на судах уровня 5* MSC Poesia, MSC Musica и MSC Magnifica. Всего MSC Cruises выполнит 20 судозаходов в Петербург, и 17 из них будут использованы для схода и посадки российских пассажиров – более 3 тыс. человек за навигацию.
В этом сезоне, кроме ставшего хитом еженедельного маршрута «Музыка фьордов и города Балтики», клиентам предлагается ряд новых круизов – в их числе такие как «Курс на Европу», «На краю Старого Света» или «Европа с Севера на Юг». Один раз за сезон будет выполнен и 22-дневный рейс из Петербурга в Одессу с посещением более чем 10 зарубежных стран.
«С самого начала сотрудничества PAC Group и MSC Cruises мы определили круизы с посадкой в Петербурге как стратегически важное направление. – говорит Михаил Фельдман, руководитель круизного департамента компании PAC Group. – За 8 лет мы в 8 раз увеличили объемы продаж и значительно расширили спектр круизов (10 разных программ в 2013 году)».
По его оценке, сейчас более 75% российских пассажиров, отправляющихся на лайнерах иностранных круизных компаний из Петербурга в классический морской круиз, являются клиентами MSC Cruises.
Трудности сохраняются
Почему же, располагая потенциальными возможностями по приему гораздо большего числа круизных туристов, Петербург не стремится их использовать? Это связано не с конкуренцией между портами Балтики, а с проблемами в инфраструктуре и… политике.
«На сегодня самая острая проблема – транспортно-логистическая. – заявил во время недавно состоявшейся в Петербурге профильной конференции руководитель городского Комитета по развитию туризма Александр Шапкин. – Уже сейчас ежедневный поток круизных и паромных туристов, который может составлять до 12 тыс. человек создает дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть».
Дело в том, что причалы круизных судов в Петербурге в основном находятся на Васильевском острове, и до главных достопримечательностей города гостей доставляют на автобусах. В пиковые летние дни для этого задействуют около 200 автобусов вместимостью по 50 человек каждый. Если учесть, что «пробок» на питерских дорогах, особенно в центре, лишь немногим меньше, чем на московских, а летом один из двух ближайших мостов из-за ремонта наполовину закрыт, положение складывается прямо-таки патовое.
И по мнению представителей власти, и по оценке экспертов, решением проблемы могла бы стать доставка туристов от «Морского фасада» речным транспортом как в центр Петербурга, так и в Петродворец. «Компании, входящие в наше объединение, готовы взяться за эту работу», - подчеркивает руководитель Ассоциации владельцев пассажирских судов
Петербурга Евгений Зубарев.
Однако инструмент, благодаря которому в перспективе до 50% туристов, прибывающих в морской порт, можно было бы в обход дорожных пробок отправлять на экскурсии по городу, до сих пор в полном объеме не работает. Нужный участок земли передан ЗАО «Речной порт «Морской Фасад», проектная документация по его строительству имеет все согласования, но «сроки строительства зависят от наличия финансовых средств», говорится в официальных бумагах.
И хотя Александр Шапкин выразил надежду, что «уже в этом сезоне, возможно, удастся решить вопрос по организации перевозки туристов с имеющегося причала», реалисты в этом сомневаются. Если к августу проблема так и не будет решена, то она плавно «перетечет» на сезон 2014 года: основная масса круизных судов прибывает в Петербург в период с мая по август.
Еще одним решением может стать появление Западного скоростного диаметра (ЗСД) – дороги, которая напрямую соединит «морской фасад» с аэропортом «Пулково» и кольцевой магистралью. Таким образом, у туроператоров появятся новые логистические возможности - вплоть до организации однодневных туров в Москву. Однако и здесь перспективы пока туманны.
Кроме того, требует системного решения т проблема продления времени работы наиболее посещаемых музеев в «высокий» сезон: из-за наплыва туристов многие из них действуют на пределе возможностей.
Есть и еще одна существенная трудность, которая «тормозит» уже выездной круизный турпоток. Как известно, история запуска из Петербурга летом 2012-го круиза на лайнере NCL Norwegian Sun оказалась не слишком удачной. И вовсе не потому, что был плох маршрут или лайнер.
Однако из-за искусственно созданных визовых проблем лайнер не смог осуществлять посадку пассажиров в порту Петербурга: в противном случае финские власти обещали полную визовую проверку всех пассажиров в Хельсинки. В результате из 25 круизных компаний, осуществляющих заходы в Петербург, посадку пассажиров в его порту ныне выполняют только две (Costa и MSC). И то лишь потому, что их лайнеры из города на Неве сразу следуют в Данию или Германию.
Как считает генеральный директор петербургской компании Astarta Group Ольга Смычковская, это в определенной мере ослабляет приток россиян в сегмент морских круизов.
В свою очередь, генеральный директор паромного оператора St. Peter Line Сергей Котенев (компания обслуживает круизные маршруты по Балтике на паромах) в этом случае прямо заявляет о некой дискриминации, с помощью которой европейские компании получают преимущества.
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle