Эксперты назвали турпоток из Китая в Россию бесполезным

Елена Калиновская, 30.01.2019 17:34
Просмотров: 10103

В 2018 году китайский организованный турпоток в Россию увеличился почти на 20%, и, по прогнозам, в 2019-м этот показатель продолжит расти. Однако представителей российского турбизнеса такая перспектива совсем не радует: уже несколько лет подряд эксперты во всеуслышание заявляют о том, что гости из Поднебесной фактически не приносят никакой пользы для российской экономики. Более того, «сотрудники» китайских турфирм, отнимают работу у своих российских коллег.

 

 

В конце прошлой недели в Санкт-Петербурге состоялась встреча представителей турбизнеса Северной столицы с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым и бизнес-омбудсменом в Санкт-Петербурге и СЗФО Александром Абросимовым, в ходе которой политику были озвучены ключевые проблемы, связанные с китайскими туристами.

Как рассказал порталу TRN заместитель председателя Комитета по туризму и индустрии гостеприимства Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Юрий Мурашов, именно Северная столица, по статистике, принимает наибольшее количество организованных туристических групп из Китая. «В связи с этим все более актуальными становятся вопросы, затрагивающие интересы туроператоров, работающих на рынке внутреннего туризме, гидов-переводчиков и других предприятий индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга. Организация обслуживания туристических групп из Китая характеризуется рядом особенностей и проблем, создающих сложности в работе представителей туриндустрии, что характерно не только для туристического рынка Санкт-Петербурга, но и всей России. Встреча с Борисом Титовым и Александром Абросимовым была посвящена обсуждению именно этих вопросов. В результате дискуссии было принято решение о составлении официального письма на имя г-на Титова по линии „Деловой России“, описывающего суть проблемы и содержащего предложения по вариантам её скорейшего решения», — сказал он.

О том, что «сложности» в сегменте китайского туризма есть, и они довольно серьезные говорит и председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму» Юрий Цуркан, который также принял участие в совещании.

 

 

«Начнем с того, что китайские компании в целях повышения привлекательности своего турпакета сильно демпингуют. В этой ситуации уже дошло до того, что большая часть из них продает турпакеты с нулевой или отрицательной маржинальностью. Но мы же понимаем, что благотворительностью никто заниматься не будет. Мы провели анализ рынка, опросили туроператоров, пообщались с гидами и другими представителями связанных с туризмом компаний. Выяснилось, что экономической базой для черного туризма являются магазины сувенирной и ювелирной продукции», — говорит он.

Так, по словам эксперта, китайские компании либо частные лица открывают торговые точки в целях обслуживания возрастающего турпотока. «В ходе проверок этих магазинов, итоги которых были озвучены прошлой осенью на выставке NWETEX-CIS Travel Market представителем Пробирной палаты, выяснилось, что порядка 6 тыс. ювелирных изделий не имеют пробирного клейма вообще, а около 10 тысяч имеют поддельное пробирное клеймо. В этих магазинах цена на данную продукцию на 10–15 раз выше, чем по рынку. Именно за счет этих магазинов замкнутого цикла китайские турфирмы отбивают свою маржинальность», — пояснил г-н Цуркан.

При этом, по его словам, эта схема была бы не полной, без своего ключевого элемента — нелегальных гидов. «На самом деле это разнорабочие, студенты, повара и так далее, прибывшие к нам по трудовой или учебной квотам. По родственным или иным каналам они выходят на соответствующие фирмы и уже здесь осуществляют деятельность по оказанию туристических услуг, включая оплату гостиниц и наем транспорта. То есть они все делают самостоятельно. В результате в этом сегменте циркулирует огромное количество неучтенных денег, которые не облагаются налогами с нашей стороны и которые, соответственно, работают не на нашу экономику. В итоге инфраструктура российских городов изнашивается от такого наплыва китайских туристов. Мы работаем, работаем, но никакой пользы от этого просто нет. Более того, эти серые гиды отбирают работу и у наших российских экскурсоводов», — сказал эксперт, подчеркнув, что вызывает вопросы и непонятная позиция Ростуризма «В ведомстве просто не могут не знать о подобных проблемах, однако никаких попыток исправить ситуацию там до сих пор там не предпринимают», — заключил Юрий Цуркан.

Комментарии (13)

Китайские магазины - это значительная часть китайской проблемы, но не главная. Если даже закрыть все китайские магазины (конечно, надо закрыть), то для российской туротрасли ничего не изменится. В других странах пробовали - нелегальные гиды будут торговать на квартирах, в автобусах и т. п. Главное - принять закон о гражданстве РФ для гидов-переводчиков и экскурсоводов.
30.01.2019 в 21:09, Михаил Бураков
Примите закон о российском гражданстве для гидов-переводчиков и экскурсоводов! Законопроект 46940 давно готов и находится в правительстве, его принятие очень нужно для спасения въездного туризма из КНР!
30.01.2019 в 21:15, Женя Добрая
Да, главное - требование гражданства РФ для деятельности гидов-переводчиков.
Спасибо за статью. Отрадно, что все чаще мы имеем возможность обсуждать практические пути решения китайской проблемы.
Надоело отбиваться от навязчивых советов "как привлечь китайского туриста" (а нужно ли его привлекать в нынешнем виде?), мошеннических "программ адаптации под китайского клиента", лукавой чиновничьей статистики и прочего обмана, которым окутана сейчас китайская тема.
30.01.2019 в 21:30, Даниил Торошкевич
Я не думаю что гражданство для гидов-переводчиков решит вопрос, возможно лучше подходить комплексно, и принять меры при получении визы - только по приглашению российского туроператора, ограничить продажу туров только от российских туроператоров с электронными путевками, чтобы контролировать цены продажи.
31.01.2019 в 09:25, Наталья
Наталья, российское гражданство для гидов-переводчиков - единственный способ, уже есть опыт других стран, которые перепробовали другие способы. Контролировать цену продаж или ограничить продажу туров только от российских туроператоров - да, хочется так сделать, но это нереально да и не вполне законно. Вы правы в том, что нужен комплекс дополнительных мер, в том числе через визы, но ключевой инструмент, без которого все остальные меры будут вхолостую - это все же национальное (в нашем случае российское) гражданство гида-переводчика.
31.01.2019 в 09:47, Екатерина Добронравова
Потому-то и нужно воздействовать через рынок труда - требование гражданства РФ для гидов-переводчиков + аккредитация + квотирование, поскольку в условиях замкнутых этнических теневых картелей другие традиционные способы контроля (налогового и т. п.) оказываются неэффективными.
31.01.2019 в 09:56, Антуан Денисов
Согласна, с мнениями экспертов. Говорить о том, что совсем бесполезный неправильно. Так как, гостиницы в какой-то степени загружаются, общепит работает. Но опять в этой области присутствует демпинг цен. А это плохо, Что касается защиты росиийских гид, то в этой части следует наводить порядок. Здесь надо взять на вооружение опыт Таиланда. Полиция Таиланда жестко присекает работу нелегальных гидов. На мой взгляд, гражданство гида должно стать ключевым фактором права на обсуживание туристов.
31.01.2019 в 10:29, Татьяна Марканова
Большое спасибо за поддержку, Татьяна! Но гостиницы "загружаются" - тут тоже есть маленькая хитрость. Ведь демпинг, о котором Вы говорите, не оставляет денег на развитие. В результате зачастую такая "загрузка" не поддерживает, а истощает туристский ресурс. Вот у нас транспорт китайцы несколько лет загружали с нулевой маржой, транспортникам не оставляли денег, чтобы купить новые автобусы и ремонтировать старые, а через несколько лет китайцы купили уже свои автобусы, и теперь российский транспорт загружается, так сказать, намного меньше. Так и с гостиницами может выйти. А рестораны у них уже давно свои.
31.01.2019 в 10:51, Екатерина Добронравова
Думаю, что если ввести тур сбор на подобных условиях:
каждый китайский турист оплачивает 100 - 200$ сбора при въезде в Россию, которые он может зачесть в счет оплаты за турпутевку российской турфирме. Турфирме этот сбор будут возвращать специально определенные структуры в течении 3 дней с момента въезда китайца в страну, а внесение предоплаты соответственно будет уменьшаться на указанную сумму. Приехал самостоятельно заплати и забудь. С группой- цена у наших операторов будет для китайцев на 100-200 меньше, чем у китайских.Но никто этот вариант не примет- это дискриминация китайцев. И введение российского сопровождающего не решит проблему. 1000 долларов на группу они могут и заплатить. Вопрос ведь в том, у кого прибыль - наценка от тура. Пока у китайцев. А они нашу инфраструктуру используют и также заполняют гостиницы, транспорт, объекты питания, достопримечательности. Государство просто не получает налоги с наценки, но налоги со всех используемых китайцами объектов получает.
31.01.2019 в 11:10, Инна
Туристскую инфраструктуру, как было правильно замечено, они не поддерживают, а истощают, постепенно замещая на свою. После этого налогов уже не получить. Разница в стоимости у теневиков и российских компаний не 100-200 $, а гораздо выше. Все попытки решить проблему традиционными способами упираются в то, что нельзя дискриминировать китайцев. А вот требование российского гражданства для гидов-переводчиков как раз тут и поможет, ВТО позволяет требовать гражданство своей страны для гидов-переводчиков и другие страны этим воспользовались. Это действенный инструмент, позволяющий избежать обвинений в дискриминации и конкуренции. Российский лицензированный гид переводчик находится под контролем российских властей, а нелеальный - отвечает только перед своим теневым работодателем. Если у Таиланда получилось, почему у нас не получится?
31.01.2019 в 11:34, Михаил Бураков
Мне кажется, не надо изобретать велосипед (как мы это делаем в экономике), если есть многолетний опыт других стран. Европа давно уже страдает от нелегального туризма, особенно из Азии, и в последнее время там были приняты жесткие законы по легализации. Надо их рассмотреть и принять такие же. Туристическая полиция в Италии работает жестко.
Гид без лицензии, застуканный на месте, платит огромный штраф, второй раз застукали - идет административное наказание, вплоть до лишения визы и запрета въезда в страну.
31.01.2019 в 11:39, Галина Папанова
Вы правы, Галина, так ведь есть уже такой законопроект! Разработан Министерством культуры и Министерством экономического развития с учетом опыта других стран. На официальном сайте правительства regilations.gov.ru законопроект № 46940. Разработан еще в 2016 году, но что-то или кто-то его тормозит. Сейчас коллеги пытаются добиться все же его принятия. Спасибо Вам за Ваш голос)))
31.01.2019 в 11:51, Женя Добрая
У наших Гейропских коллег нелегальный поточный "турбизнес" поддерживается самими властными верхушками! А вы тут говорите глупости про какие-то эвро-"законы"))))
02.02.2019 в 06:35, Arnold Arnoldovich
Комментарии для сайта Cackle

Материалы по теме