Исследование: почему туристы не хотят путешествовать по России
Высокие цены, недостаточный уровень сервиса и отсутствие информации по тем или иным направлениям — эти и другие факторы мешают российским туристам путешествовать внутри страны. К такому выводу пришли эксперты сервиса Туту.ру, в ходе своего исследования.
Как рассказали порталу TRN в
Основные барьеры: почему люди не хотят путешествовать по России:
Россия — это дорого. Первый фактор — цена. Приводится сравнение качества отдыха у нас и за рубежом. По большей части речь про «другой контент за те же деньги»:
«Я даже и не думала, куда бы хотела поехать, но да, думаю, что у нас в России очень много замечательных и красивых мест. Единственное, по рассказам знакомых знаю, что в России отдых — это дорогое удовольствие. А за границей дешевле».
«Путешествия по России не рассматриваю, поскольку соотношение сервиса по цене и качеству ощутимо проигрывает зарубежным туристическим направлениям. Это касается проживания, питания, транспорта, социальной атмосферы, безопасности».
«В Сочи
Скучно или слишком далеко
Как это ни странно, путешественники не знают, что интересного можно посмотреть в России. Многим кажется, что большинство городов похожи друг на друга и «интересного» там «на два часа программы», а за новыми впечатлениями нужно уже ехать в другой город. К «раскрученным» направлениям присматриваются чаще (например, Великий Устюг для поездки с детьми, Байкал, Казань и
Недостаток информации
Вне крупных городов отсутствуют
Непрестижно
Те, кто хоть раз выбирался за рубеж, отмечают, что путешествовать по России не кажется престижным. Фотография в Инстаграме «смотрите, я в Иркутске» не вызывает того же ощущения статусности, что фотография из Греции. При этом фотографии для социальных сетей после путешествия за рубеж — один из весомых факторов выбора направления. Исключение составляют только необычные красоты природы, которые «не всем доступны»: Алтай, Камчатка, Байкал и другие.
Непредсказуемо
В российском турсегменте с точки зрения опрошенных отсутствуют
«Непредсказуемость в том, что в регионах есть шанс зайти и великолепно покушать в столовой на 300 рублей, а потом пойти в дорогой ресторан и за 3000 рублей получить полную ерунду».
Зачастую гостиницы неоправданно завышают цены.
«Селишься ты в гостиницу советского типа — ну, хорошо, ты согласился на эти условия, но так хотя бы поставьте цену ниже. А то берут деньги как за новую гостиницу со всеми удобствами».
Российский сервис
Это уже практически устоявшееся выражение, включающее некомпетентность персонала гостиниц, нежелание вставать на сторону клиента, помогать в поиске решения проблем и так далее.
«Не была в Карелии, но судя по отзывам о гостиницах, не скоро туда захочу».
«В первую очередь всё связано с понятием „качество“. У нас ниже уровень самих номеров по сравнению с соответствующими по классности номерами в европейских гостиницах и очень низкий уровень питания по качеству и ассортименту. Да, там дороже. Но стоимость номеров в гостиницах 4–5 звёзд находится примерно на одном уровне. Кроме этого в наших гостиницах редкость предложений по
Как отмечают в компании, проблемы в путешествиях могут случаться и в России, и за рубежом (неожиданные отмены бронирования, не те условия бронирования и так далее). Но если за рубежом люди, работающие в сфере обслуживания, будут идти навстречу и искать выход из сложившейся ситуации, то в России есть ожидание, что никто не будет решать твои проблемы, компенсировать ущерб.
Отношение к клиенту «смотрят свысока», нет гостеприимности, дружелюбия, «обращаются с тобой так, как будто ты им
Таксисты стараются выставить неоправданно высокие цены для туристов.
Невнимание персонала к мелочам в отелях: может не работать фен, кондиционер, в некоторых регионах может с перебоями подаваться горячая вода, могут отсутствовать стаканчики у кулера на этаже, висеть правило «нельзя наливать воду из кулера в бутылку» — и такие вещи портят общее впечатление от отдыха.
«Я ежегодно отдыхала в Евпатории. У меня там своё жильё.
То есть зачастую кажется, что за потраченные деньги можно было получить лучшее качество питания и проживания.
Есть и позитивные примеры:
«Говоря о сервисе, я имела в виду, в частности, уровень сервиса отелей, в которых мы останавливались. Мы ездили и вдвоём с мужем, и большой компанией, и были приятно удивлены тем, что и у нас можно отдыхать не хуже, а в
Безопасность
Есть регионы, куда опрошенным страшно ехать
Инфраструктура
Как правило, неразвиты местные маршруты, что склоняет путешественников либо к самостоятельной поездке на своём или арендованном автомобиле (что повышает барьер входа выше уровня иностранной поездки), либо же ведёт на пакетные туры, куда включены все передвижения по региону.
«По поводу любимых мест… Скорее всего, я их не знаю, потому что мало где бывал. В прошлом году был в Крыму. И вроде бы всё нормально, но вот
«На карте много мест, где ещё хуже, чем в России, но мне кажется, что ориентироваться надо не на условную Бирму, а, например, на Скандинавию или Ирландию, где я в любое время могу безбоязненно гулять, а главное, я могу в любой момент рассчитывать на помощь правоохранительных органов».
«На Горном Алтае дороговато в смысле проживания на отдыхе. А в моём городке Чехове на Сахалине нет гостиниц. Остановиться практически негде. Приходится искать временное съёмное жильё. Такая же ситуация во многих небольших городках Сахалина».
«Петрозаводск — Вологда. Ни один оператор не может обеспечить бесперебойную сотовую связь!».
Климат
По большинству направлений отмечается достаточно короткое лето, «промозглое» межсезонье, когда не угадаешь с погодой. Гораздо привлекательнее поехать за границу, где тёплая погода гарантирована. Исключение — курорты на Чёрном море.
Возможные виды отдыха в России и блокеры:
Экскурсионный отдых возможен в городах Золотого кольца, Казани,
Автотуризм — основные блокеры в больших ненасыщенных расстояниях между интересующими точками (что решается в Европе большей плотностью достопримечательностей и развлечений на государственном уровне). Отсутствие налаженной инфраструктуры для дорожного путешествия: нет гостиниц, кафе достойного уровня, туалетов, комфортных стоянок (с розетками, душем). В ряде регионов — неудовлетворительное качество дорог.
Горнолыжный отдых — Красная поляна, Кавказ, Архыз. Нет значимых барьеров. Опрошенные отмечают, что условия становятся лучше: Красная поляна очень облагорожена, хорошие условия проживания, много кафе, ввели единый
Активный отдых (походы, сплавы) — Урал, Кавказ, Карелия, Дальний Восток, Камчатка, Якутия. Барьер — трудно. Подобный выезд подразумевает отсутствие
Круизы — Волга, Черное море, от
Данные по фестивальному туризму, алкотурам, гастротурам, турам для охоты
Что путешественникам хочется поменять:
Основной барьер — недостаток информации.
«Очень нравится
Туристы хотят доступных готовых туров, подразумевающих программу передвижения и бронь проживания в нескольких точках, обязательные экскурсии и свободное время в разных точках маршрута. Возможность сэкономить на авиаперелёте любыми способами (купить сильно заранее, выкупить билеты на всю группу и так далее). Рассчитывать на определённый уровень комфорта (тёплый туалет в помещении, душ, питание), чтобы путешествие не стало «испытанием на прочность».
Если речь про известные города с развитой туристической инфраструктурой:
«Самая острая проблема, на мой взгляд, это транспорт. В Архангельске, например, расписание автобусов можно узнать, только сев в этот самый автобус (потому что там транспорт только частный). Про Каргополь и вообще Север говорить о
Хотят популяризации в СМИ о городах России и их регионах, чтобы на слуху были не только названия, но и то, чем они славятся, что можно там посмотреть и куда съездить. Нужны разработанные маршруты в разных тематических жанрах:
На стадии бронирования и покупки билетов отказы носят исключительно технический характер: нет подходящих билетов или вариантов проживания,
На протяжении путешествия люди стоически переносят все проблемы: есть понимание того, что все неприятности могут произойти, «ну, а чего ты хотел, это же Россия». Исключение — пары с детьми, для них требования к комфорту и степени определённости в путешествии резко возрастают, поэтому они реже путешествуют по России и чаще за рубежом.
Туристы хотят эстетически красивой сувенирной продукции (на данный момент ощущается её недостаток). Большого количества восторженных откликов от подписчиков (к сожалению, общественное мнение больше приветствует и интересуется путешествиями за рубеж). Больше рекламы/ информации о красотах России, интересных местах, чтобы можно было загореться идеей нового путешествия.
Что мотивирует путешествовать по России? Россия — это дом. По России, по мнению опрошенных, путешествовать гораздо удобнее по следующим причинам:
- Не все знают английский, а у нас нет языкового барьера.
-
Нет сложностей с загранпаспортом и визой (многих в
эконом-сегменте это отпугивает). - Мобильная связь и интернет без роуминга, не нужно менять валюту (малозначительный фактор).
- Опрошенные в рамках исследования путешественники отмечают как плюс, что у нас много разнообразных природных мест и ландшафтов и есть малолюдные места, где ничто не мешает наслаждаться природой.
- Кажущаяся простота и доступность путешествия: можно сесть на машину и тут же отправиться в путь.
- Понятное медицинское обслуживание: почти никто не беспокоится заболеть в поездке.
- Понятны законы и способы обращения в полицию.
- Жители крупных городов в небольших ощущают, что цены существенно ниже: «В Рязани в кафе чувствуешь себя королём — такие там можно встретить низкие цены».