Авиаперевозка Европы: тенденции, проблемы, прогнозы
Европейские аэропорты сообщают о росте пассажиропотока в первом полугодии на 9%, передает в рамках своего отчета ACI EUROPE. Этот отчет является единственным докладом о воздушном транспорте, который включает в себя все виды пассажирских рейсов гражданской авиации.
Так, согласно документу, впечатляющий рост пассажиропотока обусловлен сразу несколькими факторами. В том числе возвращение пассажиропотока из России в Турцию, продолжающееся улучшение экономических условий, снижение цен на нефть.
На этом фоне рынки Евросоюза и стран, не входящих в него, столкнулись с аналогичными темпами роста пассажиропотока — соответственно на + 8,7% и + 9,9%.
В ЕС Бенилюкс вместе с Кипром, Мальтой и Португалией на юге, а также Эстонией, Литвой, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Хорватией на Востоке достигли двузначного роста. На рынках, не входящих в ЕС, — Албании, Грузии, Молдове, Черногории и Украине — пассажиропотоки выросли значительно активнее — в среднем на 20%.
Крупнейшие аэропорты Европы (а в частности пять самых загруженных аэропортов континента) зафиксировали увеличение пассажиропотока на 4,3% в первом полугодии — заметное улучшение по сравнению с показателями в 2016 году (+ 1,6%).
Более существенный рост сосредоточен главным образом во вторичных хабах и аэропортах среднего размера, что отражает развивающуюся конкурентоспособную динамику, в основном активизируемую перевозчиками с низким уровнем затрат и полнофункциональными перевозчиками, не входящими в ЕС.
В этом отношении наиболее эффективными аэропортами были Кефлавик (+ 39,7%),
Соответственно, потери пассажирских перевозок в основном понесли небольшие аэропорты (с менее чем 5 миллионами пассажиров в год).
Оливье Янковец, генеральный директор ACI EUROPE, прокомментировал тему: «Для аэропортов Европы это, безусловно, лучший результат за первые полгода в течение более 10 лет. И это связано с существенным ростом — с 2012 года объемы перевозок увеличились почти на 30%. Такой рост явно опередил самые оптимистичные прогнозы».
По его словам, перспектива для авиационной отрасли Европы весьма положительная, в том числе по остальной части года.
«Особенно в Еврозоне — ожидается сохранение траектории роста, а цены на нефть останутся в силе. Конечно, при условии отсутствия новых геополитических катаклизмов. Между тем, Brexit остается проблемой номер один для многих руководителей аэропортов, учитывая сохраняющуюся неопределенность в отношении переговоров. Обратный отсчет продолжает тикать до марта 2019 года, и если в ближайшие месяцы не будет достигнуто никакого прогресса, мы, скорее всего, увидим негативные последствия для авиационного сектора уже в следующем году».
Стоит отметить, что российские аэропорты попали в число хабов, сообщивших о наибольшем росте пассажиропотока.
Так, в докладе аэропорты поделены на четыре группы: I. аэропорты, принимающие более 25 миллионов пассажиров в год; II. аэропорты, принимающие от 10 до 25 миллионов пассажиров в год; III. Аэропорты, принимающие от 5 до 10 миллионов пассажиров в год; IV. Аэропорты, принимающие менее 5 миллионов пассажиров в год.
Соответственно средний рост по группам составил + 6,0%, + 12,3%, + 10,8% и + 9,9% соответственно.
Аэропорты, сообщившие о наибольшем увеличении пассажиропотока в первом полугодии:
ГРУППА 1: Московский SVO (+ 17,7%), Манчестер (+ 12,6%), Московский DME (+ 10,1%), Лондон LGW (+ 9,4%) и Амстердам (+ 8,7%),
ГРУППА 2: Анталия (+ 29,2%),
ГРУППА 3: Кефлавик (+ 39,7%), Киевский КБП (+ 29,4%), Ларнака (+ 22,7%), Неаполь (+ 20,5%), Мальта (+ 20,2%),
ГРУППА 4: Бухарестский БББУ (+ 488,1%), Ниш (+ 366,3%), Кутаиси (+ 92,2%), Крайова (+ 85,8%) и Батуми (73,7%).