Фингарантии в туризме: перезагрузка
Всю ущербность действующей в российском туризме системы финансовых гарантий показали события последних трех недель: как «неожиданно» выяснилось, туристы, оплатившие поездки, оказались незащищены даже при наличии больших сумм гарантий. Не говоря уже про случившееся с «Лабиринтом»…
Стоит напомнить, что в настоящее время, согласно последним поправкам, внесенным в закон «Об основах туристической деятельности в РФ» в мае 2012 года, размер финансовых гарантий оператора зависит от его оборота («до» и «после» 250 млн рублей в год), а их сумма, соответственно, составляет 30 млн. рублей или 12% от оборота. Согласно официальной формулировке закона, под оборотом понимается «общий объем денежных средств, полученных туроператором от реализации туристического продукта за предыдущий год».
Гарантии оказались ФИГовыми
Как требования законодательства реализовывались на практике? Почти никак, поскольку из крупных компаний следовали букве закона единицы. А контролировать их было некому.
К чему это привело? Компания «Лабиринт» стала самым ярким примером. Согласно размещенным на сайте оператора свидетельствам, у «Лабиринта» имеется 3 юридических лица, каждое из которых имеет свою страховку. При этом ООО «Лабиринт» застраховано на сумму 100 млн. рублей (договор действует до 9 июля 2015 года) в СОАО «ВСК» (60 млн.) и СК «Восхождение» (40 млн.). ООО «Компания «Лабиринт» - на 30 млн. (срок действия договора тот же) в «ВСК», а ЗАО «Лабиринт-Т» - на 30 млн. рублей (с тем же сроком и также у «ВСК»). Итого общая сумма фингарантий – 160 млн. При этом у застрахованного на самую большую сумму ООО «Лабиринт» оборот, согласно данным реестра Ростуризма, составлял всего 208,6 млн. рублей в год.
Как картина выглядит на практике? По данным «ВСК», уже в период до 8 августа 2014 года количество заявлений от пострадавших туристов компании «Лабиринт» возросло до 12 тыс., а сумма их требований превысила …600 млн. рублей. Поскольку процесс подачи заявлений далеко не закончен, страховщики уверены: общая сумма вполне вероятно превысит миллиард рублей и, соответственно, каждый из пострадавших в лучшем случае сможет получить не более 20% от понесенных затрат. Скорее всего, компенсация будет гораздо меньше…
Однако даже большой размер фингарантий, как оказалось, не является надежной защитой прав туриста. Ведь у ЗАО «Фирма «Нева» были самые большие фингарантии в стране на сумму в 454,2 млн. рублей (при обороте в 3,684 млрд. рублей). Однако пока гром не грянул, никто не удосужился проверить ни состоятельность СК «Восхождение», ни проанализировать, почему сразу несколько десятков операторов (включая крупных «Верса», «Солвекс-Турне») оказались в числе ее клиентов.
Риски по гарантиям операторов, объем которых у «Восхождения» недавно намного превышал миллиард рублей, не перестрахованы. И теперь одному Богу известно, смогут ли получить компенсации туристы.
Зрим в корень
Почему требования закона, который был призван надежно защищать туриста, оказались неисполненными?
Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: туристический «крупняк» просто не захотел платить больше и либо изящно обошел требования платить фингарантии от оборота, ограничившись оплатой в 12% от выручки, либо выполнил их. При этом компании нашли минимальные расценки у той компании («Восхождение»), которая согласилась пойти на большой финансовый риск.
В действительности ситуация несколько иная: после краха «Ланта-тур» и появления требований обеспечивать фингарантии в размере 12% от оборота большая часть действующих в России страховщиков попросту отказалась брать на себя ответственность за туристический бизнес. И их можно понять: застраховать гарантии в объеме 300-400 млн. рублей не готов никто. Например, глава «Версы» Владимир Дорофеев уверен, что в России до сих пор нет страховщика, который был бы готов самостоятельно застраховать риски возглавляемой им компании.
Сами страховщики с этим не спорят. «Туроператор может приостановить деятельность в любой момент, а отвечать приходится страховщику. – говорит директор департамента комплексного страхования путешественников страхового общества «Помощь» Гаянэ Календжян. –Нам приходится уповать не его порядочность а, как показывает практика, это не всегда так».
В связи с этим многие страховые компании вышли из этого сегмента бизнеса.
Поэтому можно говорить и о том, что крупные туроператоры стали минимизировать реальный оборот не от хорошей жизни, а из-за желания вообще «вписаться» в закон. Однако и здесь есть лукавство: вариант все же есть. Например, «Пегас Туристик» получил фингарантии на каждое юридическое лицо (их больше 30), входящее в состав группы компаний, и в результате фактически их общий размер составляет около 1,5 млрд. рублей. При этом каждое юрлицо («Пегас Казань», «Пегас Уфа», «Пегас СПб») работает по «упрощенке» и вполне официально имеет объем фингарантий в 30 млн. рублей.
Есть варианты
Тот факт, что системный кризис в отрасли связан и с порядком действия фингарантий, не вызывает сомнений. Если учесть, что у Ростуризма фактически нет функций контроля и надзора, это неудивительно…
«В то время, когда этот институт только собирались вводить, я выступал за другие принципы организации защиты прав туристов. – констатирует Анатолий Новиков, основатель и генеральный директор компании «Балт Экспресс». – Ведь во многих странах мира такого инструмента нет и, тем не менее, права туристов защищены даже лучше, чем в России».
В том, что закон не работает так, как это должно быть, убеждены многие лидеры рынка. Правда, они не единодушны в том, каким должен быть механизм фингарантий дальше: одни считают, что его надо дорабатывать и четче прописывать нюансы, а другие полагают, что надо использовать другие варианты.
Например, Ольга Смычковская, генеральный директор компании «Астарта групп», уверена, что «альтернативой может быть страхование ответственности оператора по каждому туру в отдельности». «В этом случае удастся избежать основных проблем действующей системы, когда некоторые игроки рынка сознательно занижают объемы и получают не соответствующие реальным объемам гарантии, а небольшие операторы вынуждены платить больше, чем необходимо. – считает она. - Если ввести страхование каждого тура, то платить надо будет ровно столько, сколько требуется в соответствии с его параметрами». Кроме того, есть предложения формировать туристическую страховку по принципам, аналогичным автомобильным ОСАГО и КАСКО.
Однако и в среде операторов, и у страховщиков по этому поводу сразу же появились возражения. Главный аргумент: если уж российские страховщики не готовы взять на себя ответственность за фингарантии, соответствующие реальному объему оборота туристических компаний, то в случае ответственности за каждый тур величина обязательство может оказаться еще большей. А сейчас никто такую ответственность в одиночку брать явно не будет – боязно из-за опасений «попасть» на такие выплаты, которые не по зубам даже самым большим СК в России.
Есть предложения
Могут ли быть предложены другие способы заставить механизм работать надежно?
Они уже озвучены Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). По сообщению президента ВСС Игоря Юргенса, при условии получения Ростуризмом контрольных и надзорных функций (это, как предполагается, позволит получить доступ к детальной информации о финансовом состоянии туроператоров), могут быть сформированы 3 уровня защиты интересов туристов.
Первый обеспечит саморегулируемая организация (СРО) туроператоров, которая должна не только разработать стандарты профессиональной деятельности, но и создать гарантийный фонд для выплат за обанкротившегося члена СРО.
Второй уровень защиты – СРО страховщиков, которая обеспечит фингарантии операторов и создаст перестраховочный пул.
А в качестве третьего уровня предлагается ввести гарантии государства. Правда, при этом страховщики умело «переводят стрелки» по возмещению ущерба на самих туроператоров: по их логике, страховые возмещения по линии СРО страховщиков выплачиваются лишь тогда, когда в дефиците окажутся деньги в гарантийном фонде СРО туроператоров...
В любом случае уже через 2-3 недели на туристическом рынке России могут кардинально измениться правила игры. Однако если они приведут к еще большему финансовому давлению на турбизнес, его дальнейшая судьба будет трудной. Впрочем, легкой она никогда и не была…
Стоит напомнить, что в настоящее время, согласно последним поправкам, внесенным в закон «Об основах туристической деятельности в РФ» в мае 2012 года, размер финансовых гарантий оператора зависит от его оборота («до» и «после» 250 млн рублей в год), а их сумма, соответственно, составляет 30 млн. рублей или 12% от оборота. Согласно официальной формулировке закона, под оборотом понимается «общий объем денежных средств, полученных туроператором от реализации туристического продукта за предыдущий год».
Гарантии оказались ФИГовыми
Как требования законодательства реализовывались на практике? Почти никак, поскольку из крупных компаний следовали букве закона единицы. А контролировать их было некому.
К чему это привело? Компания «Лабиринт» стала самым ярким примером. Согласно размещенным на сайте оператора свидетельствам, у «Лабиринта» имеется 3 юридических лица, каждое из которых имеет свою страховку. При этом ООО «Лабиринт» застраховано на сумму 100 млн. рублей (договор действует до 9 июля 2015 года) в СОАО «ВСК» (60 млн.) и СК «Восхождение» (40 млн.). ООО «Компания «Лабиринт» - на 30 млн. (срок действия договора тот же) в «ВСК», а ЗАО «Лабиринт-Т» - на 30 млн. рублей (с тем же сроком и также у «ВСК»). Итого общая сумма фингарантий – 160 млн. При этом у застрахованного на самую большую сумму ООО «Лабиринт» оборот, согласно данным реестра Ростуризма, составлял всего 208,6 млн. рублей в год.
Как картина выглядит на практике? По данным «ВСК», уже в период до 8 августа 2014 года количество заявлений от пострадавших туристов компании «Лабиринт» возросло до 12 тыс., а сумма их требований превысила …600 млн. рублей. Поскольку процесс подачи заявлений далеко не закончен, страховщики уверены: общая сумма вполне вероятно превысит миллиард рублей и, соответственно, каждый из пострадавших в лучшем случае сможет получить не более 20% от понесенных затрат. Скорее всего, компенсация будет гораздо меньше…
Однако даже большой размер фингарантий, как оказалось, не является надежной защитой прав туриста. Ведь у ЗАО «Фирма «Нева» были самые большие фингарантии в стране на сумму в 454,2 млн. рублей (при обороте в 3,684 млрд. рублей). Однако пока гром не грянул, никто не удосужился проверить ни состоятельность СК «Восхождение», ни проанализировать, почему сразу несколько десятков операторов (включая крупных «Верса», «Солвекс-Турне») оказались в числе ее клиентов.
Риски по гарантиям операторов, объем которых у «Восхождения» недавно намного превышал миллиард рублей, не перестрахованы. И теперь одному Богу известно, смогут ли получить компенсации туристы.
Зрим в корень
Почему требования закона, который был призван надежно защищать туриста, оказались неисполненными?
Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: туристический «крупняк» просто не захотел платить больше и либо изящно обошел требования платить фингарантии от оборота, ограничившись оплатой в 12% от выручки, либо выполнил их. При этом компании нашли минимальные расценки у той компании («Восхождение»), которая согласилась пойти на большой финансовый риск.
В действительности ситуация несколько иная: после краха «Ланта-тур» и появления требований обеспечивать фингарантии в размере 12% от оборота большая часть действующих в России страховщиков попросту отказалась брать на себя ответственность за туристический бизнес. И их можно понять: застраховать гарантии в объеме 300-400 млн. рублей не готов никто. Например, глава «Версы» Владимир Дорофеев уверен, что в России до сих пор нет страховщика, который был бы готов самостоятельно застраховать риски возглавляемой им компании.
Сами страховщики с этим не спорят. «Туроператор может приостановить деятельность в любой момент, а отвечать приходится страховщику. – говорит директор департамента комплексного страхования путешественников страхового общества «Помощь» Гаянэ Календжян. –Нам приходится уповать не его порядочность а, как показывает практика, это не всегда так».
В связи с этим многие страховые компании вышли из этого сегмента бизнеса.
Поэтому можно говорить и о том, что крупные туроператоры стали минимизировать реальный оборот не от хорошей жизни, а из-за желания вообще «вписаться» в закон. Однако и здесь есть лукавство: вариант все же есть. Например, «Пегас Туристик» получил фингарантии на каждое юридическое лицо (их больше 30), входящее в состав группы компаний, и в результате фактически их общий размер составляет около 1,5 млрд. рублей. При этом каждое юрлицо («Пегас Казань», «Пегас Уфа», «Пегас СПб») работает по «упрощенке» и вполне официально имеет объем фингарантий в 30 млн. рублей.
Есть варианты
Тот факт, что системный кризис в отрасли связан и с порядком действия фингарантий, не вызывает сомнений. Если учесть, что у Ростуризма фактически нет функций контроля и надзора, это неудивительно…
«В то время, когда этот институт только собирались вводить, я выступал за другие принципы организации защиты прав туристов. – констатирует Анатолий Новиков, основатель и генеральный директор компании «Балт Экспресс». – Ведь во многих странах мира такого инструмента нет и, тем не менее, права туристов защищены даже лучше, чем в России».
В том, что закон не работает так, как это должно быть, убеждены многие лидеры рынка. Правда, они не единодушны в том, каким должен быть механизм фингарантий дальше: одни считают, что его надо дорабатывать и четче прописывать нюансы, а другие полагают, что надо использовать другие варианты.
Например, Ольга Смычковская, генеральный директор компании «Астарта групп», уверена, что «альтернативой может быть страхование ответственности оператора по каждому туру в отдельности». «В этом случае удастся избежать основных проблем действующей системы, когда некоторые игроки рынка сознательно занижают объемы и получают не соответствующие реальным объемам гарантии, а небольшие операторы вынуждены платить больше, чем необходимо. – считает она. - Если ввести страхование каждого тура, то платить надо будет ровно столько, сколько требуется в соответствии с его параметрами». Кроме того, есть предложения формировать туристическую страховку по принципам, аналогичным автомобильным ОСАГО и КАСКО.
Однако и в среде операторов, и у страховщиков по этому поводу сразу же появились возражения. Главный аргумент: если уж российские страховщики не готовы взять на себя ответственность за фингарантии, соответствующие реальному объему оборота туристических компаний, то в случае ответственности за каждый тур величина обязательство может оказаться еще большей. А сейчас никто такую ответственность в одиночку брать явно не будет – боязно из-за опасений «попасть» на такие выплаты, которые не по зубам даже самым большим СК в России.
Есть предложения
Могут ли быть предложены другие способы заставить механизм работать надежно?
Они уже озвучены Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). По сообщению президента ВСС Игоря Юргенса, при условии получения Ростуризмом контрольных и надзорных функций (это, как предполагается, позволит получить доступ к детальной информации о финансовом состоянии туроператоров), могут быть сформированы 3 уровня защиты интересов туристов.
Первый обеспечит саморегулируемая организация (СРО) туроператоров, которая должна не только разработать стандарты профессиональной деятельности, но и создать гарантийный фонд для выплат за обанкротившегося члена СРО.
Второй уровень защиты – СРО страховщиков, которая обеспечит фингарантии операторов и создаст перестраховочный пул.
А в качестве третьего уровня предлагается ввести гарантии государства. Правда, при этом страховщики умело «переводят стрелки» по возмещению ущерба на самих туроператоров: по их логике, страховые возмещения по линии СРО страховщиков выплачиваются лишь тогда, когда в дефиците окажутся деньги в гарантийном фонде СРО туроператоров...
В любом случае уже через 2-3 недели на туристическом рынке России могут кардинально измениться правила игры. Однако если они приведут к еще большему финансовому давлению на турбизнес, его дальнейшая судьба будет трудной. Впрочем, легкой она никогда и не была…
Комментарии (6)
Комментарии для сайта Cackle
а главное опять упустят..Уголовное наказание для туроператора,без этого всё только очередная болтовня.Если бы дали реальный срок 5-7 лет всему руководству КАПИТАЛ и ЛАНТА тур,сейчас бы не было мошеннических банкротств.
19.09.2014 в 15:03, Сергей Фукс
Согласна, а то все масло масляное... Деньги агенты платят в течении 2-3 х дней (кроме Раннего бронирования да и то у некоторых все равно сразу вся оплата требуется), а куда они деваются не ясно (ясно, конечно, но никто этим не занимается). Только разводят руками и никакой ответственности...
21.09.2014 в 20:18, Lana
Я также считаю, что надо вводить лицензирование тур. компаний и уголовную ответственность за мошенничество и неисполнение обязательств перед клиентами. Украл, не оплатил тур, а клиент уже уехал - будь добр ответить по соотв. уголовной статье. А все эти фингарантии - это кормушка для чиновников Ростуризма, страховщиков и т.д. Обложили турбизнес поборами во всякие страховые фонды, банки, турпомощь... Работать невозможно, давят поборами и налогами. Небольшие туркомпании столько не зарабатывают, чтобы расплачиваться за мошенничество крупных воротил в туризме.
26.09.2014 в 11:18, Юлия
@@@@Общая сумма фингарантий – 160 млн. При этом у застрахованного на самую большую сумму ООО «Лабиринт» оборот, согласно данным реестра Ростуризма, составлял всего 208,6 млн. рублей в год.
Как картина выглядит на практике? По данным «ВСК», уже в период до 8 августа 2014 года количество заявлений от пострадавших туристов компании «Лабиринт» возросло до 12 тыс., а сумма их требований превысила …600 млн. рублей. Поскольку процесс подачи заявлений далеко не закончен, страховщики уверены: общая сумма вполне вероятно превысит миллиард рублей и, соответственно, каждый из пострадавших в лучшем случае сможет получить не более 20% от понесенных затрат. Скорее всего, компенсация будет гораздо меньше…@@@@@
Это как понимать оборот 208 млн. за год , а за короткий период отправляют туристов на 600 млн., а может и на млрд, которые не могут востребовать деньги у страховой, значит деньги собирали с туристов намеренно и не собираясь платить, это чистой воды мошенничество.Они что не видели что страховая сумма не покроет их убытки и не прекращали деятельность а наращивали ее, побольше собрать денег, вот вам и демпинг.Только саморегулирование ни какие страховые здесь не помогут, только сами люди могут отвечать за себя и как брать путевки самостоятельно через агентства, а все остальное это попадает под уголовную ответственность.Только уголовная ответственность может все решить, а здесь бы шла речь об уголовной ответственности в особо крупных размерах, а это пожизненное, и как решился бы на такое ТО.
Как картина выглядит на практике? По данным «ВСК», уже в период до 8 августа 2014 года количество заявлений от пострадавших туристов компании «Лабиринт» возросло до 12 тыс., а сумма их требований превысила …600 млн. рублей. Поскольку процесс подачи заявлений далеко не закончен, страховщики уверены: общая сумма вполне вероятно превысит миллиард рублей и, соответственно, каждый из пострадавших в лучшем случае сможет получить не более 20% от понесенных затрат. Скорее всего, компенсация будет гораздо меньше…@@@@@
Это как понимать оборот 208 млн. за год , а за короткий период отправляют туристов на 600 млн., а может и на млрд, которые не могут востребовать деньги у страховой, значит деньги собирали с туристов намеренно и не собираясь платить, это чистой воды мошенничество.Они что не видели что страховая сумма не покроет их убытки и не прекращали деятельность а наращивали ее, побольше собрать денег, вот вам и демпинг.Только саморегулирование ни какие страховые здесь не помогут, только сами люди могут отвечать за себя и как брать путевки самостоятельно через агентства, а все остальное это попадает под уголовную ответственность.Только уголовная ответственность может все решить, а здесь бы шла речь об уголовной ответственности в особо крупных размерах, а это пожизненное, и как решился бы на такое ТО.
26.09.2014 в 13:04, Попова Юлия
Чтобы устранить проблему надо не ужесточать наказания, а с помощью логики систематизировать отношения между участниками, наладить взаимоконтроль не по горизонтали ТО-ТО, ТА-ТА, а по вертикали - Турист-ТА-ТО-АК-ПС-Гостиница и общественным контролем постараться устранить источники проблемы.
Основные участники туррынка:
1. Турист
2. Туроператоры (ТО)
3. Авиакомпании (АК)
4. Туристические Агентства (ТА)
5. Принимающая Сторона (ПС)
6. Гостиницы
7. Страховые компании (СК)
8. Онлайн трэвл агентства (ОТА)
1. Главная проблема – ТО не платит АК. АК резко прекращает летать, страдают Туристы, блочники, ТА, ПС…бардак и хаос.
Решение: стандартизированный договор на чартерную перевозку между АК и ТО с обязательной 100% оплатой за 15 дней до вылета + оплата вывозных рейсов ТО и обязанностью АК информировать через тур прессу о не поступлении оплаты сразу за 15 дней до вылета. В противном случае при отказе выполнять рейсы, связанном с задолженностью по оплате от ТО, отзыв Росавиацией сертификата эксплуатанта ВС (да жестко, но иначе АК к порядку не призвать).
Что дает такая схема?
Есть оплата на 15 дней вперед, на выполнение вывозных рейсов в случае краха ТО.
Туристы не будут ввозиться в НИКУДА, с непонятной перспективой вернуться.
АК не будет рисковать приостановкой сертификата эксплуатанта ВС в случае не оплаты вовремя рейсов ТО, а будет своевременно информировать отрасль о возможных проблемах ТО => ТО, понимая что такие сообщения будут грозить их бизнесу и => массовыми отказами ТА бронироваться, будут оплачивать рейсы своевременно, а скорее всего с запасом в 2-3 дня, чтобы избежать случайностей.
Мы получаем взаимоконтроль ТО-АК с информированием ТА. В случае все-таки банкротства ТО, программа плавно сворачивается, не вылетевшие туристы, идут в СК за получением выплат. На рынке нет паники, на ТВ и в прессе - истерики. Сокращение работы у Турпомощи, так как нужно будет помочь вернуться небольшому количеству в% туристов, которые улетели на срок более 2-х недель. Также это дает высокий финансовый барьер для входа ТО на рынок с самостоятельной организацией чартерных рейсов.
2. Банкротсво АК. См. п5, но как вариант:
АК-ям надо создать страховой фонд и разрешать организацию чартерных рейсов только тем АК, которые в него войдут. Тогда в случае краха АК, из фонда могут быть выделены деньги на продолжение чартерных программ уже другой АК. Что дает такое решение? Амортизация самого сложного переходного этапа и возможность не угробить повторной оплатой рейсов ТО.
3. Проблемы с выселением ПС туристов из гостиниц в случае краха ТО.
Предложить ПС подписать гарантийные письма в Ростуризм с обязательством, что в случае краха их партнера ТО, они обязуются предоставлять проживание туристов в течение всего срока их начавшегося отдыха. Сделать реестр ПС и опубликовать его. Обязать ТО указывать ПС при бронировании путевки, чтобы ТА мог информировать Туриста о нем, проверить, есть ли он в реестре или нет, и совместно принять решение бронировать или нет данный тур. В случае отсутствия в реестре, но согласия Туриста на покупку, прописать его согласие в договоре, если ПС есть в реестре, то прописать его название и регистрационный номер. Что это дает? ПС будет четче требовать от ТО полной оплаты до заезда, либо брать на себя эти риски. В случае невыполнения подписанного гарантийного письма, помещать их и их руководство в черный список ПС, с которыми не рекомендуется ТО работать в дальнейшем. Думаю, в ближайшее время, такой реестр будет востребован ТА, ТО, Туристами и будет весомым аргументом при решении о покупке тура.
Реестр Ростуризма http://russiatourism.ru/content/2/section/19/ стал очень популярным среди туристов и можно использовать его информационную площадку + Ростуризму надо будет сделать шлюз, который в онлайне будет отгружать и Белый и Черный список всем заинтересованным. Например: ТО, ТА, Tophotels… Туристы должны видеть о них ВСЕХ информацию сразу.
4. Проблемы с выселением туристов из гостиниц в случае краха ТО или ПС.
Аналогично можно создать реестр Гостиниц подписавших гарантийные письма.
Что дает? В таком случае будет гарантия, для туристов и ТО при банкротстве ПС. Гостиницы будут вести более четкое отслеживание оплат от ПС и ТО(прямые контракты). В случае невыполнения подписанного гарантийного письма, помещать их в черный список Гостиниц, в которые Туристам не рекомендуется ездить. Выбор Туриста конечно, но, как говориться, мы Вас предупреждали и Вы подписались!
Под №1 вписать цепочку MISTIS http://www.euromag.ru/man_of_week/38760.html
5. Как с помощью СК защитить Туриста от банкротств ТО, АК, ТА?
Выбрать страховую компанию с долей государства более 50% (все будут спокойны, если в случае полного коллапса на туррынке будет включена господдержка), которая будет страховать турпродукт, либо его части (просто билеты или гостиница или еще что-то купленное отдельно) вне зависимости от того, кто банкрот, выплачивать деньги пострадавшей стороне. Страховка оформляется обязательно на сайте ТО при бронировании ТА (не думаю, что после всего случившегося Туристы будут против, если уж они топливные сборы и оплату за конкретизацию рейсов терпят, то это-то – легко!). Стоимость страховки рассчитать, например, из статистики последних 5 лет по формуле:
(кол-во пострадавших / количество туристов)*100 получим коэффициент в % и умножим на 2, пусть СК заработает. Например, при отправленных 10 000 000 и пострадавших 50000 коэффициент = 0.5% умножим на 2, получим 1% стоимость обязательной страховки. На самом деле данное соотношение еще меньше. По информации РОССТАТА за 2013 год выехало 18,3 миллиона туристов умножаем (занижено) на 500$ - средняя стоимость (сознательно занизил, реально 800$) тура и на курс, берем от этой суммы 1% и получаем размер страховой премии на 3.500.000.000 рублей (округленно). А сколько пострадало от банкротств в 2013? Мизер!!! А 100% проблем этого года решились бы без проблем за счет СК. Улетевшие Туристы почти бы не заметили, что ТО грохнулись, а те кто не успел улететь, получили бы 100% компенсацию, и все равно у СК осталась бы средства. Весь смысл в том, есть всего ОДНА единая страховка, полученная с полной стоимости тура включая комиссию агента, страхует действия ВСЕХ участников организации тура. Информацию о том, что турист застрахован, можно показывать на сайте СК по номеру загранпаспорта. ТО должны каждый день отгружать в СК списки оплаченных ТА туров и получать счет.
6. Банкротство ТА.
Обязать ТО сделать при бронировке тура возможность вписывать e-mail или моб. телефон Туриста, для того, чтобы как и ТА, так и Турист получали бы уведомления о своем заказе. Турист должен проследить, что его данные указаны.
Что дает? Турист получает доступ к контролю за собственным туром, если он получает уведомление от ТО, что заявка принята в обработку, подтверждена, 100% его тур оплачен, значит, он будет спокоен. Если нет сообщений, то начинает задавать ТА вопросы, чтобы его проблему решали, торопить ТА с оплатой и не дать ТА “крутить” его деньги.
7. Банкротств ОТА еще мало было и негромкие, но они открываются в больших количествах и скоро конкуренция там возрастет настолько, что будут и уже есть продажи в минус плюс огромные деньги на рекламу. Скоро инвестиционные деньги закончатся, и мы будем иметь все то же, что и на классическом туррынке сейчас, поэтому, так как модными стали покупки в ОТА, таких как booking.com, ostrovok.ru и многие другие, надо обязать их так же страховать Туристов и создать по ним реестр. Тех, кто не страхует, вносить в черный список ОТА. Часть из них, продающие и отели, и авиабилеты, должны регистрироваться как ТО.
Итак, проверим схему:
а) банкрот АК, ТО срочно выкупает для своих туристов новые билеты, СК покрывает ТО расходы на повторную покупку а.б. Вопрос закрыт.
б) Банкрот ПС, СК выплачивает всю сумму ТО, по инвойсам. ТО расселяет людей в другие отели, либо возвращает деньги. Вопрос закрыт.
в) Банкрот ТО, СК выплачивает всю сумму ТА, он возвращает Туристу или напрямую Туристу. АК и ПС, как писалось выше, !!обязаны!! следить за своевременной оплатой от ТО (дать им возможность получать деньги от СК НЕЛЬЗЯ, так как все вернется на круги своя). Вопрос закрыт.
г) Банкрот ТА, СК выплачивает всю сумму Туристу по договору. Вопрос закрыт.
д) Банкрот ТО и АК (одновременно), Турпомощь имеет оперативные деньги на быстрое реагирование, организацию рейсов для вывоза ближайших дат, далее она получит деньги от СК за вывоз людей и тем самым пополнит свой бюджет, а не собирает с ТО деньги снова. Вопрос закрыт.
е.1. Банкрот ТО и ПС (гостиницы оставляют проживающих в отелях), Турпомощь, имеет оперативные деньги на быстрое реагирование, организацию рейсов для вывоза ближайших дат, далее она получит деньги от СК за вывоз людей и тем самым пополнит свой бюджет, а не собирает с ТО деньги снова. Вопрос закрыт.
е.2. Банкрот ТО, ПС и гостиницы НЕ оставляют проживающих в отелях (думаю, что таких будет очень мало, если на кону будет попадание в Черный список). Турпомощь имеет оперативные деньги на быстрое реагирование, организацию рейсов для вывоза ближайших дат и туристов, которых выселяют из гостиниц. Лучше всего, если их перебронируют в отели такой же категории, если нет возможности, то покупка а.б. включая регулярные рейсы. Далее Турпомощь получит деньги от СК и тем самым пополнит свой бюджет, а туристы, прилетевшие раньше срока, получат компенсацию от СК за потерянные ночи. Вопрос закрыт.
ж. Банкрот ОТА. СК выплачивает туристу стоимость застрахованных услуг. Вопрос закрыт.
з. Банкрот СК. СК не банкрот, так как имеет государственные фин. гарантии.
Итого, что дает все вместе?
1. Открытость отрасли, что будет повышать доверие к ней.
2. Появляется единый внятный инструмент страхования отрасли.
3. Туррынок продолжает оставаться гибким и не зарегламентированным. Договор страхования гражданской ответственности туроператора вообще отпадает, как лишний.
4. Контроль Туриста за своим туром напрямую, получая от ТО информацию о подтверждении, оплате своего тура, а еще можно сразу им и электронные документы высылать. При подборе туров в ТА проверять всю цепочку в организации тура и выбрать - доверять ли ТО, которая работает с Гостиницам и ПС, которых нет в реестре?
5. Улучшение дисциплины оплат между Турист-ТА-ТО-АК-ПС-Гостиница.
6. Появится ответственность АК перед Росавиацией и Туротраслью.
7. Ростуризму надо будет сделать шлюз, который в онлайне будет отгружать и Белый и Черный список, всем заинтересованным. Например: ТО, ТА, Tophotels… Туристы должны видеть о них ВСЕХ информацию сразу
8. Система будет эффективно работать, если СК по первому же запросу будет переводить нужные ТО или Турпомощи средства, даже если размер ущерба известен лишь примерно, а сверку, аудит… делать уже потом.
Я не рассматриваю вариант, где есть признаки состава преступления, этим должны заниматься правоохранительные органы, как и в любом другом случае нарушения закона и взыскивать ущерб в пользу СК. НО ПРОИСХОДИТЬ ЭТО ДОЛЖНО ПАРРАЛЛЕЛЬНО, БЕЗ УЩЕРБА ТУРИСТАМ.
Основные участники туррынка:
1. Турист
2. Туроператоры (ТО)
3. Авиакомпании (АК)
4. Туристические Агентства (ТА)
5. Принимающая Сторона (ПС)
6. Гостиницы
7. Страховые компании (СК)
8. Онлайн трэвл агентства (ОТА)
1. Главная проблема – ТО не платит АК. АК резко прекращает летать, страдают Туристы, блочники, ТА, ПС…бардак и хаос.
Решение: стандартизированный договор на чартерную перевозку между АК и ТО с обязательной 100% оплатой за 15 дней до вылета + оплата вывозных рейсов ТО и обязанностью АК информировать через тур прессу о не поступлении оплаты сразу за 15 дней до вылета. В противном случае при отказе выполнять рейсы, связанном с задолженностью по оплате от ТО, отзыв Росавиацией сертификата эксплуатанта ВС (да жестко, но иначе АК к порядку не призвать).
Что дает такая схема?
Есть оплата на 15 дней вперед, на выполнение вывозных рейсов в случае краха ТО.
Туристы не будут ввозиться в НИКУДА, с непонятной перспективой вернуться.
АК не будет рисковать приостановкой сертификата эксплуатанта ВС в случае не оплаты вовремя рейсов ТО, а будет своевременно информировать отрасль о возможных проблемах ТО => ТО, понимая что такие сообщения будут грозить их бизнесу и => массовыми отказами ТА бронироваться, будут оплачивать рейсы своевременно, а скорее всего с запасом в 2-3 дня, чтобы избежать случайностей.
Мы получаем взаимоконтроль ТО-АК с информированием ТА. В случае все-таки банкротства ТО, программа плавно сворачивается, не вылетевшие туристы, идут в СК за получением выплат. На рынке нет паники, на ТВ и в прессе - истерики. Сокращение работы у Турпомощи, так как нужно будет помочь вернуться небольшому количеству в% туристов, которые улетели на срок более 2-х недель. Также это дает высокий финансовый барьер для входа ТО на рынок с самостоятельной организацией чартерных рейсов.
2. Банкротсво АК. См. п5, но как вариант:
АК-ям надо создать страховой фонд и разрешать организацию чартерных рейсов только тем АК, которые в него войдут. Тогда в случае краха АК, из фонда могут быть выделены деньги на продолжение чартерных программ уже другой АК. Что дает такое решение? Амортизация самого сложного переходного этапа и возможность не угробить повторной оплатой рейсов ТО.
3. Проблемы с выселением ПС туристов из гостиниц в случае краха ТО.
Предложить ПС подписать гарантийные письма в Ростуризм с обязательством, что в случае краха их партнера ТО, они обязуются предоставлять проживание туристов в течение всего срока их начавшегося отдыха. Сделать реестр ПС и опубликовать его. Обязать ТО указывать ПС при бронировании путевки, чтобы ТА мог информировать Туриста о нем, проверить, есть ли он в реестре или нет, и совместно принять решение бронировать или нет данный тур. В случае отсутствия в реестре, но согласия Туриста на покупку, прописать его согласие в договоре, если ПС есть в реестре, то прописать его название и регистрационный номер. Что это дает? ПС будет четче требовать от ТО полной оплаты до заезда, либо брать на себя эти риски. В случае невыполнения подписанного гарантийного письма, помещать их и их руководство в черный список ПС, с которыми не рекомендуется ТО работать в дальнейшем. Думаю, в ближайшее время, такой реестр будет востребован ТА, ТО, Туристами и будет весомым аргументом при решении о покупке тура.
Реестр Ростуризма http://russiatourism.ru/content/2/section/19/ стал очень популярным среди туристов и можно использовать его информационную площадку + Ростуризму надо будет сделать шлюз, который в онлайне будет отгружать и Белый и Черный список всем заинтересованным. Например: ТО, ТА, Tophotels… Туристы должны видеть о них ВСЕХ информацию сразу.
4. Проблемы с выселением туристов из гостиниц в случае краха ТО или ПС.
Аналогично можно создать реестр Гостиниц подписавших гарантийные письма.
Что дает? В таком случае будет гарантия, для туристов и ТО при банкротстве ПС. Гостиницы будут вести более четкое отслеживание оплат от ПС и ТО(прямые контракты). В случае невыполнения подписанного гарантийного письма, помещать их в черный список Гостиниц, в которые Туристам не рекомендуется ездить. Выбор Туриста конечно, но, как говориться, мы Вас предупреждали и Вы подписались!
Под №1 вписать цепочку MISTIS http://www.euromag.ru/man_of_week/38760.html
5. Как с помощью СК защитить Туриста от банкротств ТО, АК, ТА?
Выбрать страховую компанию с долей государства более 50% (все будут спокойны, если в случае полного коллапса на туррынке будет включена господдержка), которая будет страховать турпродукт, либо его части (просто билеты или гостиница или еще что-то купленное отдельно) вне зависимости от того, кто банкрот, выплачивать деньги пострадавшей стороне. Страховка оформляется обязательно на сайте ТО при бронировании ТА (не думаю, что после всего случившегося Туристы будут против, если уж они топливные сборы и оплату за конкретизацию рейсов терпят, то это-то – легко!). Стоимость страховки рассчитать, например, из статистики последних 5 лет по формуле:
(кол-во пострадавших / количество туристов)*100 получим коэффициент в % и умножим на 2, пусть СК заработает. Например, при отправленных 10 000 000 и пострадавших 50000 коэффициент = 0.5% умножим на 2, получим 1% стоимость обязательной страховки. На самом деле данное соотношение еще меньше. По информации РОССТАТА за 2013 год выехало 18,3 миллиона туристов умножаем (занижено) на 500$ - средняя стоимость (сознательно занизил, реально 800$) тура и на курс, берем от этой суммы 1% и получаем размер страховой премии на 3.500.000.000 рублей (округленно). А сколько пострадало от банкротств в 2013? Мизер!!! А 100% проблем этого года решились бы без проблем за счет СК. Улетевшие Туристы почти бы не заметили, что ТО грохнулись, а те кто не успел улететь, получили бы 100% компенсацию, и все равно у СК осталась бы средства. Весь смысл в том, есть всего ОДНА единая страховка, полученная с полной стоимости тура включая комиссию агента, страхует действия ВСЕХ участников организации тура. Информацию о том, что турист застрахован, можно показывать на сайте СК по номеру загранпаспорта. ТО должны каждый день отгружать в СК списки оплаченных ТА туров и получать счет.
6. Банкротство ТА.
Обязать ТО сделать при бронировке тура возможность вписывать e-mail или моб. телефон Туриста, для того, чтобы как и ТА, так и Турист получали бы уведомления о своем заказе. Турист должен проследить, что его данные указаны.
Что дает? Турист получает доступ к контролю за собственным туром, если он получает уведомление от ТО, что заявка принята в обработку, подтверждена, 100% его тур оплачен, значит, он будет спокоен. Если нет сообщений, то начинает задавать ТА вопросы, чтобы его проблему решали, торопить ТА с оплатой и не дать ТА “крутить” его деньги.
7. Банкротств ОТА еще мало было и негромкие, но они открываются в больших количествах и скоро конкуренция там возрастет настолько, что будут и уже есть продажи в минус плюс огромные деньги на рекламу. Скоро инвестиционные деньги закончатся, и мы будем иметь все то же, что и на классическом туррынке сейчас, поэтому, так как модными стали покупки в ОТА, таких как booking.com, ostrovok.ru и многие другие, надо обязать их так же страховать Туристов и создать по ним реестр. Тех, кто не страхует, вносить в черный список ОТА. Часть из них, продающие и отели, и авиабилеты, должны регистрироваться как ТО.
Итак, проверим схему:
а) банкрот АК, ТО срочно выкупает для своих туристов новые билеты, СК покрывает ТО расходы на повторную покупку а.б. Вопрос закрыт.
б) Банкрот ПС, СК выплачивает всю сумму ТО, по инвойсам. ТО расселяет людей в другие отели, либо возвращает деньги. Вопрос закрыт.
в) Банкрот ТО, СК выплачивает всю сумму ТА, он возвращает Туристу или напрямую Туристу. АК и ПС, как писалось выше, !!обязаны!! следить за своевременной оплатой от ТО (дать им возможность получать деньги от СК НЕЛЬЗЯ, так как все вернется на круги своя). Вопрос закрыт.
г) Банкрот ТА, СК выплачивает всю сумму Туристу по договору. Вопрос закрыт.
д) Банкрот ТО и АК (одновременно), Турпомощь имеет оперативные деньги на быстрое реагирование, организацию рейсов для вывоза ближайших дат, далее она получит деньги от СК за вывоз людей и тем самым пополнит свой бюджет, а не собирает с ТО деньги снова. Вопрос закрыт.
е.1. Банкрот ТО и ПС (гостиницы оставляют проживающих в отелях), Турпомощь, имеет оперативные деньги на быстрое реагирование, организацию рейсов для вывоза ближайших дат, далее она получит деньги от СК за вывоз людей и тем самым пополнит свой бюджет, а не собирает с ТО деньги снова. Вопрос закрыт.
е.2. Банкрот ТО, ПС и гостиницы НЕ оставляют проживающих в отелях (думаю, что таких будет очень мало, если на кону будет попадание в Черный список). Турпомощь имеет оперативные деньги на быстрое реагирование, организацию рейсов для вывоза ближайших дат и туристов, которых выселяют из гостиниц. Лучше всего, если их перебронируют в отели такой же категории, если нет возможности, то покупка а.б. включая регулярные рейсы. Далее Турпомощь получит деньги от СК и тем самым пополнит свой бюджет, а туристы, прилетевшие раньше срока, получат компенсацию от СК за потерянные ночи. Вопрос закрыт.
ж. Банкрот ОТА. СК выплачивает туристу стоимость застрахованных услуг. Вопрос закрыт.
з. Банкрот СК. СК не банкрот, так как имеет государственные фин. гарантии.
Итого, что дает все вместе?
1. Открытость отрасли, что будет повышать доверие к ней.
2. Появляется единый внятный инструмент страхования отрасли.
3. Туррынок продолжает оставаться гибким и не зарегламентированным. Договор страхования гражданской ответственности туроператора вообще отпадает, как лишний.
4. Контроль Туриста за своим туром напрямую, получая от ТО информацию о подтверждении, оплате своего тура, а еще можно сразу им и электронные документы высылать. При подборе туров в ТА проверять всю цепочку в организации тура и выбрать - доверять ли ТО, которая работает с Гостиницам и ПС, которых нет в реестре?
5. Улучшение дисциплины оплат между Турист-ТА-ТО-АК-ПС-Гостиница.
6. Появится ответственность АК перед Росавиацией и Туротраслью.
7. Ростуризму надо будет сделать шлюз, который в онлайне будет отгружать и Белый и Черный список, всем заинтересованным. Например: ТО, ТА, Tophotels… Туристы должны видеть о них ВСЕХ информацию сразу
8. Система будет эффективно работать, если СК по первому же запросу будет переводить нужные ТО или Турпомощи средства, даже если размер ущерба известен лишь примерно, а сверку, аудит… делать уже потом.
Я не рассматриваю вариант, где есть признаки состава преступления, этим должны заниматься правоохранительные органы, как и в любом другом случае нарушения закона и взыскивать ущерб в пользу СК. НО ПРОИСХОДИТЬ ЭТО ДОЛЖНО ПАРРАЛЛЕЛЬНО, БЕЗ УЩЕРБА ТУРИСТАМ.
30.09.2014 в 15:47, Дмитрий
За То может ответить ТА. например "Страшное лето" ударило по ТА.конкретно: на нашу фирму подал в суд турист, пострадавший от "Лабиринта". Денежную компенсацию-в суд на ВСК, т.к. выплатили 2,6%, а на "Лабиринт"-и нас, в соответчики, 100000 р -моральный ущерб за неисполение Договора на организацию отдыха! кто нас , турагенство в составе 3-х человек, может защитить от туриста?
16.10.2014 в 17:35, Наталья