Выплата страхового возмещения – не признак банкротства
Вопреки сложившемуся в последнее время у участников туристического рынка мнению, страхование гражданской ответственности туроператора предполагает выплаты компенсаций пострадавшим туристам не только в случае банкротства компании.
Страхование гражданской ответственности туроператора предусмотрено законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым, страховая компания обязана возместить ущерб туристу или иному заказчику, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения компанией своих обязательств по договору о реализации туристского продукта. Основанием для выплаты страхового возмещения является факт установления обязанности туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств.
В рамках договора о реализации турпродукта туроператор может взять на себя следующие обязательства: организация авиаперелета, трансфера, бронь отеля, оформление визы, страховки, экскурсионная программа, если она указана в договоре. Если в результате невыполнения какого-либо из перечисленных в договоре обязательств турист несет реальный ущерб, то оператор обязан его возместить. Однако возмещение осуществляется не из собственных средств туроператора, а за счет страховой компании или гаранта, с которым у оператора заключен договор.
Необходимость в страховании гражданской ответственности туроператора призвана гарантировать туристам возможность получения возмещения, даже если на счетах туроператора не будет денежных средств. Поэтому туристы могут быть уверены, что даже в случае банкротства компании они получат возмещение причиненного туроператором ущерба.
А вот размер этого возмещения не всегда будет равен стоимости приобретенного тура или понесенного реального ущерба. Законом устанавливаются суммы минимального покрытия по договорам страхования гражданской ответственности туроператора. Минимальная сумма зависит от общей суммы полученных туроператором денежных средств от реализации туристского продукта на конец года. Если сумма причиненного туристам ущерба будет превышать размер страхового покрытия, то денежные средства распределяются между всеми пострадавшими пропорционально размеру убытка.
После выплаты страховки, туроператор должен заключить новый договор со страховой компанией, после чего уведомить об этом органы исполнительной власти. То есть, если нет других обстоятельств, мешающих туроператору продолжать свою деятельность, он будет работать дальше, перезаключив договор.
При наступлении страхового случая для туристов предусмотрена возможность подавать одновременно требование о возмещении туроператору и страховой компании.
К заявлению следует приложить пакет документов:
· Копию паспорта или любого иного документа, подтверждающего личность;
· Копию договора о реализации туристского продукта;
· Документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом.
Однако, возмещению не подлежат расходы, произведенные туристом и не обусловленные требованием к качеству туристского продукта, обычно, предъявляемые к продукту такого рода. К примеру, если в турпакете был указан перелет эконом-классом, а турист за свой счет приобрел билеты в бизнес-класс, их стоимость ему возмещена не будет.
Для того, чтобы страховая компания после получения заявления от пострадавшего туриста выплатила компенсацию, по общему правилу, необходимо, чтобы факт причинения ущерба был подтвержден туроператором или решением суда.
Комментарий эксперта. Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов:Страхование гражданской ответственности туроператора предусмотрено законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым, страховая компания обязана возместить ущерб туристу или иному заказчику, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения компанией своих обязательств по договору о реализации туристского продукта. Основанием для выплаты страхового возмещения является факт установления обязанности туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств.
В рамках договора о реализации турпродукта туроператор может взять на себя следующие обязательства: организация авиаперелета, трансфера, бронь отеля, оформление визы, страховки, экскурсионная программа, если она указана в договоре. Если в результате невыполнения какого-либо из перечисленных в договоре обязательств турист несет реальный ущерб, то оператор обязан его возместить. Однако возмещение осуществляется не из собственных средств туроператора, а за счет страховой компании или гаранта, с которым у оператора заключен договор.
Необходимость в страховании гражданской ответственности туроператора призвана гарантировать туристам возможность получения возмещения, даже если на счетах туроператора не будет денежных средств. Поэтому туристы могут быть уверены, что даже в случае банкротства компании они получат возмещение причиненного туроператором ущерба.
А вот размер этого возмещения не всегда будет равен стоимости приобретенного тура или понесенного реального ущерба. Законом устанавливаются суммы минимального покрытия по договорам страхования гражданской ответственности туроператора. Минимальная сумма зависит от общей суммы полученных туроператором денежных средств от реализации туристского продукта на конец года. Если сумма причиненного туристам ущерба будет превышать размер страхового покрытия, то денежные средства распределяются между всеми пострадавшими пропорционально размеру убытка.
После выплаты страховки, туроператор должен заключить новый договор со страховой компанией, после чего уведомить об этом органы исполнительной власти. То есть, если нет других обстоятельств, мешающих туроператору продолжать свою деятельность, он будет работать дальше, перезаключив договор.
При наступлении страхового случая для туристов предусмотрена возможность подавать одновременно требование о возмещении туроператору и страховой компании.
К заявлению следует приложить пакет документов:
· Копию паспорта или любого иного документа, подтверждающего личность;
· Копию договора о реализации туристского продукта;
· Документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом.
Однако, возмещению не подлежат расходы, произведенные туристом и не обусловленные требованием к качеству туристского продукта, обычно, предъявляемые к продукту такого рода. К примеру, если в турпакете был указан перелет эконом-классом, а турист за свой счет приобрел билеты в бизнес-класс, их стоимость ему возмещена не будет.
Для того, чтобы страховая компания после получения заявления от пострадавшего туриста выплатила компенсацию, по общему правилу, необходимо, чтобы факт причинения ущерба был подтвержден туроператором или решением суда.
«Закон предоставляет индульгенцию туроператорам, которые могут отказаться выполнять свои обязательства перед туристами по любой причине. Им достаточно просто разместить объявление на сайте о приостановке деятельности в связи с неплатёжеспособностью, а дальше наступает ответственность страховщика. Именно поэтому так сложно найти серьезную страховую компанию, которая согласится страховать ответственность туроператора. Теоретически турист может получить возмещение и у страховщика, и у оператора (в сумме оно не должно быть больше потраченного туристом на тур), но практически платит только страховщик».
Комментарии (1)
Комментарии для сайта Cackle