Николай Королёв: «В новой ФЦП учтут интересы бизнеса»
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011–2018 годы» выходит на финишную прямую. Однако в разработке находится уже новая ФЦП, которая предусматривает не только финансовую поддержку турбизнеса, но и ряд других преимуществ. Подробнее о запуске новой программы, курортном сборе, главных достижениях и промахах ФЦП корреспондент TRN беседует с заместителем руководителя Ростуризма Николаем Королевым.
TRN: Николай Вадимович, расскажите реализация каких проектов по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» запланирована в 2018 году и сколько средств будет на это направлено?
Николай Королёв (Н.К.): ФЦП подходит к этапу завершения, по этой программе остаётся работать 1 год. Основная деятельность Федерального агентства по туризму сейчас направлена на мониторинг соблюдения обязательств по созданию туристкой инфраструктуры в регионах. Объекты должны быть достроены в соответствии с контрактами и введены в эксплуатацию.
В следующем году должны завершиться строительные работы в 15 кластерах (в Адыгее, Алтае, Ингушетии,
Однако нужно понимать, что в каждом проекте есть свои нюансы и определённые корректировки вносятся по ходу реализации кластеров. Например, в Тверской области мы столкнулись с тем, что при проектировании некачественно была выполнена геология, пришлось эту проблему оперативно решать и вносить изменения в документацию, поэтому сроки строительства сдвинулись.
Общий объём финансирования по капитальному строительству в 2018 году составляет 3 млрд. 282 млн. 800 тысяч рублей.
TRN: Насколько высока активность частных инвесторов, которые готовы вкладываться в туристические проекты, начиная с запуска программы и до последнего времени?
Н.К.: Если вспомнить 2011 год, то умение привлекать частные инвестиции со стороны регионов было достаточно низким. Это была одна из самых больших проблем программы. Местная власть, естественно, заинтересована в привлечении инвестора, но помимо этого необходим нормальный инвестиционный климат в регионе, наличие механизмов предоставления налоговых послаблений, льгот бизнесу. Здесь требуется комплексный подход и не все участники ФЦП оказались готовы в этом отношении.
Работа с инвесторами отлично была налажена, например, в Татарстане. Тверской проект «Завидово» и «Ярославское взморье» объект в Ярославской области также успешно реализуются, поскольку там есть качественный якорный инвестор, который имел практику создания туристического комплекса на «Роза Хутор», генеральный директор круглогодичного горного курорта и председатель совета директоров ГК «Агранта» - Сергей Бачин. Результат очевиден - можно приехать и увидеть качественную туристскую инфраструктуру. Работать с таким инвестором легко, поэтому хочется помочь, поддержать проект за счёт бюджетных средств.
Организовать технологию на принципах государственно-частного партнёрства довольно непросто, но в итоге взаимодействие региональных администраций и бизнеса всё же удалось наладить.
TRN: В каких регионах осуществляются наиболее трудоёмкие проекты?
Н.К.: В Калининградской области реализуется один из самых сложных проектов с точки зрения инфраструктуры. Там ведётся строительство набережной в Светлогорске, в плане инженерии непростой, но очень интересный проект. Думаю, что в следующем году увидим новую набережную. Мы выпустили «Атлас инвестиционных проектов», где собраны все наши проекты, которые реализовывались с 2011 года. Это издание позволяет наглядно убедиться, какая работа проделана и сколько объектов построено.
TRN: Какие главные успехи и неудачи ФЦП вы могли бы выделить?
Н.К.: Есть положительные моменты, но есть и недостатки, которые важно учесть в новой программе. Как я говорил выше, регионы научились работать с инвестором, что, безусловно, можно отнести к заслугам ФЦП. Конечно, выстраивание взаимодействия между властью и бизнесом довольно сложный процесс, но это та школа, которую необходимо было пройти. Как правило, каждый регион на начальном этапе вхождения в программу совершает типовые ошибки, но на второй год уже всё идёт по плану.
Кроме того, благодаря ФЦП привлекаются средства из внебюджетных источников, в чём можно убедиться на примере той инфраструктуры, которая была построена. Система работает -это факт. К новым инфраструктурным объектам подтягивается некрупный бизнес, который создает рядом гостевые дома, рестораны, развлекательные объекты.
Из минусов я бы выделил то, что в программе недостаточно внимания уделено вопросу субсидирования общественных инициатив и самого бизнеса. В новой программе мы это предусматриваем и надеемся, что нас поддержат.
TRN: Планируется продлить существующую ФЦП или это будет совершенно новая программа?
Н.К.: Сейчас мы разрабатываем концепцию программы на 2019-2025гг. Надеемся, что это будет новая программа со схожими подходами, но с большим акцентом на поддержку бизнеса. Так, рассматривается возможность выделения прямых субсидий туроператорам за увеличение продаж туров по РФ. Можно также разработать технологии стимулирования турпоездок в межсезонье и субсидирования туров на Дальний Восток.
Кроме того, в новой программе планируется грантовая поддержка наиболее интересных общественных инициатив. Рассматривается и вопрос включения туроператоров в деятельность, связанную со строительством объектов инфраструктуры. Эта тема уже обсуждалась с представителями ТО, заинтересованность есть.
TRN: Инициатива введения курортного сбора подверглась серьёзной критике со стороны бизнеса и простых граждан. Как вы считаете, приживётся ли она в РФ, и какова вероятность, что от неё могут отказаться?
Н.К.: Мы никогда не были инициаторами курортного сбора. Ростуризм является регулятором в сфере туризма, на наш взгляд, любой барьер не способствует развитию отрасли. Необходимость дополнительных трат может стать для туристов таким барьером. Риски, связанные с негативом от этого сбора, могут перекрыть финансовый эффект этой инициативы. Думаю, после запуска пилотных проектов можно будет сделать окончательные выводы по этому вопросу.