Сергей Войтович о санкциях против Booking.com
Туристическое сообщество взорвалось от предложения ввести санкции против Booking.com. Офис сервиса американского холдинга расположен в Амстердаме, в остальных странах только «вспомогательные компании» — они не имеют права представлять Booking.com, точно также, как и не имеют права оказывать услуги, о чем сообщает сайт сервиса. При всем желании, российские офисы Booking не смогут ответить на вопросы журналистов. Зато на вопросы о причинах открытого письма и последствиях запрета Booking.com ответил инициатор предложения — руководитель компании Свой ТС Сергей Войтович.
К иностранному сервису в России относятся
Сергей Войтович (С. В.): За законный и честный туристический бизнес. За развитие туризма в стране и за вклад отрасли в экономику. За понятную коммерческую деятельность. За защиту персональных данных и за безопасность туристов.
Дело в том, что Booking не несет ответственности перед туристом, перекладывая эти обязанности на поставщика — отельера. Не следят они и за достоверностью сведений на платформе — это тоже на совести отеля, и главное, не попадают под юрисдикцию Роспотребнадзора. Неоднократно люди сталкивались с ситуацией, когда после оплаты бронирования, приходит письмо «на сайте ошибка цены, новая цена в два раза выше, вы подтверждаете заказ?» — Booking умывает руки, самостоятельные туристы не застрахованы от подобных ситуаций и недобросовестных поставщиков, а правоохранительные органы не могут защитить туристов.
Поэтому предлагаю также поговорить о проблемах, создаваемых, по сути, туроператорской деятельностью Booking.com без статуса туроператора — о ее законности на территории России.
У вас есть юридическое образование или вы обращались к помощи юристов?
С. В.: Для того, чтобы работать в туротрасли необходимо читать законы, знать их. В России туроператорской считается любая деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта (
Сделать скидку на формирование, и все равно останется статус турагента, но и в таком реестре вы не найдете Booking.com. «Иная деятельность по организации путешествий» тоже приравнивается к туристической. Но я бы не стал игнорировать формирование турпродукта по той причине, что платформа Booking предусматривает дополнительные сервисы — авиабилеты, трансферы, такси. Размещение плюс любая дополнительная услуга — уже туроперейтинг: динамическое пакетирование, которое турист формирует самостоятельно.
Мессенджер Telegram был заблокирован решением суда. В Италии, Франции, Швеции и еще нескольких европейских странах добились отмены пункта о «лучшей цене» в договорах Booking с отелями тоже в судебном порядке. Почему не пойти проторенным путем?
С. В.: Уверен, если инициативу поддержат соответствующие ведомства, в том числе Министерство культуры, отвечающее за государственную политику в сфере туризма, санкции будут применены и этот инструмент более эффективный призыв к сотрудничеству.
Согласно нашему, российскому законодательству, если сведения о туроператоре отсутствуют в федеральном реестре, на юридическое лицо, работающее в отрасли
Официально Booking юридическое лицо на территории Нидерландов.
Более того вся коммерческая деятельность ограничена взаимоотношениями с отелями. На официальном сайте, там, где обычно расположена информация о правилах бронирования и конфиденциальности, сказано: «Сервис предоставляется только для индивидуального, некоммерческого использования». Но кто читает правила, верно? Вы, например, знаете, что Booking открыто заявляет, что не только собирает информацию о вас от третьих лиц, но и передает персональные данные третьим лицам и это не отели?
Например, Правительству США?
С. В.: Почему бы и нет. Тем, более, что Правительство США подходит под категорию «компетентные органы». Также, как и ФАС. Удивительно, что служба не смогла установить доминирующее положение Booking.com, тогда как Европейская ассоциация рестораторов и отельеров (HOTREC) в 2016 году говорила о том, что он движется к формату монополии, а на днях назвала крупнейшим игроком, «захватившим» 66% европейского рынка.
Только задумайтесь о цифрах капитализации: на конец 2017 года «Газпром» подорожал на 60 млрд. долларов, Сбербанк на 30 млрд. долларов, а американский владелец сервиса, компания Priceline Group Inc на 90 млрд. долларов.
Если Россия перестанет быть клиентом сервиса — для США ничего страшного, они не заметят. Или заметят?
Booking юридически зарегистрирован в Амстердаме и налоги платит в соответствии с действующим законодательством Нидерландов, поэтому с точки зрения финансов — Правительство США может не заметит убытка.
Но ведь смысл санкций не всегда в том, чтобы нанести урон экономике или репутации. Целью может быть намерение вразумить нарушителей. В данном случае санкции еще и способ призвать участника российского туристического рынка к соблюдению российского законодательства, к ответственности. Главное, что в России заметят оздоровление отрасли, а капитализация отразится на ВВП.
Но ведь именно отели настояли на включении пункта о паритете?
С. В.: Да, лет пятнадцать назад, когда пострадали от того, что Booking продавал по цене ниже отеля. А позже именно под давлением гостиничной индустрии и антимонопольных ведомств в Европе добились результата. Обратите внимание, что ни один российский отель не осмелился подать иск против Boоking, а ведь проблемы есть, об этом уже не раз говорили и сами отели, и представители Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО).
Да, создают «видимость удобства», но так ли это. Они не продвигают Россию, от них не становиться больше туристов, они продают то, что уже раскручивало туроператорами и отельерами, за их счет, да еще и зарабатывая на этом. Везде, им страна не важна.
Что вы порекомендуете российским гостиницам, которые переживают, что запрет Booking.com лишит их хлеба?
С. В.: Сотрудничать с туроператорами, онлайн каналами продаж. Работать над качеством сервиса уже сейчас, чтобы пребывание в гостинице было приятным опытом, чтобы гости хотели возвращаться снова и снова. Отель «Гельвеция» в
Министерство культуры уже отреагировало на открытое письмо?
С. В.: Ведомства произносят красивые слова о туристических потоках, увеличении маршрутной сети, новых маршрутах, все более о социальных и культурных аспектах туризма. Когда пересекаемся с нашими кураторами на форумах и выставках, совершенно не понимаем друг друга. Туризм — как отрасль экономики и как социальное явление — существуют параллельно. Туризм может и должен приносить более существенный вклад. А Министерство культуры молчит.
В чем ваша личная выгода от запрета сервиса?
С. В.: В России есть альтернативы отечественного производства — 101 Отель, Броневик
Строго говоря, большая выгода в санкциях не только для представителей отрасли, но и для государственного бюджета. А теперь давайте посчитаем, если при средней стоимости номера в 5000 рублей отеле категории 4* в Москве и загрузке, допустим на 60%, Booking берет на себя 66% бронирований, получаем:
5000×365×0,6×0,66×0,15 (минимальная комиссия Booking) х 0,18 (ставка НДС) = 19 500 рублей.
Умножьте на 89, ведь именно столько в городе четырехзвездочных гостиниц, и получите почти 2 миллиона рублей налогов, которые не платят российские компании. Напоминаю, всего в Москве более 1100 гостиниц Москвы. Вот вам и масштабы бедствия утечки ресурсов на развитие.
Владимир Путин, выступая на форуме ОНФ сказал, что предназначение Народного фронта — помогать людям, отстаивать правду и справедливость. А в 2016 году президент оценил потенциал внутреннего туризма в стране как высокий при наличии должной инфраструктуры.
Турагентства, туроператоры, объекты размещения, транспортные компании — все мы тоже часть инфраструктуры, тоже влияем на экономику отрасли.
Будет ли в туризме создан новый прецедент — ответ на этот вопрос до сих пор ждет российское туристическое сообщество.