«Страшное лето 2014-го»: туроператоры подводят итоги сезона
Летний сезон текущего года в кулуарах туристического бизнеса уже называют «страшное лето 2014-го». Более 20 компаний рухнули, «подарив» тысячам своих клиентов головную боль, потерянные деньги и несостоявшийся отдых. Портал TRN хоть и с некоторым волнением за своих коллег на той стороне баррикад, но все-таки инициировал подведение итогов сезона. Куда ж без них… Можно сказать, отстояли лето туроператоры, отвоевали практически. О том, кто и как воевал, читайте в нашем обзоре.
Сразу отметим, печальной картины, которую мы ожидали увидеть, туроператоры нам не «нарисовали». Финансовые эксперты не без оснований говорят о том, что кризис позитивно влияет на качественный рост экономики, очищая отрасль от слабых игроков, и оставляя в ней лишь самых подготовленных «бойцов». Так ли это, спросим у наших экспертов…
Денис Пешков, заместитель директора департамента по стратегическому планированию и анализу компании "Анекс тур": «Согласно статистике нашей компании, продажи туров в летнем сезоне 2014 года по сравнению с показателями 2013 года выросли. Так, по Турции они подросли на 55%, по Египту – на 35%, по Испании – на 45%, по Греции – на 65%, по Марокко – на 104% и по Таиланду – на 67%. Еще одно наше направление Вьетнам, впервые представленное этим летом, оправдало ожидания. Однозначно оно займет достойное место в линейке круглогодичных направлений. В целом, летний сезон можем считать успешным. Мы рассчитывали на еще большие показатели, но ситуация на рынке внесла свои коррективы и в наши планы».
Генеральный директор сети турагентств «1001 Тур» Сергей Ватутин: «До 1 августа наши продажи устойчиво росли, примерно на 40% к прошлому году, при этом был заметен практически вертикальный взлет Египта и небольшое увеличение доли Турции по сравнению с европейскими направлениями. С 1 августа продажи снизились до уровней прошлого года. Очень сильно упала глубина продаж, примерно на 10%, снизился средний чек».
По данным продаж собственных офисов «1001 Тур», наиболее популярными направлениями ушедшим летом были: Турция, Египет, Греция, Кипр и Испания.
В общем объеме продаж в прошлом году на Турцию в летний период приходилось 20%, в 2014 году – уже 24%. Доля Египта в 2013 году составляла 5% от общего объема продаж компании, а в 2014 – 13%. Спад продаж по Европе по офисам «1001 тур» составил не более 5 %
В пресс-службе туроператора «Библио Глобус» сообщили TRN, что традиционно, одним из самых популярных направлений среди туристов компании на летний сезон был Кипр, востребованный как для семейного, так и для молодежного отдыха.
Отметим, в сезоне-2014 «Библио Глобус» эксклюзивно представляет на Кипре 100 отелей. На кипрском направлении мы делаем ставку на организацию семейного отдыха на высоком уровне. В связи с этим, мы не только расширили ассортимент семейных отелей, но и открыли новые детские клубы «Библиоша». Услуги в детских клубах для маленьких туристов туроператора бесплатны и рассчитаны на детей от 5 до 12 лет.
В числе лидеров, безоговорочно, наряду с Кипром присутствуют массовые направления: Турция, Греция, Египет, Крым.
Напомним, в настоящем сезоне туроператор «Библио Глобус» значительно расширил свое присутствие на турецком рынке, увеличив объем перевозки из Москвы и регионов и отельный ассортимент», - подчеркнули в пресс-службе.
Глубина продаж туроператора по Турции достигает октября. В компании также отметили, что этим летом значительно увеличился спрос на дорогие 5* отели, выросли продажи "last minute", а также бронирования экскурсий онлайн.
«В сезоне 2014 Греция, по-прежнему, была одним из востребованных туристических направлений среди российских туристов. Рейтинг самых популярных греческих островов выглядит следующим образом: Крит, Родос, Кос, Корфу, Закинф. Также широким спросом отмечено новое предложение «Библио Глобус» - комбинированные туры «Крит-Санторини» и «Крит-Миконос».
Египет, как долларовое безвизовое направление пользуется стабильно высоким спросом. Говоря о предпочтениях наших туристов, традиционно наиболее популярны семейные отели 4-5* с хорошей инфраструктурой и аквапарками. Крымское направление в текущем сезоне также оказалось популярным среди россиян. Можно отметить, что большую часть туристов по направлению составляют семьи с детьми, которые чаще всего бронируют отдых от 10 ночей», - добавили в пресс-службе туроператора.
Кстати, с начала года по сентябрь 2014 по линии «Библио Глобус» отправлено на отдых более 1 800 000 туристов.
В пресс-службе компании «Русский экспресс» подчеркивают, что спад, естественно, наблюдался по большинству направлений, так как многие были обеспокоены ситуацией на рынке. Чтобы вернуть доверие туристов, туроператор разработал и предложил программу дополнительного страхования туров, можно сказать, второй уровень защиты финансовых рисков туристов. По этой программе уже получены положительные отзывы от агентств и самих путешественников.
Относительно зимнего сезона в компании говорят, что большое количество новогодних запросов приходится на Финляндию, в том числе горнолыжную, а также экскурсионную Европу.
В свою очередь, генеральный директор компании «Музенидес Тревел» Александр Цандекиди затруднился точно оценить снижение продаж этим летом, но отметил, что компания, несмотря на временные периоды спада продаж, в настоящий момент вышла на уровень показателей прошлого года за период с января по сентябрь.
«Если бы не ситуации на рынке, рост продаж мог бы составить около 10-15%. Одно радует, мы провели выездные региональные презентации и поняли, что в отношении нашей компании рынок спокоен. Любые прогнозы в настоящее время будут необъективны, поскольку сложно предугадать, как станут развиваться события. Если банкротств не будет, рынок может стабилизироваться уже к концу ноября, а если продолжатся (1-2 банкротства ещё могут быть), весь зимний сезон пройдёт под знаком пессимизма и настороженного отношения клиентов к туристическому рынку»,- отметил он.
Между тем, директор по маркетингу компании "Солвекс-Трэвэл" Наталия Ротмистрова отметила, что существует общая статистика снижения продаж по зарубежным направлениям и она составляет по рынку примерно 20-40%.
«По нашему самому емкому направлению – Болгарии – в целом, мы сделали объем прошлого года. Количество туров на отдых снизилось примерно на 10%, детские лагеря и молодежный отдых в Болгарии прирос на 15%. По остальным зарубежным направлениям до середины августа мы сохраняли прошлогодние объемы.
Отдельно надо сказать про Израиль. Начало сезона ознаменовалось очень хорошими продажами. Но военные действия, безусловно, привели к снижению продаж и уменьшению их глубины. Только недавно мы стали отмечать относительное восстановление объемов. По российским направлениям наблюдаем ощутимый подъем. Начиная с весны, продажи по РФ увеличились в 2,8 раза. Сейчас есть и глубина продаж, наблюдается активность, востребованы брендовые санатории, повышается процент экскурсионных туров по России, Беларуси, Армении», - подчеркнула Наталия Ротмистрова.
Стоит отметить, что компания уже запустила в продажу туры на зимний сезон. Это предложения поехать на Новый Год и Рождество в Болгарию, Финляндию, Германию, Польшу, Индонезию.
«Безусловно, ситуация на рынке повлияла на активность бронирований с глубиной продаж, но заявки есть. Уже начали покупать горнолыжные туры в Болгарию, бронировать отдых в Юго-Восточной Азии, востребованы коттеджи в Финляндии. Набирает популярность тема санаторно-курортного лечения в Беларуси, России, Венгрии, Словении, Германии, Болгарии, Армении, в странах Балтии. Фиксируем прирост заявок по Красной Поляне, КМВ, Приэльбрусью, Домбаю. В большем объёме заказывают нестандартные туры, особенно по экзотическим направлениям»,- отметила собеседница корреспондента TRN.
Насколько точны некоторые оптимистичные цифры, представленные в обзоре, остается лишь догадываться... Однако понятно одно, - сдаваться невзгодам и всякого рода кризисам российский турбизнес точно не намерен!..