TEZ Tour: о планах, сезоне и рынке
В период с 20 по 24 ноября в Пафосе (Кипр) проходило празднование
Отвечает Александр Буртин (А.Б.), соучредитель и коммерческий директор TEZ Tour
— Каковы итоги сезона, какие направления пользовались наибольшим спросом?
(А.Б.): Очевидно, что самым популярным выездным направлением из России была Турция. Этому способствовал ряд факторов: и само открытие Турции, и укрепление рубля, и скидки, и цены, которые дали для российского туриста местные отели. Кроме того, это поддержка министерства туризма Турции, которая дала серьезный толчок полётным программам. Всё вместе принесло результат — около 3 миллионов туристов, что до начала сезона было весьма оптимистичной оценкой. Мы превысили результат 2015 года, немного не дотянули до 2014 года.
На втором месте по росту — Греция. Европейские направления, в свою очередь, тоже дали дополнительную положительную динамику, связанную, прежде всего, с укреплением рубля, и, как следствие, — с возможностью вернуться на любимые курорты Кипра, Греции, Италии, Испании…
Люди стали смотреть в будущее с большим оптимизмом, больше отдыхать, больше тратить на себя, на свою семью. Результаты оказались положительными для тех компаний, которые были к этому готовы.
Конечно, были и проблемы, которые подпортили настроение отдыхающим, например, с
Все рынки восстанавливаются именно за счёт Европы, и это даёт давление на цены. Конечно, такого роста цен, как на черноморском побережье России, в Сочи, после успешного сезона — на 25–30%, быть не может априори, поскольку все люди грамотные и понимают рынок. Рост обычно в районе 3–5%, иногда до 10%, с учётом реноваций и дополнительных вложений. Но увеличение цен даже на 5% — существенная цифра для туристов. Тогда либо приходится экономить на категории отеля, либо сокращать количество ночей.
Каковы Ваши ожидания по поводу предстоящего сезона?
(А.Б.): Ждём Египет! Ждём, что
У нас есть некоторые опасения по поводу Чемпионата Мира по футболу, который непонятно, как будет сказываться, в первую очередь, на работе аэропортов и в целом авиации. Какие появятся новые вводные, никто пока не понимает, ранее такого не было. Олимпиада была более локальна и ограничена по количеству иностранных посетителей. А здесь и стадионы на 50 тысяч человек, и перемещение болельщиков между городами на достаточно большие расстояния. Как всё это будет организовано, как это повлияет на работу инфраструктуры, сложно пока представить. Надеемся, что при чутком руководстве наших органов власти и безопасности, всё будет реализовано, как положено.
Какой ожидается выездной турпоток в следующем году, появятся ли новые направления?
(А.Б.): Я не прогнозирую рост не по причине отсутствия оптимизма. Я вижу проблемы с ростом в следующем году
Что касается новых направлений, то мир в целом ограничен, и не так много есть на свете новых направлений, чтобы их запускать. Мы стараемся оживить и усилить более традиционные направления, как говорится — «новое — это хорошо забытое старое».
У нас есть план — выйти на Грузию, если получится, поскольку там актуальны проблемы с перевозками. Речь идёт о регионе Аджария, Батуми. Направление отлично — пляжный отдых, так любимое россиянами грузинское гостеприимство, прекрасные грузинские блюда, культурная близость Грузии к России. Надеемся, всё получится.
С более экзотическими направлениями вроде ЮАР или Мексики пока экспериментировать желания нет, и так не хватает провозных мощностей по нашим традиционным маршрутам.
В общем, ожидаем, что рынок если и подрастёт, то несущественно, и, в первую очередь, за счёт «зимних» направлений. Египет, о котором я вспоминал, мог бы дать серьезный толчок и в плане перераспределения летних потоков, во многом за счёт конкурентных цен. Это для нас максимально комфортное южное направление, по которому россияне очень соскучились. У Красного моря свои плюсы, и там, в отличие, от Грузии, не потолстеешь — еда в Египте диетическая.
Как вы считаете, позволит ли дефицит перевозных мощностей выровнять баланс спроса и предложения и поднять рентабельность?
(А.Б.): Всему нашему туристическому сообществу нужно работать не три месяца в году, а двенадцать. Ну, хорошо, одиннадцать. Дефицит должен позволить немного больше «размазать» турпоток, и это распределение по сезону для нас более важно с точки зрения общего результата. Летом всегда образуется дефицит, как ни крути. А вопрос, что делать за пределами высокого сезона в летние месяцы, остаётся открытым.
Как вы считаете, принесёт ли «электронная путёвка» пользу рынку?
(А.Б.): Мы относимся к этому как потребители. Первое, что приходит в голову — это желание властей «обложить оброком» выездной туризм, то есть поставить игроков рынка в неравное положение. Рынок изменился, и возможности индивидуальных путешествий, индивидуальной покупки в интернете отдельно билетов, отдельно — проживания, это то, что нивелирует наши операторские старания, мы будем вне рынка, придётся закрываться. Если цель чиновников — вывести крупные компании, то надо просто её правильно объяснить — мол, готовьтесь к тому, что у нас будет один государственный
И что мы получим в итоге?
(А.Б.): Выездной туризм станет неконкурентным за счёт давления на него всех проверяющих и не проверяющих органов. Возможно создание неких фондов и прочих организаций, которые потом будут пропадать, вполне вероятно, вместе с банками. В итоге такое снижение конкуренции породит
Как вы прокомментируете актуальную ситуацию на рынке, в соответствии с которой турагентства жалуются на снижение комиссии, работу по
(А.Б.): Традиционные форматы изживают себя и перерождаются — это факт. Лет десять назад вся Москва была усыпана кассами по продаже авиабилетов. Через каждые сто метров стоял киоск. Люди зарабатывали и на аренду, и на зарплату, и на налоги. Где сейчас эти кассы? Единицы остались. Всё очень быстро меняется, и сегодняшний тренд — это способность клиента самостоятельно разобраться в своих потребностях и найти то, что ему надо. И чем дальше, тем проще это становится. Так что это не проблема турагентов или туроператоров, а проблема переформатирования рынка в целом. С ростом производительности отпадает необходимость в работе тысяч, десятков или сотен тысяч людей. Это произошло во многих секторах промышленности. Всё взяли на себя роботы, электроника, и аналогично это происходит у нас в отрасли.
Чтобы
Надо думать о новых форматах привлечения туристов, турагентский рынок в любом случае будет существовать долго, всегда требуются профессиональные посредники, которые смогут посоветовать новые направления, новые отели, возможности для отдыха. Надеемся, что рост экономики и стабильность на рынке станут такой «подпоркой», которая даст нам больше оптимизма.
Можем ли мы в принципе прийти сегодня к ситуации, аналогичной той, что сложилась на билетном рынке?
(А.Б.): С подобной схемы
Отвечает управляющий директор ТЕЗ Тур Греция Димитрис Харитидис (Д.Х.).
Расскажите об итогах по Греции. Как прошёл сезон, насколько увеличился турпоток из России?
(Д.Х.): Есть увеличение турпотока, греческие официальные источники говорят, что 900 тысяч туристов из России посетило Грецию. Мне кажется,
Какую долю занимает российский рынок в общем иностранном турпотоке в Грецию?
(Д.Х.): Не очень большую, но не каждое государство корректно сообщает статистику по турпотокам. Все заинтересованы в том, чтобы показать общее количество и сообщить, что, мол, в этом году был рекорд — 30 млн. туристов. Если отталкиваться от 30 миллионов, то 800–900 тысяч — не такое большое число, но надо принимать во внимание, что регистрируется любое пересечение границы иностранными гражданами. А у нас самая многочисленная нация среди такой категории — это болгары, потому что они постоянно пересекают границу северной Греции. Поэтому, если брать чисто туристические зоны и направления, то, к примеру, Крит остаётся
Как в этом году изменились предпочтения наших туристов? Стали ли они проводить больше времени в Греции?
(Д.Х.): Наоборот, среднее количество ночей в Греции сократилось в среднем на полдня. В Греции сейчас такой большой спрос со стороны стран Запада, что даже идёт «война за номерной фонд». А аэропортам, на самом деле, и
Какие мероприятия планируются по стимуляции спроса на Грецию со стороны России?
(Д.Х.): 2018 год назван перекрёстным годом Греции и России в сфере туристического сотрудничества. Соответственно, запланировано множество мероприятий, и первым будет благотворительный бал 9 декабря в Ritz Carlton, при поддержке Министерства Туризма Греции и компании TEZ Tour. Также будут визиты представителей министерства туризма Греции в Россию, и наоборот. Все туроператоры уже сформировали планы на следующий год, и, как я уже говорил, у нас планируется увеличение турпотока по всем направлениям. Как следствие, мы увеличили контракты, поскольку сейчас самое важное — это наличие номеров в отелях.
Отвечает Эхаб Вахдан (Э.В.), глава египетского подразделения TEZ Tour.
Когда, по вашим прогнозам, откроют Египет?
(Э.В.): Египет закрыли со стороны Российской Федерации по причинам, известным только руководству страны. То, что от нас требуют, мы сделали. Прошлые промахи и нюансы устранены, самое лучше оборудование куплено и установлено, люди обучены, меры безопасности усилены, введены многоэтапные проверки пассажиров и багажа. Все аэропорты Египта уже аккредитованы всеми странами.
За последние два года, были страны, которые вообще не закрывали к нам поток туристов, другие — закрыли на время, а сейчас снова приезжают. Если руководство РФ хочет ещё в
Говорят, что пока не было российских туристов, вы уже нашли нам замену, и возвращаться будет сложно.
(Д.Х.): Мы не такие, это не так. У нас любовь и на уровне государства и народа. Просто нам приходиться выживать, пока всё не восстановится. Поэтому у каждого отеля, у каждого туроператора нашлись свои формулы: некоторые часто закрывали отели, чтобы не держать их полупустыми,
Что бы вы хотели передать туристам из России от себя лично в плане перспектив, надежд и будущего?
(Д.Х.): Наши дорогие российские туристы! Мы вас любим и ждём. Море и солнце Египта скучают, и вы, наверное, тоже. Поэтому, как только откроется авиасообщение между нашими странами, мы в компании TEZ Tour приготовили для вас очень много приятных сюрпризов и интересных предложений, которые докажут всему миру и покажут, что мы вас ждали, и не заменили никем и ничем!
Отвечает Петр Андреев (П.А.), исполнительный директор TEZ Tour Болгария.
Расскажите, пожалуйста, о планах на предстоящий год и о том, как российский турист будет привлекаться в Болгарию?
(П.А.): В Болгарии мы предлагаем не только морской туризм, но ещё и горнолыжные курорты, у нас их три, и они хорошо развиты. На территории нашей страны 2000 разных термальных источников. Мы № 1 в Европе по количеству термальных источников, и на основе этого у нас развитая бальнеологическая индустрия, которая работает круглый год. Само побережье постоянно развивается, и по сравнению с прошлыми годами, когда наблюдался дефицит люксовых отелей, сейчас именно этот сегмент ведет себя очень активно. В этом году открывается несколько пятизвездочных отелей на побережье. Болгария становится адаптивной, и всё это на доступном ценовом уровне. В этом наше преимущество перед соседними странами.
Насколько по итогам летнего сезона увеличился поток туристов из России в Болгарию, и конкретно по TEZ Tour?
(П.А.): У TEZ Tour поток увеличился примерно на 10%, но, к сожалению, общий турпоток в последние несколько лет не растёт. Увеличилось примерно на 15% количество иностранных туристов, но это за счёт
Если говорить про горнолыжные курорты, как стартовали ранние продажи на предстоящий сезон?
(П.А.): У нас в TEZ Tour был большой рост по сравнению с прошлым годом, порядка 30%, заполняемость постоянно растёт.