Из Питера в Сочи – на пароме
Петербургский паромный оператор St. Peter Line (SPL), выиграв конкурс ФГУП «Росморпорт» на право предоставления судов для размещения участников и гостей Олимпиады 2014 в Сочи, активизировал продажи на круиз, который стартует во время перехода судов Princess Maria и Princess Anastasia с Балтики на Черное море.
По информации, данной St. Peter Line специально для новостей туризма TRN, на начало марта 2013 года потенциальные участники круиза забронировали уже почти 35% кают. Спрос достаточно высок. Однако для того, чтобы оценить ситуацию в целом и понять, почему и насколько интересен этот продукт на рынке, стоит рассмотреть его детально.
Вокруг Европы
Круиз из Петербурга в Сочи на паромах St. Peter Line состоится с 9 по 31 января 2014 года и пройдет с заходами в 11 портов 9 стран: в целом все путешествие займет 22 дня.
Маршрут таков: Петербург – Копенгаген (Дания) – Амстердам (Нидерланды) – Тильбюри (Великобритания) – Гавр (Франция) – Бильбао (Испания) – Лиссабон (Португалия) – Гибралтар (заморская территория Великобритании) – Пальма-де-Майорка (Испания) – Пирей (Греция) – Стамбул (Турция) – Сочи.
Есть ли аналоги на рынке туристических услуг? Конечно. В сентябре 2013-го аналогичный по продолжительности тур состоится на лайнере MSC Musica. Путешествие под названием «Европейский калейдоскоп» по маршруту Петербург – Копенгаген (Дания) – Киль (Германия) – Дувр (Великобритания) – Ферроль (Испания) – Лиссабон (Португалия) – Малага (Испания) – Ла-Гулетт (Тунис) – Дубровник (Хорватия) – Венеция (Италия) – Катаколон (Греция) – Стамбул (Турция) – Ялта (Украина) – Одесса (Украина) будет даже более длинным по протяженности и насыщенным по количеству заходов. Правда, сравнивать их можно лишь условно.
Такие туры для морского круизного рынка не новость, однако, из-за большой продолжительности и высокой стоимости они организуются редко: как правило, в навигацию выполняется только 1–2 круиза. И делается это обычно под занавес или перед началом сезона, когда лайнеры переходят из одного региона плавания в другой. В сентябре, когда круизная навигация на Балтике и по норвежским фьордам завершается, «лишние» суда из этого региона уходят в теплое Средиземноморье. Однако St. Peter Line, получив право предоставить свои суда в качестве плавучих гостиниц для Зимней Олимпиады, был вынужден организовать круиз вокруг Европы в январе.
Плюсы и минусы
К несомненным преимуществам продукта сам оператор относит тот факт, что всё путешествие будет происходить по мультишенгенской визе: даже при заходе в Великобританию получать британскую не придется, так как в течение 24 часов иностранные пассажиры имеют право пребывать на территории страны без визы. Кроме того, в стоимость тура входит питание на основе полупансиона. Все обслуживание (в том числе и экскурсионное) будет происходить на русском языке, причем при заходе в Великобританию и Францию пассажирам обещаны поездки в Лондон и Париж, правда, за отдельную плату. При желании продолжительность круиза можно сократить, купив билет на полдороги (из Петербурга до Лиссабона или из Лиссабона до Сочи). Но самый привлекательный «плюс» этого внесезонного путешествия – его цена.
Еще до того, как St. Peter Line победил в конкурсе (до 31 декабря 2012 года), весь круиз ценой от 1,1 до 2,2 тыс. евро с человека (цены указаны в зависимости от класса каюты на официальном сайте оператора) в рамках акции раннего бронирования продавался с 25% скидкой. Сейчас и до конца июня 2013 года скидка составляет 15%, а затем, до завершения октября, тур можно будет приобрести с дисконтом в 10%. Если перевести в рубли по примерному курсу евро, то 22-дневное путешествие из Петербурга в Сочи в январе 2014 года обойдется (с учетом действующей сейчас скидки и 100% оплате) в сумму от 37,4 до 74,8 тыс. рублей с человека. Если же отправиться в Сочи из Лиссабона, тур будет стоить «символические» 22,5–44,5 тыс. рублей.
Чтобы было с чем сравнивать, возьмем уже упоминавшийся круиз «Европейский калейдоскоп» на MSC Musica. Условно сравнимое по продолжительности и маршруту путешествие на этом лайнере в сентябре 2013 года стоит от 77 (внутренняя каюта) до 182 тыс. рублей (сьют с балконом). Правда, при этом спектр бесплатных услуг на MSC Musica заметно больше, так как в цену круиза включены обед, безалкогольные напитки, услуги воспитателей для детей. В целом доступных пассажиру сервисов на Musica существенно больше. Но если вести речь лишь о деньгах за основную услугу, то круиз на паромах St. Peter Line потенциальному туристу обойдется фактически вдвое дешевле схожего по параметрам.
Теперь о минусах продукта, без которых тоже не обошлось. Во-первых, на Балтике и в Северном море в январе неспокойно – штормит, и большую часть путешествия туристам придется проводить в закрытых помещениях. Во-вторых, само судно не слишком приспособлено к столь длительному многодневному переходу: это все-таки паром «в возрасте», а не современный круизный лайнер. В-третьих, кажущаяся низкой цена на круиз от имени St. Peter Line все же обманчива, так как дополнительные услуги на борту (а также береговые экскурсии и портовые сборы) в его стоимость не входят. И еще один, весьма существенный минус, который, как обычно, обозначен знаком * с соответствующей сноской. Заключается он в том, что при аннуляции тура, заказанного в рамках акции раннего бронирования (на условии полной оплаты она будет продолжаться до 30 октября 2013 года), клиент должен уплатить штраф в размере 100%. Фактически это означает, что, купив круиз заранее, в случае отказа от поездки турист вернуть деньги не сможет.
С прицелом на будущее
Руководство St. Peter Line не скрывает, что участие в Зимней Олимпиаде – отличная возможность одновременно «убить двух зайцев». С одной стороны, это позволит на достаточно выгодных условиях задействовать оба парома в период «низкого» для навигации по Балтике сезона, а с другой – прозондировать почву для организации длинных круизов из Петербурга.
К тому же предстоящий круиз в Сочи позволит хотя бы отчасти компенсировать потери, которые компания понесла, предложив «Росморпорту» наиболее низкую среди конкурсантов цену за размещение в каюте. Стоит напомнить, что St. Peter Line предложил цену в 10 тыс. рублей в сутки за каюту, и в качестве арендной платы за эксплуатацию паромов во время Олимпиады получит около 6,5 млн евро.
Однако Андрей Мушкарев, который с начала марта 2013 года занял в St. Peter Line пост заместителя директора по продажам и маркетингу, утверждает, что большой выгоды у компании не будет, так как расходы на переход судов из Петербурга в Сочи и обратно весьма значительны. В первую очередь, это затраты на топливо и заходы во многие иностранные порты.
В этой связи не случайно разделение всего круиза на две части. В St. Peter Line надеются, что из Португалии в Сочи на ее паромах отправятся иностранцы, для которых прямая дорога по морю в столицу Зимней Олимпиады будет достаточно приемлема и по времени, и по цене.
Реализация круиза по маршруту Петербург–Сочи – еще один «плюс» и в деле осуществления идеи создания российского круизного оператора. Об этом на протяжении нескольких последних лет при любом удобном случае говорил бывший генеральный директор SPL Игорь Глухов. Кстати, с начала марта этого года он занимает должность вице-президента и отвечает за реализацию отдельных проектов компании, а его пост принял Сергей Котенев.
В частности, выступая на IV Международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Морской туризм», он подчеркнул, что «создание российского круизного оператора – необходимость, которую должны осознавать и компании, работающие на этом рынке, и власти страны».
Есть и другие нюансы. Несмотря на то, что SPL за период с 21 апреля 2010 года (тогда состоялся первый рейс в Хельсинки парома Princess Maria) по сей день перевез почти 1,4 млн пассажиров, деятельность оператора до сих пор не приносит прибыли. Все попытки получить право возить в пассажирский порт «Морской фасад» выгодные для оператора грузы, а также получить финансовую поддержку от властей до сих пор оказывались неудачными.
К тому же в прошлом году финские пограничные власти стали лоббировать интересы конкурентов петербургского перевозчика, правдой и неправдой вынуждая потенциального паромного пассажира пользоваться их услугами. В результате сейчас из 25 круизных компаний, осуществляющих заходы в Петербург, посадку пассажиров в нем выполняют только две (Costa и MSC) благодаря тому, что из России их суда, минуя Хельсинки, сразу же следуют в Германию или Данию. В таких условиях появление круизного оператора, работающего хотя бы в регионе Черного и Средиземного морей, могло бы не только сделать этот продукт по-настоящему массовым, но и поддержать паромные перевозки.
Будет востребован, если…
Что думают по поводу «длинных» круизов из Петербурга профессионалы турбизнеса? Мнения разные, но все они базируются на слове «если».
«Идея организации такого круиза хороша, но надо понимать, что паром для его выполнения все же не совсем подходит, – говорит генеральный директор петербургской компании Astarta Group Ольга Смычковская. – В конечном счете решающее значение будет иметь соотношение качества и цены продукта. Если при наличии хорошего сервиса компания сможет предложить большой спектр услуг по приемлемой цене, клиенты найдутся.
По ее мнению, подчас даже не слишком комфортные условия размещения для россиян имеют меньшее значение, чем наличие русскоязычного сервиса. А в качестве примера она приводит круизы компании «Метрополис». «Да, по наличию сервисов ее лайнер был не очень похож на нынешних океанских гигантов, но при этом рейсы выполнялись из удобных для россиян портов (Петербург, Сочи, Одесса), а обслуживание «заточено» под них, – констатирует она. – К тому же круизы происходили в стиле «Аншлага» – сплошное веселье. И несмотря на высокие цены, продукт, особенно в российских регионах, продавался на «ура».
Как считает директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова, «отрасли очень нужен российский круизный оператор: иностранцы не занимают это место на рынке лишь потому, что существуют ограничения в законодательстве о туризме». «Что же касается круиза из Петербурга в Сочи, организуемого в январе 2014-го SPL, то это скорее маркетинговый ход для анализа рынка», – полагает она.
«Возможно, круиз из Петербурга в Сочи даже в такое время года будет востребован – смотря как это подать и по какой цене продавать, – уверена генеральный директор круизного центра «Латти» Елена Бондаренко. – Идея неплоха, а сам факт того, что суда следуют в столицу Зимней Олимпиады, может «сыграть» в ее пользу.
«Если объективно, то паромы St. Peter Line не слишком приспособлены для столь длительных круизов: тот же MSC Musica – лайнер другого уровня комфорта, – уверен заместитель генерального директора Breeze Line Илья Милитицкий. – Длительные круизы вообще не слишком распространены, поскольку дороги, а у людей, способных заплатить такие деньги, свободного времени обычно мало: гораздо чаще клиенты приобретают круизы продолжительностью 7–14 дней. А если они платят, то выбирают лайнеры с очень высоким уровнем сервиса и комфорта. В случае с паромами St. Peter Line помочь может лишь то, что они направляются именно в Сочи, на Олимпиаду – это для потенциального туриста привлекательно».
Подводя итог, можно сказать следующее: круиз на Зимнюю Олимпиаду из Петербурга в Сочи, несмотря на объективно существующие «минусы», скорее всего, будет загружен. Однако если речь заходит о регулярности этого маршрута, нужны более подходящие для этого суда. Не говоря уже про то, что появление российского круизного оператора, знающего все отечественные «подводные камни» и «мели», было бы явно не лишним. Только вот когда это случится – большой вопрос…