В среду, 29 мая, на площадке ведущего информационного агентства «Интерфакс» состоялась пресс-конференция Союза агентств делового туризма (САД) на тему «Бизнес-тревел как индикатор деловой активности в России». В пресс-конференции приняли участие: исполнительный директор САД Павел Васин, председатель Правления САД Дмитрий Горин, член Правления САД, председатель Совета директоров ГК «Аэроклуб» Денис Матюхин, член Правления САД, управляющий директор АО «Аэроклуб» Юлия Липатова, член Правления САД, управляющий директор корпоративного бизнеса Випсервис Галина Полищук и член Правления САД, генеральный директор ООО «Академсервис» Леонид Исакович.
Денис Матюхин рассказал о ключевых трендах отрасли. Среди них — персонализация, внедрение модели потребления из B2C в B2В-сегмент и искусственный интеллект. Он подчеркнул, что развитие технологий на базе ИИ влияет на рынок путешествий и отдельные сервисы, в том числе — в сегменте бизнес-тревел. «Искусственный интеллект сейчас играет ключевую роль в развитии не только нашей индустрии, но и всей сферы услуг. Несмотря на то, что реально работающих проектов мы пока не видим, ведется активная работа в этом направлении, и, возможно, уже через несколько месяцев первые решения в этой области выйдут на рынок», — отметил он.
Галина Полищук представила комплексные данные о рынке делового туризма за 2023 год и I кв. 2024 года. Главная ценность представленных на пресс-конференции данных по рынку заключается в том, что это — консолидированная информация от всех ведущих российских компаний, а не оценочные данные одного или нескольких игроков.
Так, по данным САД, объем рынка делового туризма в 2023 году составил 827 млрд руб., что на 30% больше, чем годом ранее. Стабильно увеличивается число командировок по России — в 2023 году их стало на 17,9% больше, чем в 2022 году. Таким образом, показатели вплотную приблизились к уровню 2019 года. Отмечается, что устойчиво растет доля авиаперевозок, обеспечивая динамику деловой активности в России при сокращении доли тарифов бизнес-класса. Число международных командировок в 2023 году выросло на 43% по сравнению с 2022 годом. Таким образом, можно отметить тренд на восстановление динамики до показателей 2019 года, однако география деловых поездок существенно меняется. Стоимость авиаперевозок растет как на внутренних, так и на международных маршрутах. При этом можно отметить стабилизацию процесса планирования командировок в целом — это означает, что бизнес адаптировался к внешним условиям и стал работать в плановом режиме.
Данные по динамике и перспективам отельного сегмента представил Леонид Исакович. Он отметил, что базу спроса по-прежнему формируют отели категорий 3 и 4 звезды, а также рассказал о повышении средней стоимости услуги на 7% по сравнению с 2022 годом — до 5 308 руб. Эти ценовые изменения он связал с инфляционными процессами. По его словам, спрос на зарубежные отели остается стабильным. Здесь средняя стоимость услуги выросла не так заметно — на 1% по сравнению с 2022 годом — до 56 765 руб.
Юлия Липатова рассказала о том, как за последние пять лет изменились потребности клиентов. Главные требования: скорость и высокий уровень сервиса, комплексный подход и аналитика, омниканальность и доступность нового тревел-контента. «У нас важная миссия — удовлетворить как потребности больших корпораций, которых мы обслуживаем, так и тех людей, которые непосредственно ездят в командировки, обеспечивая им привычный уровень сервиса и комфорт», — сказала она.
Павел Васин и Дмитрий Горин рассказали о деятельности САД, сделав особый акцент на законотворческой деятельности союза. Было отмечено, что ведется системная и эффективная работа с Министерством экономического развития, комитетом по туризму Государственной думы РФ и Мостуризмом по актуализации законодательства в области туристической деятельности и выделению делового туризма в отдельный вид. Также САД работает над формированием общих правил ведения бизнеса и повышением конкурентоспособности отрасли.