В MICE растет интерес к безвизовым и недорогим европейским странам
- Элла, как Вы оцените общие результаты работы MICE рынка в России в 2012 году, и в каком русле будет развиваться сегмент в ближайшее время?
- В первую очередь, важно отметить, что для нас 2012 год прошёл под знаком собственного большого проекта. Так, в октябре компании American Express Global Business Travel (AmEx) и АТН Business Travel Solutions (ATH) объявили о своем слиянии и создании новой компании на российском рынке делового туризма - АТН - American Express. Предполагается, что в течение ближайших трех лет в развитие компании будет инвестировано $3 миллиона, что позволит увеличить ее объемы продаж в 3 раза. В этой связи нам пока не так просто ориентироваться на статистику собственных продаж.
Тем не менее, рынок MICE продолжил поступательный рост после кризиса 2008 года. Правда, кризис все-таки сказался на отрасли, поскольку сегмент существенно зависит от состояния экономики. Большинство компаний в случае финансовых угроз, в первую очередь, урезают расходы, в том числе и на поездки. Сейчас бизнес воспринимает корпоративные путешествия с явным пониманием необходимости своего развития, поэтому всё активнее вкладывает средства, в том числе, и в MICE.
Из наиболее ярких российских тенденций: стабильное число запросов на мероприятия в странах, где расположены корпоративные штаб-квартиры; рост интереса к безвизовым странам и недорогим европейским направлениям; определённое оживление во внутрироссийском сегменте.
Мы уверены, что в 2013 году рынок сохранит те же тенденции. Однако есть и другие моменты, поскольку некоторые компании, напротив, видя спад активности конкурентов, решают сделать рывок вперед и вложить деньги в мероприятия, направленные на развитие бизнеса или укрепление командного духа организации. В этот момент им как раз требуется компания, хорошо знающая MICE-сектор, чтобы показать плюсы оптимизации бюджета, а не его урезания. Работа в туризме с клиентами начинается намного раньше наступления кризиса. Однако, опередить эти процессы можно, только обладая большим опытом на рынке.
- Какие страны можно было бы сегодня назвать главными локомотивами MICE рынка и за счет чего?
- Безусловно, это развитые страны Европы, у которых есть готовые площадки, многолетний опыт, высокий уровень сервиса. Кроме того, как я уже упоминала, европейские компании стремятся знакомить свои российские команды с головными офисами и производственными мощностями. Также нельзя не отметить, что Запад ментально подходит российскому потребителю. Кроме того, в России все еще действует синдром пост-советского желания выехать заграницу, даже когда все «железные занавесы» давно сняты.
Второе популярное направление - Азия. Причина в данном случае та же, что делает азиатские страны самыми посещаемыми среди индивидуальных туристов. Мощное развитие экономики этих государств гарантирует туристическому рынку инфраструктуру, ничем не уступающую западной. Есть и региональный аспект – нашим дальневосточным компаниям технически удобнее организовать мероприятие в Азии.
Можно также выделить и экзотические направления, которые привлекательны возможностью удивить потенциальных партнеров или замечательно поощрить команду. Представьте себе: из нашей строгой зимы коллектив компании выезжает на африканское сафари или сёрфинг в Австралии. Такие корпоративные поездки, как правило, незабываемы!
- Каковы главные проблемы этого сегмента отрасли в России?
- В России главными являются технологические проблемы: крупные клиенты, привыкшие к высокому уровню сервиса бизнес-трэвел, хотят, чтобы область MICE была автоматизирована, интерактивна и прозрачна. Однако достичь этого можно будет постепенно, с развитием сегмента в целом.
Еще одна проблема заключается в слабой инфраструктурной подготовленности российских регионов к приему деловых туристов. Хотя сегодня ряд компаний имеет большой интерес к проведению своих мероприятий в России, поскольку их корпоративная политика не позволяет им, например, отправлять сотрудников заграницу. На местах клиенты сталкиваются с тем, что уровень сервиса не достаточен для оказания качественного приема. К тому же компании, интересуясь организацией мероприятия в России, рассчитывают на сокращение бюджета, а по факту подобные поездки могут оказаться сравнимыми по ценам с Европой или даже дороже.
Кроме того, в Европе, например, в сегмент MICE входит не только логистическая составляющая, но и «идея» мероприятия. У нас же клиенту придется обратиться за идеей в отдельное event агентство.
- Какие отрасли наиболее активно сегодня пользуются услугами компаний сегмента делового туризма?
- Повторюсь, сейчас большинство компаний пришло к пониманию зависимости развития бизнеса от деловых поездок. Поэтому легче перечислить те отрасли, которые меньше всего вкладывают в бизнес трэвел. Кризис не мог не отразиться на количестве поездок, поскольку в этот период многие компании вообще перестали выделять бюджеты на поездки и мероприятия, однако, можно выделить сферы деятельности, которые экономические проблемы не очень затронули. Так, наименее чувствительными к финансовым катаклизмам оказались фармацевтика, консалтинг, телекоммуникации, сырьевые компании.
- Будет ли расширяться этот список в ближайшее время, и за счет каких направлений?
- В настоящее время тенденция очевидна: мир в целом и Россия в частности осознает всю важность личного общения для бизнеса, а, соответственно, деловых поездок и events. Поэтому бизнес-трэвел и вместе с ним MICE будут развиваться, и в ближайшие два-три года станут полноправным сектором экономики.
Что же касается направлений, то регионы России, при недостаточном уровне сервиса на сегодняшний день, осознают важность развития сегмента туристического бизнеса, поэтому активно работают над этой проблемой. Это, впрочем, не означает, что Европа потеряет свою планку.
По-прежнему сложным остаётся американское направление. Безусловно, сеть группа клиентов, которая закономерно его поддерживает. Однако, по рынку в целом интерес не очень велик. Основные проблемы - длительность и дороговизна перелёта, проблемы безопасности в латиноамериканских странах, строгий визовый режим США и Канады.