Разные поставщики: как быть с договором?

Адриана Смирнова, 14.02.2017 18:00
Просмотров: 35380

В редакцию портала TRN обратилось агентство с просьбой помочь разобраться в нюансах договорных отношений с туристом при формировании индивидуальных туров.

«Турагентства часто делают индивидуальные туры, бронируя услуги у разных поставщиков (например, авиабилеты у „портбилет“, отели у „Островок“, страховку напрямую у страховой компании и т. п.). Со всеми поставщиками услуг имеются договоры. Вопрос в том, какой должен быть договор между клиентом и турагентом, ведь услуги не формируются туроператором, поэтому договор о реализации туристского продукта не подходит. Помогите, пожалуйста, разобраться в данном вопросе», — интересуются в агентстве.

Отвечает наш постоянный эксперт, адвокат, медиатор Димитрий Морозов:

«Согласно ст. 1 ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“ формирование туристского продукта (т. е. заключение и исполнение договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги) может осуществляться исключительно туроператорами. Для осуществления туроператорской деятельности необходимо быть включенным в реестр туроператоров, внести взносы в фонды ассоциацииТурпомощь“ (для выездного туризма).

При этом под турагентской деятельностью подразумевается деятельность только по продвижению и реализации туристского продукта.

Но нужно понимать, что является туристским продуктом. Туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену экскурсионного обслуживания и(или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Что касается перевозки и размещения, формируемой турагентом, то можно отметить, что в профессиональной среде обсуждается идеи некоторых турагентов по разделению таких услуг на 2 договора или даже на 2 юридических лица (при этом одно лицо реализует проживание, а другое перевозку), часто билеты приобретаются отдельно. Для таких сделок турагентами используются обычные договоры оказания услуг. Таким образом, они, по их мнению, нашли лазейку в законе. Но данные действия прямо противоречат смыслу и содержанию норм, закрепленных в ст. 1, 10, 10.1 (и ряда других) ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“ и влекут последствия, связанные с незаконным занятием туроператорской деятельностью».

Подробнее о том может ли ТА самостоятельно формировать турпродукт можно посмотреть здесь.

Если нужна помощь — www.morozovdv.ru.

Комментарии (22)

Извините не поняла!, т.е. если ко мне пришел клиент попросил проживание и отдельно перевозку, что бы не попасть под ТО деятельность, я могу ему предложить только, что-то одно? например проживание, а потом выгнать его, извинившись, что у нас закон новый о туризме с 2017 г. , и отправить его, чтобы он пошел и покупал билеты в другом где нибудь месте? хотя у меня стоит система бронирования авиабилетов.
Ну это же маразм, это совершенно две разные услуги, у разных ТО., я ничего не формирую, а просто оказала ему услуги подбора и бронирования . У меня нет прямых договоров с этой авиакомпанией и гостиницей, я уже взяла готовые предложения
15.02.2017 в 10:18, Светлана
Полностью согласна, со Светланой! Насколько я знаю островок сейчас ТО.А как же быть с теми туристами которые не хотят пакетного тура, но при этом и не хотят самостоятельно бронировать те или иные отдельные услуги? И что ТА не может им этого предложить? Так выходит?
15.02.2017 в 10:28, Юлия Низкодубова
А если так:
1. Основываясь на том, что в формулировке есть привязка к "общей цене", то "общая цена" рассматривается в контексте одного поставщика.
2. Следовательно: один поставщик предлагает билеты и, назначает ОБЩУЮ ЦЕНУ (сервисные, топливные сборы и т.п. ) - такую-то, другой поставщик назначает ОБЩУЮ ЦЕНУ на резервирование отеля, третий - еще на что-то (типа экскурсионки).
3. Итого, мы имеем, что турагент продает ни 10 услуг одним чеком, а 10 услуг - с десятью чеками, на каждый, отдельный туристический продукт, с каждой отдельной ОБЩЕЙ ЦЕНОЙ.
4. То есть турист не формирует свой собственный туристический продукт, а предлагает чужой, от тех Юр.лиц, которые имеют право на его формирования.
5. В конце концов, в Законе нет фразы "не больше одного турпродукта в одни руки" ;)
15.02.2017 в 11:21, Артем Игоревич
Это полный бред, агентствам просто по всем фронтам перекрывают работу. Вы что там заняться уже не чем, как только содрать деньги а за что придумаем!!!!!!
15.02.2017 в 12:23, Юлия
Туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену .А Если я продаю услуги РАЗНЫХ поставщиков-туроператоров РАЗНЫМИ чеками , не за одну цену? Я все равно реализую услуги операторов,но разных. Не законно?
15.02.2017 в 13:07, Марина Горбунова
Просьба все-таки юристами дать более полное пояснение или объяснение практического применения такого закона. Вот например, ТА продает тур в Санкт- Петербург + билеты. Это будет по закону рассматриваться как формирование турпродукта? Но ведь нет же из регионов чартеров в культурную столицу , а ТО не торопятся брать блоки мест для формирования пакетных туров туда. Что делать то? По закону ТА могут только реализовывать турпродукт. А каким образом реализовывать отдых в санаториях, пансионатах при условии, что туристы самостоятельно добираются до мест? КТО пишет эти законы? Они сами понимают о чем, написанные ими же законы гласят? туруслуг не осталось вообще?
15.02.2017 в 13:18, Анна
Дорогие коллеги! По сути вопроса, заданного агентством.
1) Необходимо разобраться, каким видом деятельности вы ( агентство) занимаетесь. Это отражается в кодах ОКВЭД, которые с 01.01.2017г. изменены и для туризма.Например, если автоматически вам поменяли код 63.30 на 79.11, то ваша основная деятельность -деятельность туристических агентств, т.е. по сути вы имеете право заниматься только операциями с ТУРПРОДУКТАМИ ( продвигать, реализовывать, заказывать у туроператора "индивидуальную сборку" и пр.), т.е. то, что собрано из как минимум двух услуг (перевозки и размещения) и предлагается вам за ОБЩУЮ ЦЕНУ ТУРОПЕРАТОРОМ. В этом случае , если у вас только такой код деятельности , вы не имеете право заниматься чем-то другим,только на основании договоров с туроператорами. И соответственно "собирать" тур из отдельных услуг не имеете право. Этот вид деятельности ( и только этот!!! ) - взаимодействие туроператор-турагент - описывается в вышеупомянутом Дмитрием законе "Об основах туристской деятельности"
15.02.2017 в 13:20, Наталья
2) Если вы в своей деятельности используете не только продажу туров туроператоров, но занимаетесь бронирование отдельных ( прочих) туристических услуг, тогда вам надо добавить коды такие, например, как 79.90. И вообще изучить деятельность, по блоку кодов 79.9 ( возможно, вы выберете себе и другие виды деятельности, они у вас уже есть ). В этом случае вы работаете уже на основании другого договора между вами и заказчиками(туристами), согласно ГК РФ - по договору об оказании услуг по: бронированию мест в гостинице, транспорте ( авиа, ж/д, автобус и пр),проката автомобиля;экскурсионные услуги, страхования и все прочие услуги , сопутствующие отдыху и путешествию ваших заказчиков/туристов. И здесь вы в одном договоре с заказчиком можете отразить все услуги, которые он заказал у вас по-отдельности. И, конечно, выбор контрагентов, т.е. тех организаций, у которых вы бронируете/покупаете для заказчика услуги тут за вами .
15.02.2017 в 13:20, Наталья
3) В соответствии с видом деятельности вам нужно понимать и меру ответственности по каждому конкретному договору с заказчиком/ туристом. Если это реализация турпродукта - тогда работают механизмы фин.гарантий и различных фондов в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения услуг , которые прописаны в вышеупомянутом законе. Здесь ваша ответственность перед заказчиком делится на две части - ваша ответственность за достоверную и полную информацию и ответственность туроператора- за исполнение подтвержденных и оплаченных услуг.
В случае оказания услуг по бронированию и прочих сопутствующих услуг - вы отвечаете напрямую перед заказчиком, по всем пунктам "Закона о защиты прав потребителя". А между вами и вашими выбранными контрагентами работают инструменты Арбитражного суда.

В обоих случаях, ваше агентство, как посредник, несет ответственность за ПОЛНОТУ и ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, которую вы ОБЯЗАНЫ донести до туриста. В том числе существенной является информация, кем является ИМЕННО ВАШЕ агентство - ТУРАГЕНТСТВОМ или АГЕНТСТВОМ. И нельзя вводить в заблуждение заказчика, прописывая в договоре ответственность туроператора, когда вы бронируете у него только отдельную услугу( проживание, например), или предлагать заказчику "КАК БЫ ТУР"
( т.е. написав ему в договоре ТОЛЬКО ОБЩУЮ цену комплекса услуг , который вы собрали из отдельных услуг. Сейчас очень часто агентства сталкиваются с тем, что бывшие туроператоры ( по 20 лет работающие на рынке), но решившие больше не нести бремя туроператорской ответственности , продолжают осуществлять рассылку по базам турагентств, рекламируя ТУРЫ по тому или иному направлению. Т.е. как раз пытаются сами "собрать" несколько услуг ( как минимум перевозку и проживание) в одну(ОБЩУЮ ) цену и реализовывать через турагентства. Вот этого делать НЕЛЬЗЯ. Нельзя, не являясь туроператором ( опять же это отражено в коде ОКВЭД выбора деятельности), продавать эти "сборки" через турагентства, или, как говорит законодатель, оптом и в розницу
15.02.2017 в 13:20, Наталья
Наталья, большое спасибо. Очень доходчиво, хоть в голове все улеглось :)) вовремя прочла:)) и успокоилась.
15.02.2017 в 14:08, Анна
Ну вот и хорошо! Давайте вместе разбираться - и работать по-спокойнее будет! :)))
15.02.2017 в 14:21, Наталья
Наталья, а как же быть с турами от оператора без перелета? Они так и называются "Туры без перелета". Особенно хочется отметить туры по России, когда турист оплачивает только проживание и сам решает, каким образом будет добираться до места (самолет, поезд, личный автотранспорт) Получается, что согласно Закону о туристской деятельности развитие туризма в России невозможно
15.02.2017 в 15:13, Наталья
В таком случае турист покупает перевозку САМ. Продажа ТОЛЬКО места размещения не подходит под понятие турпродукта. Турпродукт - это комплекс услуг по перевозке и размещению. Должен быть хотя бы в составе турпродукта трансфер. А если турист через вас хочет купить билет на поезд/самолет (потому что не умеет пользоваться интернетом или не хочет стоять в кассе за ж/д билетом), то вы отправляете заявку туроператору на добавление транспорта и... ВУАЛЯ! у вас есть турпродукт. Закон о туризме как минимум от 2012 года. Читайте и будьте грамотны.
15.02.2017 в 15:37, тоже Наталья
Хорошо. Т.е. только проживание мы продаем не по договору реализации турпродукта, а по договору оказания услуг? И фингарантии ТО при этом не действуют? Все ТО в сфере внутреннего туризма продают только проживание. В случае если услуга не будет оказана, например, в случае банкротства ТО, то турист не сможет обратиться в страховую компанию?
15.02.2017 в 18:57, Олег
Олег, не отвечу. Я продаю исключительно турпродукт согласно коду ОКВЭД. По договору о реализации турпродукта.
15.02.2017 в 19:39, тоже Наталья
Можно сколько угодно читать Закон, но туры без перелета от оператора никто не отменял, и трансфер там идет доп. услугой, в которой турист не всегда нуждается. И "ВУАЛЯ" Ваше не проходит, поскольку мало кто не умеет пользоваться интернетом (в крайнем случае дети помогут), да и предпочитают оплачивать милями. А если тур в пансионат в Подмосковье? и хотят на своей машине?
Другими словами, благодаря Закону мы теряем клиентов, либо я должна навязывать туристу ненужные услуги. Опять же непонятно, почему я ввожу- ваша цитата: " в заблуждение заказчика, прописывая в договоре ответственность туроператора, когда вы бронируете у него только отдельную услугу( проживание, например)" Договор с отелем\пансионатом\санаторием и т.п.у оператора, и деньги ему же переводим.
Раньше турпродуктом считался продукт, состоящий из набора любых трех услуг, а теперь приняли недоработанный Закон и Вы даете советы, как грамотно объезжать его на "кривой козе"
15.02.2017 в 19:39, Наталья
Читайте Закон:

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

И далее

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор).

У меня ОКВЭД 63.30 (по-старому). Действую согласно Закона. Ваше дело, как работать.

Туры без перелета никто не отменял, это верно. Но законно ли? Продажа наркоты тоже существует. Значит, это законно? Тур в пансионат в Подмосковье можете не продавать. Или продайте с билетом на пригородную электричку. На меня нападать не нужно. Я пытаюсь объяснить. Кстати, когда училась в институте туризма, диплом писала именно по новому на тот момент Закону об Основах... от 2007 года. Тогда Закон был полностью новый, преподаватели института слушали с открытыми ртами (я уже тогда была директором турагентства). Тема - договорные взаимоотношения туроператоров и турагентов в условиях нового Закона. Поэтому и знаю Закон подробно. А Вы также его хорошо читали, как и я? Незнание Закона не освобождает от ответственности.

Повторюсь. Читайте Закон.
15.02.2017 в 22:50, тоже Наталья
Спасибо, Наталья, за отдельные пояснения, пригодятся в работе и почитаем, но вот как дальше вы даете пояснения к закону, говорит о том, что Вы не знаете работу агентств.
Например: "ВУАЛЯ" не проходит, т.к. ТО у которого бронируем проживание, частенько у него нет предложений по перелету, у него такая же касса, как у нас, а это значит что с билета мы не получим ничего, а они к нему приплюсуют свой сбор! приплюсовать же к билету мой сервисный сбор не получится, т.к. его уже приплюсовал ТО! т.е. получается я буду работать себе в убыток, т.к. платить за сумму билета буду я и в банке и т.д.!!!!
16.02.2017 в 10:43, Светлана
т.е. вы Наталья не ЮРИСТ!!!! и это так же ваше виденье закона.
Как всегда, в анекдоте: "только встретишь, что вот ОНА - настоящая любовь!, а смотришь, ан нет опять опыт""
16.02.2017 в 10:49, Светлана
Наталья, по разбирались с вашими выкладками, посоветовались с большим кругом лиц и был сделан вывод:
1) Коды нам нужны в случае проверки соответ .органами на предмет правомочности занятия данной деятельности. нет допустим кода на продажу билетов, значит вам ими заниматься нельзя, есть код пожалуйста продавайте, никаких вопросов и т.д.
2) А вот теперь к закону, эти коды плюсуются друг с другом и получается турпродукт, который ТА не имеют права продавать , как ТА, только может составлять и продавать ТО.
Вопрос открыт !!!!! решения нет , так что ваши выкладки пустой пшик
17.02.2017 в 10:45, Светлана
ДВА ЮРИСТА , ТРИ МНЕНИЯ ....А , ЧТО ПЕРВИЧНО ЗНАЕТ ТОЛЬКО БОГ ....))))))
27.02.2017 в 14:57, Yuri
Уважаемая Светлана! Да, я - не юрист. Я - ген. директор ТА. Работу турагентств НЕМНОГО знаю - агентству 11 лет. Помню еще заявки по факсу и электронке))) Расскажу, что делать при Ваших примерах при продаже только проживания. Вы можете иметь сколько угодно касс - это ваше дело. Даже через сайт можете покупать для туристов билеты по акциям)))

Я еще помню свои неоперившиеся времена, когда онлайна у туроператоров не было, об авиа и ж/д кассах мы только слышали, их не было в доступе для турагентств, а о покупке Ж/Д билетов через сайт РЖД не было и речи - не существовало такого функционала. Так что мы делали? Именно то, что я Вам и написала - запрашивали добавить авиа или ж/д к проживанию. Да, ТО добавляют свой сбор, а вы можете остаться без доп.дохода в виде сбора за билет. Ну так и при продаже Турции/Египта/Европы также есть визы или топливный сбор, с которого у вас нет комиссии. И что? Вы не продадите такой тур? У Вас есть выбор - продать ТУРПАКЕТ от ТО или собирать тур по схеме выше - от нескольких поставщиков. При продаже турпакета всю ответственность берет на себя ТО. Вы также вправе (закон это позволяет) накинуть пару копеек на билет (если сможете). Тогда получите доход. Пониже, чем хотелось бы, зато безопасно, не нарушая закон.

Я вижу Вашу ситуацию так.
27.02.2017 в 19:51, тоже Наталья
Комментарии для сайта Cackle

Материалы по теме