Люди начали бояться туроператоров?..
Несостоятельност ь ряда российских туроператоров приоткрыла завесу над истинным положением дел в отрасли. Налицо – системный кризис, выход из которого нужно искать вместе – государству, туроператорам, авиакомпаниям и страховщикам.
Страховщики не хотят брать на себя столько высокие отраслевые риски, а банкиры – предоставлять кредиты, которые так необходимы туроператорам для взаимодействия с партнерами. Отдельные игроки в погоне за напуганным клиентом начинают отчаянно демпинговать, тем самым, подрывая хрупкое равновесие тех, кто пытается хоть как-то держать бизнес. И этот проблемный ряд можно продолжать…
О том, как российский турбизнес дошел до жизни такой, в день объявления приостановки деятельности очередного туроператора (на сей раз это был «ИнтАэр»), говорили в Петербурге – за «круглым столом», на который пришли ведущие туроператоры, страховщики и юристы.
Обсуждение получилось эмоциональным. По тому, как активно выражали свою позицию туроператоры, с каким «криком души» они заочно обращались к руководству страны, было видно: накипело. Государству надо вмешиваться – и чтобы поддержать доверие к отрасли, и даже чтобы сохранить ее «российскость».
«Мы сдаем российский рынок иностранным компаниям и идем по пути Болгарии, где туроператоры зарегистрированы в кипрских и иных офшорах, а деньги, которые люди отдают за туры, в стране не остаются. В итоге страна с большим потенциалом стала просто нищей», - говорит генеральный директор турфирмы «Верса» Владимир Дорофеев.
По его мнению, сегодня на отечественном туристическом рынке четыре действующие стороны: туроператор, турагентство, страховщик и государство. К сожалению, именно государство, считает Дорофеев, самоустраняется от процесса, «подставляя» не только турбизнес, но и туриста, своего налогоплательщик а. «Это катастрофа. Мы платим налоги с туриста, а государство в итоге уклоняется от защиты своего налогоплательщика», - отмечает он.
С другой стороны, говорит Дорофеев, то же государство разрешает работать на рынке сомнительным страховщикам. «Если власть позволяет работать страховщику, у которого не хватает денег для финансовых выплат туристам, здесь – дыра в законе. Страховая компания «Восхождение» – это не случайность, а порождение позиции государства», - подчеркивает он.
При этом, по замечанию крупных туроператоров, наблюдается и другой перекос. Тем туркомпаниям, которые показывают миллиардные рублевые обороты, трудно застраховать свою ответственность у страховщиков. «Сегодня в России нет страховщика, готового застраховать ответственность «Версы» в объеме 300 млн. рублей. Это парадокс и дикость», - заявляет Дорофеев.
С «Версой» согласны и представители другого крупного петербургского туроператора «Солвекс-турне». По словам заместителя гендиректора компании Татьяны Топуновой, чем выше фингарантия, тем сложнее туроператору найти себе страховщика. Поэтому турфирмы все чаще предпочитают не показывать свои истинные обороты или выводят деньги в оффшоры.
«Если взять пример «Лабиринта», его финансовые гарантии для такого масштаба деятельности оказались ничтожно малы – всего 100 млн рублей. Пострадало в итоге более 27 тыс. человек. Несложно посчитать, что сумма компенсации на одного туриста окажется более чем скромной - около 4 тыс. рублей», - отмечает она.
Но у страховщиков – своя правда. Как пояснила представитель страхового общества «Помощь» Гаянэ Каледжанян, страховщики не хотят работать с туристическими компаниями – очень большие риски. «Убыточность этого вида страхования – до 90%», - говорит она.
«По закону умышленные действия туроператора – это страховой случай, риски никто не перестраховывает. Туркомпания в любой момент может приостановить деятельность, и тогда страховщик останется один на один со своими проблемами», - объясняет эксперт.
К тому же, по ее словам, сегодняшнее законодательство позволяет создать много фирм-однодневок, которые возьмут с туристов деньги и уйдут с рынка. «И эта ответственность по выплатам также ляжет на страховые компании», - снова констатирует страховщик.
О том, насколько страховщики не хотят работать с турфирмами, говорит одна цифра: 1/3 всех российских турфирм застрахована именно в «Восхождении».
Руководитель «Версы» Дорофеев считает, что ситуация в туротрасли сейчас похожа на ту, что была в строительстве несколько лет назад, когда без квартир и денег остались тысячи дольщиков. Но с появлением федерального закона «Об участии в долевом строительстве» положение дел на строительном рынке нормализовалось.
Нечто похожее необходимо сделать и в туризме. В частности, туроператоры предлагают страховать каждый отдельный тур. «Это невозможно, так бизнес не ведут», - тут же парируют страховщики. По их мнению, необходимости страховать каждый турпакет нет. А главное, турист по любому получит свои деньги только при банкротстве туркомпании.
Между тем туристический рынок все-таки реагирует на последние события падением спроса. Так, «Верса» зафиксировала небольшой процент оттока клиентов.
«Люди стали бояться туроператоров. Сейчас процент оттока небольшой, но он есть. Люди хотят посмотреть, что будет дальше. Происходящее сейчас – это очень страшно, но не в мировом масштабе», - отмечает Владимир Дорофеев.
По его мнению, нынешняя ситуация завершится – причем даже с пользой для рынка: усилением конкуренции и отбором качественных фирм. «Страны, в которых турбизнес более развит, уже прошли через это. Несмотря на все громкие скандалы, путешественники там все равно пользуются услугами турфирм», - оптимистичен глава «Версы».
Страховщики не хотят брать на себя столько высокие отраслевые риски, а банкиры – предоставлять кредиты, которые так необходимы туроператорам для взаимодействия с партнерами. Отдельные игроки в погоне за напуганным клиентом начинают отчаянно демпинговать, тем самым, подрывая хрупкое равновесие тех, кто пытается хоть как-то держать бизнес. И этот проблемный ряд можно продолжать…
О том, как российский турбизнес дошел до жизни такой, в день объявления приостановки деятельности очередного туроператора (на сей раз это был «ИнтАэр»), говорили в Петербурге – за «круглым столом», на который пришли ведущие туроператоры, страховщики и юристы.
Обсуждение получилось эмоциональным. По тому, как активно выражали свою позицию туроператоры, с каким «криком души» они заочно обращались к руководству страны, было видно: накипело. Государству надо вмешиваться – и чтобы поддержать доверие к отрасли, и даже чтобы сохранить ее «российскость».
«Мы сдаем российский рынок иностранным компаниям и идем по пути Болгарии, где туроператоры зарегистрированы в кипрских и иных офшорах, а деньги, которые люди отдают за туры, в стране не остаются. В итоге страна с большим потенциалом стала просто нищей», - говорит генеральный директор турфирмы «Верса» Владимир Дорофеев.
По его мнению, сегодня на отечественном туристическом рынке четыре действующие стороны: туроператор, турагентство, страховщик и государство. К сожалению, именно государство, считает Дорофеев, самоустраняется от процесса, «подставляя» не только турбизнес, но и туриста, своего налогоплательщик
С другой стороны, говорит Дорофеев, то же государство разрешает работать на рынке сомнительным страховщикам. «Если власть позволяет работать страховщику, у которого не хватает денег для финансовых выплат туристам, здесь – дыра в законе. Страховая компания «Восхождение» – это не случайность, а порождение позиции государства», - подчеркивает он.
При этом, по замечанию крупных туроператоров, наблюдается и другой перекос. Тем туркомпаниям, которые показывают миллиардные рублевые обороты, трудно застраховать свою ответственность у страховщиков. «Сегодня в России нет страховщика, готового застраховать ответственность «Версы» в объеме 300 млн. рублей. Это парадокс и дикость», - заявляет Дорофеев.
С «Версой» согласны и представители другого крупного петербургского туроператора «Солвекс-турне». По словам заместителя гендиректора компании Татьяны Топуновой, чем выше фингарантия, тем сложнее туроператору найти себе страховщика. Поэтому турфирмы все чаще предпочитают не показывать свои истинные обороты или выводят деньги в оффшоры.
«Если взять пример «Лабиринта», его финансовые гарантии для такого масштаба деятельности оказались ничтожно малы – всего 100 млн рублей. Пострадало в итоге более 27 тыс. человек. Несложно посчитать, что сумма компенсации на одного туриста окажется более чем скромной - около 4 тыс. рублей», - отмечает она.
Но у страховщиков – своя правда. Как пояснила представитель страхового общества «Помощь» Гаянэ Каледжанян, страховщики не хотят работать с туристическими компаниями – очень большие риски. «Убыточность этого вида страхования – до 90%», - говорит она.
«По закону умышленные действия туроператора – это страховой случай, риски никто не перестраховывает. Туркомпания в любой момент может приостановить деятельность, и тогда страховщик останется один на один со своими проблемами», - объясняет эксперт.
К тому же, по ее словам, сегодняшнее законодательство позволяет создать много фирм-однодневок, которые возьмут с туристов деньги и уйдут с рынка. «И эта ответственность по выплатам также ляжет на страховые компании», - снова констатирует страховщик.
О том, насколько страховщики не хотят работать с турфирмами, говорит одна цифра: 1/3 всех российских турфирм застрахована именно в «Восхождении».
Руководитель «Версы» Дорофеев считает, что ситуация в туротрасли сейчас похожа на ту, что была в строительстве несколько лет назад, когда без квартир и денег остались тысячи дольщиков. Но с появлением федерального закона «Об участии в долевом строительстве» положение дел на строительном рынке нормализовалось.
Нечто похожее необходимо сделать и в туризме. В частности, туроператоры предлагают страховать каждый отдельный тур. «Это невозможно, так бизнес не ведут», - тут же парируют страховщики. По их мнению, необходимости страховать каждый турпакет нет. А главное, турист по любому получит свои деньги только при банкротстве туркомпании.
Между тем туристический рынок все-таки реагирует на последние события падением спроса. Так, «Верса» зафиксировала небольшой процент оттока клиентов.
«Люди стали бояться туроператоров. Сейчас процент оттока небольшой, но он есть. Люди хотят посмотреть, что будет дальше. Происходящее сейчас – это очень страшно, но не в мировом масштабе», - отмечает Владимир Дорофеев.
По его мнению, нынешняя ситуация завершится – причем даже с пользой для рынка: усилением конкуренции и отбором качественных фирм. «Страны, в которых турбизнес более развит, уже прошли через это. Несмотря на все громкие скандалы, путешественники там все равно пользуются услугами турфирм», - оптимистичен глава «Версы».
Комментарии (3)
Комментарии для сайта Cackle
Если туристы получат по 4 тысячи рублей, тогда они пойдут судиться с турагентами! А что тогда делать нам?
08.08.2014 в 12:11, Наталья
Наталья, посмотрите наш вебинар http://trn-news.ru/news/10881
08.08.2014 в 12:18, Петр Гусятников
Уважаемый Петр Гусятников, скажите есть запись вебинара от 8 августа о котором говорится выше? Думаю,что очень многие агенты не смогли участвовать в нем. Принесите нам пользу , выложите запись, очень напряженная ситуация, очень много вопросов.Буду очень признательна от лица всех жаждующих.
08.08.2014 в 23:08, Ариэль