Прогноз или приговор… Что делать рынку?
Эскалация терроризма, ухудшающиеся межгосударственные отношения оставляют все меньше светлых пятен на карте мира, и последние международные исследования это лишний раз подтверждают. Туристическая отрасль, такая «нервная» и зависимая от геополитических, природных и экономических катаклизмов, становится заложником отягощающейся ситуации в мире. Туроператоры теряют деньги и туристов, раскрученные направления и, за последнее время — уверенность в будущем отрасли.
Делать долговременный прогноз сейчас — дело неблагодарное: в любой части мира практически в любую секунду может произойти что угодно, и никто никаких гарантий дать не может, пока тотальное зло не будет уничтожено полностью, 100%.
Однако остаются все же страны, где эпидемическое влияние терроризма пока не ощущается.
Institute for Economics and Peace и University of Maryland выпустили в свет Глобальный индекс терроризма (The Global Terrorism Index — GTI), который отражает уровень негативного влияния террора на
Согласно этим данным, только 38 стран мира не испытывают тлетворного воздействия терроризма на свою социальную и экономическую жизнь. В том числе: Япония, Монголия, Румыния, Словакия, Южная Корея, Северная Корея, Финляндия, Оман, Вьетнам, Польша, Латвия, Куба, Панама, Уругвай, Сингапур, Туркменистан, Узбекистан,
Портал TRN обратился за комментариями к представителям туристической отрасли России, чтобы собрать мнения и понять, какие выходы видятся им в сложившейся сложной ситуации, и как рынок будет жить дальше.
Коммерческий директор турагентства «Магазин путешествий» Александр Преображенский с сожалением отметил, что российский туризм практически «лежит в руинах».
»После запрета авиасообщения с Турцией и Египтом можно с уверенностью сказать, что отрасль не просто пострадала, а лежит в руинах! Нельзя разрушать фундамент и надеяться, что здание не упадёт, либо само быстро перестроится. Я понимаю, что другого пути не осталось и ответ вполне адекватен, но для туризма это ещё один удар. И удар очень сильный! Что будет? Все надежды возлагаются на внутренний туризм, но адекватной замены Турции наши курорты дать не смогут», — эмоционально подчеркивает Александр.
По его словам, нет отельной базы, необходимого количества номерного фонда, а также перевозки, инфраструктуры для отдыха, тёплого для круглогодичного отдыха моря и стабильной погоды.
«Конечно, выиграют страны Средиземного моря, но это было бы панацеей, будь у нас крепкий средний класс, но его нет. В Турцию ездили представители среднего класса, но из числа низшей его части (Low level), эта страна подходила им по ценовому уровню, удовлетворяла их требования к качеству отдыха, помогала почувствовать себя успешными и значимыми. Испания, Греция, Италия — не их страны! Здесь они не получат тех составных частей ментального понимания концепции настоящего (по их стандартам) отдыха. Поэтому, это часть нашего населения, а у нас их большинство, останется дома. Туризм — это не только отдых, но ещё и способ образования, окультуривания людей. Если нашему человеку нечем заняться, он начинает пить! Вот и получим в результате всплеск бытового алкоголизма. — уточняет Александр Преображенский. — Но, вернёмся к отрасли. Что ожидает её? Дальнейшее стагнирование, разорение компаний и, как следствие, — потеря потребителя, который будет отвыкать от традиции путешествия в другие страны. Скорее всего, поездка за границу станет уделом только определённого слоя населения — богатого и космополитичного. Но опасна и другая тенденция. Сколько туркомпаний разорилось за последние пять — шесть лет? Десятки. И среди них достаточно крупные и ведущие операторы. Видим ли мы игроков, пришедших им на смену? Ни одного нового оператора на рынке не появилось! И это показатель. Предприниматели не видят в туристическом бизнесе привлекательных сторон и не желают вкладывать деньги в нашу отрасль».
По словам эксперта, одна из главных тенденций для рынка состоит в том, что число туроператоров будет сокращаться и дальше, а турагентства открываться не будут, поскольку не станет потребителя.
«Но рынок то останется! И потенциал его весьма велик. Вот тут на место отечественных компаний придут мощные зарубежные фирмы, имеющие возможность дождаться новых, более хороших времён, которые обязательно наступят. И тогда мы потеряем отечественный туризм, а приобретём отрасль управляемую иностранным капиталом, который, естественно, будет развивать выездной туризм, который ему более выгоден. Круг замкнулся! Нельзя рушить, без поддержки того, кто страдает от этого разрушения. В противном случае, эффект „бумеранга“ неизбежен», — заключил эксперт.
Мнение
«Конечно, ситуация для всей туротрасли страны весьма сложная. Прежде всего, волнует положение розницы. Египет и Турция — это бюджетообразущие направления не только в ассортименте международных туроператоров, но и большинства туристических агентств. Полностью восполнить потери продажами туров по России не получится, поскольку достаточно велик процент самостоятельных путешественников. Но не буду отрицать, что это возможно. В нашей практике есть немало примеров успешных агентств, специализирующихся на внутренних направлениях и странах ближнего зарубежья. Я не призываю всех переквалифицироваться, но тем, кто ранее не реализовывал туры по стране или делал это в ограниченном формате, отчасти придется пересмотреть свой подход. Главное — изучайте продукт, для адекватного восприятия и качественного отдыха в нашей стране туристу необходима грамотная консультация. Так что придется учиться, а мы со своей стороны всегда готовы помочь», — говорит эксперт.
Руководитель проекта BOOKINNA Леонид Пустов также считает, что закрытие дешевых направлений очевидно приведет к переориентации рынка на внутрироссийские направления, а также к перераспределению спроса на азиатские страны.
«В результате событий в Турции могут пострадать турецкие туроператоры, которые занимают значительную долю рынка. Снижение уровня конкуренции неизбежно приведет к росту цен.
Можно ожидать сжатие рынка классических туров, ускоренный рост доли индвидуальных туров и развитие сегмента самостоятельных путешествий. Рынок будет адаптироваться, и преимущества получат российские туроператоры, а также компании, развивающие технологические продукты: системы бронирования для конечного клиента, инструменты формирования индивидуальных туров, в том числе динамическое пакетирование туров», — заметил эксперт.
Сопредседатель Федерального координационного совета профессиональных и общественных туристических объединений России Карен Гончаров уверен, что именно сейчас на первый план выходит вопрос безопасности российских туристов.
«Но получается, что ни в одном государственном органе власти никто точно не знает, сколько наших туристов и в каких странах находится в данный момент. Нужно продумать как лучше наладить такой учет, Как вариант можно продумать как использовать для этого наиболее популярные соцсети. Тогда мы сможем располагать хотя бы примерной информацией о количестве российских граждан, выехавших в те или иные страны в целях туризма. Это, в свою очередь, позволит правильно составлять сценарии поведения туристов, Ростуризма, туроператоров и турагентств на случай объявления нежелательными для посещения отдельных стран или регионов, как это произошло Египтом и складывается с Турцией», — подчеркивает эксперт.
По его словам, необходимо в законодательном порядке установить критерии объявления «запретных» туристических направлений, ввести ответственность за нарушения и определить размеры
«Считаю, что в местах за рубежом, где отдыхает наибольшее число наших туристов, должны быть открыты дополнительные консульские службы. Хороший пример в связи с этим — открытие российского консульства в Хургаде, хотя и с опозданием. Вполне можно спрогнозировать куда будет переориентироваться выездной турпоток и организовать там соответствующие представительства МИДа, Ростуризма и других заинтересованных служб. Конечно, надо решать на межгосударственном уровне вопрос об присутствии наших специалистов в зарубежных аэропортах, массово принимающих и отправляющих рейсы в России для непосредственного контроля с их стороны при техническом обслуживании бортов и обеспечении режима безопасности. Опыт Израиля в это вопросе позитивен и доступен для применения», — уточнил Карен Гончаров.
Он также добавил, что увеличение объемов внутреннего турпотока произойдет естественным путем в связи известными событиями.
«Но наш турист, побывавший за границей, уже достаточно требователен к условиям средств размещения, предлагаемому комфорту, поведению персонала, качеству питания и соотношению
Следует в ускоренном режиме пересмотреть федеральные и региональные программы развития внутреннего туризма в сторону их уточнения и актуализации. Уверен, что их реализация, а значит быстрое расширение туристического потенциала Российской Федерации, возможны в формате
В
«Приостановка авиасообщения с Турцией будет таким же ударом для туристической отрасли, как и закрытие Египта, поскольку Турецкая республика предлагалась в качестве основной альтернативы туристам, пострадавшим от приостановки реализации египетского турпродукта. Мы вынуждены подчиниться решению властей и оказать всяческое содействие туристам, которые сейчас находятся в Турции», — дополнили в
Напомним, что после крушения российского
Крупнейшие российские компании уже отреагировали на эти заявления. Так, туры в Турцию временно прекратили продавать ANEX Tour, «Пегас Туристик», «НТК Интурист», «Натали Турс» и туроператор TUI.
«Туроператор TUI в. настоящее время не осуществляет продажи туров в Турцию. Компания работает с этим направлением только в течение летнего сезона, предлагая клиентам туры с вылетами с апреля по октябрь. Старт „раннего бронирования“ туров в Турцию на будущий летний сезон отложен до снятия рекомендаций МИДа российским туристам воздержаться от посещения этой страны», — уточнили в компании.
По оценке аналитиков АТОР, в Турции сейчас находится более 10 тыс. российских туристов. Примерно 20% из них — это те, кто перебронировал туры в Турцию
«Поскольку ноябрь — не сезон для Турции, пока преждевременно говорить о серьезных потерях для бизнеса. Однако, если конфликт усугубится, и приостановка продаж продлится 2–3 месяца, ущерб для туристического бизнеса на порядки превысит потери от запрета полетов в Египет», — считают в АТОРе.
Российские туроператоры оценили потери от приостановки реализации туров в Египет в 1,7 млрд рублей.