Лето-2013 принесло Санкт-Петербургу объемы без прибыли
«Если вам кто-то скажет, что в этом сезоне он хорошо заработал, – не верьте, - неожиданно начал разговор об итогах лета c журналистом журнала TRN Любомир Христов, до недавнего времени возглавлявший представительств о ICS Travel Group в Санкт-Петербурге. – Когда «загорается» одно массовое направление, это еще можно пережить, но если в течение двух месяцев «горит» практически все, – нужно много времени, чтобы рынок восстановился».
Можно ли верить?
То, что происходило в начале июня 2013 года на выездном туристическом рынке Санкт-Петербурга, удивило многих. Впервые москвичи брали билеты на поезд и ехали в Питер, чтобы оттуда отправиться на отдых за рубеж: туры в городе на Неве оказались дешевле, чем в столице.
Так, тур на двоих на Кипр (длинный уикэнд в приличном отеле на полупансионе) продавали за 7 тыс. рублей. Недельную поездку в Грецию в отель 4* – за 8 тыс. Пятидневка в Болгарии в отель на первой линии стоила 142 евро, но реализовать туры даже на таких условиях удавалось не всегда…
Цифры и факты
Многие эксперты отмечают, что ожидать былых темпов роста турпотока в сфере организованного туризма уже не стоит.
«В туристических компаниях страны до сих пор уверены, что спрос на поездки растет, и надо только правильно его «поделить». – констатирует президент РСТ Сергей Шпилько. – Но у туристов кардинально изменились приоритеты».
«У меня складывается ощущение, что весь наш туризм в этом сезоне «просел» процентов на 30», - делится мыслями генеральный директор компании «Иволга» Ольга Гончарова.
«Он сегодня не такой, каким был раньше. И многие с большим сомнением относятся к показателям, которые считаются официальными. Например, на общем собрании членов Северо-Западного регионального отделения РСТ в конце октября руководитель Комитета по развитию туризма Петербурга Александр Шапкин (теперь уже бывший) заявил, что «рост выездного турпотока в городе летом находился на общероссийском уровне и составил 30-31%», - говорит она.
По официальным данным аэропорта «Пулково», его пассажиропоток за 10 месяцев 2013 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 15,4%. На международных воздушных линиях, которые в основном обслуживают выезд, – на 15,5%. Если проанализировать выездной международный пассажиропоток «Пулково» по месяцам, то самым удачным по объемам стал июль (897 тыс. человек). Далее следуют август (894 тыс.), июнь (856 тыс.), сентябрь (736 тыс.), май (681 тыс.) и октябрь (562 тыс. человек). Сравнение с аналогичными месяцами 2012 года показывает другой расклад. Пиковым (с точки зрения превышения пассажиропотока над показателями 2012 года) как раз был май (+26,1%), а затем (в процентном отношении) поток стал снижаться (июнь +18,3%, июль +15,7, август +14,5%), а в сентябре прирост составил всего 5,1%.
Причины проблем
Почему-то чаще всего говорят о том, что на результаты летнего сезона значительно повлияли события в Египте. На самом деле это миф.
Летний Египет фаворитом рынка в Питере (во всяком случае, по объемам) никогда не был, и еще до августовских событий из-за демпинга на других направлениях «в живых» остались только 5 программ в Хургаду и Шарм-эль-Шейх емкостью около 3,3 тыс. кресел в неделю. Этот объем на фоне турпотоков в Турцию, Грецию, Испанию и другие страны не слишком велик. Подтверждают это и цифры: в этом году за сезон Элладу посетили более 100 тыс. петербуржцев, а в Турции в 2013 году их может побывать свыше 400 тыс. человек.
В действительности у нерадостных итогов лета 2013 года есть две основные причины. Первая – тревога туристов по поводу экономических перспектив. По данным опроса «Левада-Центр», россияне финансово так и не «восстановились» после кризиса 2008 года.
Эксперт «Левада-Центр» Марина Красильникова говорит, что «оснований ожидать ускоренного роста объемов продаж, в том числе и на туристическом рынке, нет».
Вторая причина связана со слишком медленным ростом реальных доходов россиян. В целом по стране их объемы в первом полугодии 2013 года увеличились всего на 5-6%. А в 2014 году перспективы еще более пессимистичные.. .
Тревожные экономические ожидания на фоне стагнации доходов, резкие колебания спроса (и, соответственно, необходимость «резать» заявленные программы и «включать» демпинг), «крен» в сторону самостоятельной организации поездок – вот основные отличительные черты летнего выездного сезона 2013 года. Как бы ни хотелось позитива, но доля выезжающих на отдых за рубеж в течение многих лет остается в России небольшой – на уровне 7%. Причем только 4% из них путешествуют часто или постоянно, а остальные – не чаще одного раза в 5 лет.
И конечно, операторы просчитались с объемами. Ориентируясь на уровень спроса в рамках акций раннего бронирования, они их явно завысили: прирост объемов по основным зарубежным направлениям на лето, в среднем, в городе на Неве составил 43%, а по некоторым (например, Ираклиону) – более чем в 2 раза.
Когда же стало ясно, что перевозку нужно кардинально «резать», чтобы вывести сезон из штопора, операторы столкнулись с другой проблемой. Российские перевозчики заняли жесткую позицию: например, авиакомпания «Россия» зачастую соглашалась отменить программу только на условиях 100% штрафа.
«Нередко корректировка полетных программ проводилась не там, где это было нужно, а там, где легче. – констатирует Любомир Христов. – С зарубежными перевозчиками договориться оказалось проще – их рейсы и снимали чаще». Неудивительно, что сам процесс секвестирования полетных программ в Питере пошел «криво»: в одни дни рейсов было по-прежнему много, а другие оказались «пустыми».
Как это было
«Прошедшее лето нельзя назвать полностью удавшимся. – соглашается с ним руководитель петербургского представительства Anex Tour Виктория Григорьева. – С середины мая начался затяжной период с жесткой конкуренцией на рынке, причиной чему послужил переизбыток перевозки по ряду направлений. Такое положение вещей должно направить туроператоров к более тщательному анализу спроса и взвешенному подходу к формированию предложения».
«По поводу прошедшего летнего сезона можно сказать только одно: хорошо, что он завершился хотя бы так. - говорит Дмитрий Мазаников, директор по продажам турфирмы «Нева». – Греция, Испания, Италия, Хорватия – все в начале лета продавались с трудом. После корректировок ситуация начала выправляться, и только август и сентябрь позволили выйти на более-менее приемлемые результаты».
«Сезон подорвали избыток перевозки на популярных направлениях и последовавший за этим демпинг», - заявляет генеральный директор турфирмы «Атлас» Дмитрий Смирнов.
А как все хорошо начиналось! Восемь принципиальных новинок на направлениях, не менее пяти впервые появившихся в северной столице авиаперевозчиков, масса операторских рокировок – таким было начало летнего сезона 2013 года.
Какова же судьба новинок по его итогам? Еженедельный прямой рейс на «бриллиант Эгейского моря», остров Скиатос сняли еще в июле.
Коммерческий директор «Солвекс-Турне» Андрей Агапов согласен, что это произошло не только из-за отсутствия на острове отелей, работающих по системе «все включено» (наряду с высокими ценами), но и из-за высокой конкуренции с другими греческими направлениями.
«Не выжил» в конкурентной борьбе впервые вышедший на питерский рынок авиаперевозчик Tunis Air, намеревавшийся летать из Петербурга в Энфидху и Монастир 4 раза в неделю. Полностью пришлось отказаться от услуг Cyprus Аirways. А количество снятых полетных программ на Турцию, Грецию, Болгарию, Италию или Кипр можно считать десятками… На Португалию, к примеру, сначала собирались ставить 4 рейса (в т. ч. авиакомпании SATA International, которая так и не «взлетала»), а в результате даже один «грузился» не очень успешно.
Как отмечает генеральный директор «Пегас Туристик» Санкт-Петербург» Мария Бакерина, «лето было тяжелым для всех и вряд ли найдется хоть один крупный оператор, который сезоном абсолютно доволен».
«В течение почти двух месяцев туры реализовывались благодаря скидкам, - констатирует она. – Баланс между спросом и предложением на рынке появился лишь к концу июля, однако оставшегося времени оказалось слишком мало, чтобы завершить его с хорошей прибылью».
«Результаты летнего сезона были видны уже в начале июня. - отмечает генеральный директор турфирмы «Форос» Юлия Дудниченко. – Когда из-за огромного переизбытка перевозки «загорелась» Греция, на которую приходилась чуть ли не половина всего летнего петербургского туристического рынка, за ней потянулись остальные направления. Увы, но возросший в августе-сентябре спрос так и не смог до конца выровнять ситуацию.
По отдельным направлениям результаты все же разные. «Тунис спасло только то, что сезон в этом году оказался длиннее, чем обычно (полетные цепочки были продлены), и в результате за счет продаж в сентябре и октябре нам удалось компенсировать убытки начала лета», – говорит менеджер Express Tours Светлана Михайлова.
«Итоги сезона по Мальте вовсе не радуют. – констатирует генеральный директор компании «Иволга» Ольга Гончарова. – Да и какими они могут быть, если этим летом в неделю на остров выполнялось три рейса, которые вместо шести операторов «грузили» 12. При этом регулярная перевозка на остров выросла, как минимум, наполовину, а билеты на сайте авиакомпании Air Malta зачастую можно было купить дешевле, чем у операторов…
Как считает директор по туризму «Версы» Вероника Самоха, «в отличие от многих других направлений, сезон по Черногории можно считать успешным, особенно по сравнению с Хорватией и Мальтой», – отмечает она.
Что касается экскурсионных туров в Европу, то здесь в этом году картина тоже изменилась.
«Из-за сложившейся ситуации больше всего «просел» сегмент недорогих поездок в Европу стоимостью до 600 евро. – резюмирует генеральный директор группы компаний «Петротур» Игорь Мазулов. – А комбинированные европейские туры по нескольким странам были хорошо востребованы и реализовывались успешнее».
С его мнением согласен и директор по продажам турфирмы «Нева» Дмитрий Мазаников.
«Если и называть какой-то сегмент выездного туризма, который этим летом пользовался стабильным спросом, так это «экскурсионка». Особенно это касается туров в Скандинавию, которая к Петербургу близка и всегда востребована», - говорит он.
Резюме
Делать выводы все же придется и, вполне возможно, в следующем году к вопросу постановки полетных программ операторы подойдут более взвешенно.
«Хотя нам не пришлось корректировать полетную программу, цены на наши туры в Болгарию и Черногорию вслед за всеми вынужденно снижались. - говорит Марина Самойленко, руководитель отдела продаж «Балкан Экспресс». - Надеемся, что неприятный, но полезный опыт этого лета будет принят во внимание всеми коллегами при составлении программ на следующий год».
Но практика последних лет показывает, что договориться никак не получается: саму идею заранее обсудить полетные программы и попытаться как-то «увязать» их в общих интересах многие участники рынка называют утопией.
Поэтому не исключено, что следующим летом «пожар» на выездном туристическом рынке станет еще более масштабным…
Можно ли верить?
То, что происходило в начале июня 2013 года на выездном туристическом рынке Санкт-Петербурга, удивило многих. Впервые москвичи брали билеты на поезд и ехали в Питер, чтобы оттуда отправиться на отдых за рубеж: туры в городе на Неве оказались дешевле, чем в столице.
Так, тур на двоих на Кипр (длинный уикэнд в приличном отеле на полупансионе) продавали за 7 тыс. рублей. Недельную поездку в Грецию в отель 4* – за 8 тыс. Пятидневка в Болгарии в отель на первой линии стоила 142 евро, но реализовать туры даже на таких условиях удавалось не всегда…
Цифры и факты
Многие эксперты отмечают, что ожидать былых темпов роста турпотока в сфере организованного туризма уже не стоит.
«В туристических компаниях страны до сих пор уверены, что спрос на поездки растет, и надо только правильно его «поделить». – констатирует президент РСТ Сергей Шпилько. – Но у туристов кардинально изменились приоритеты».
«У меня складывается ощущение, что весь наш туризм в этом сезоне «просел» процентов на 30», - делится мыслями генеральный директор компании «Иволга» Ольга Гончарова.
«Он сегодня не такой, каким был раньше. И многие с большим сомнением относятся к показателям, которые считаются официальными. Например, на общем собрании членов Северо-Западного регионального отделения РСТ в конце октября руководитель Комитета по развитию туризма Петербурга Александр Шапкин (теперь уже бывший) заявил, что «рост выездного турпотока в городе летом находился на общероссийском уровне и составил 30-31%», - говорит она.
По официальным данным аэропорта «Пулково», его пассажиропоток за 10 месяцев 2013 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 15,4%. На международных воздушных линиях, которые в основном обслуживают выезд, – на 15,5%. Если проанализировать выездной международный пассажиропоток «Пулково» по месяцам, то самым удачным по объемам стал июль (897 тыс. человек). Далее следуют август (894 тыс.), июнь (856 тыс.), сентябрь (736 тыс.), май (681 тыс.) и октябрь (562 тыс. человек). Сравнение с аналогичными месяцами 2012 года показывает другой расклад. Пиковым (с точки зрения превышения пассажиропотока над показателями 2012 года) как раз был май (+26,1%), а затем (в процентном отношении) поток стал снижаться (июнь +18,3%, июль +15,7, август +14,5%), а в сентябре прирост составил всего 5,1%.
Причины проблем
Почему-то чаще всего говорят о том, что на результаты летнего сезона значительно повлияли события в Египте. На самом деле это миф.
Летний Египет фаворитом рынка в Питере (во всяком случае, по объемам) никогда не был, и еще до августовских событий из-за демпинга на других направлениях «в живых» остались только 5 программ в Хургаду и Шарм-эль-Шейх емкостью около 3,3 тыс. кресел в неделю. Этот объем на фоне турпотоков в Турцию, Грецию, Испанию и другие страны не слишком велик. Подтверждают это и цифры: в этом году за сезон Элладу посетили более 100 тыс. петербуржцев, а в Турции в 2013 году их может побывать свыше 400 тыс. человек.
В действительности у нерадостных итогов лета 2013 года есть две основные причины. Первая – тревога туристов по поводу экономических перспектив. По данным опроса «Левада-Центр», россияне финансово так и не «восстановились» после кризиса 2008 года.
Эксперт «Левада-Центр» Марина Красильникова говорит, что «оснований ожидать ускоренного роста объемов продаж, в том числе и на туристическом рынке, нет».
Вторая причина связана со слишком медленным ростом реальных доходов россиян. В целом по стране их объемы в первом полугодии 2013 года увеличились всего на 5-6%. А в 2014 году перспективы еще более пессимистичные..
Тревожные экономические ожидания на фоне стагнации доходов, резкие колебания спроса (и, соответственно, необходимость «резать» заявленные программы и «включать» демпинг), «крен» в сторону самостоятельной организации поездок – вот основные отличительные черты летнего выездного сезона 2013 года. Как бы ни хотелось позитива, но доля выезжающих на отдых за рубеж в течение многих лет остается в России небольшой – на уровне 7%. Причем только 4% из них путешествуют часто или постоянно, а остальные – не чаще одного раза в 5 лет.
И конечно, операторы просчитались с объемами. Ориентируясь на уровень спроса в рамках акций раннего бронирования, они их явно завысили: прирост объемов по основным зарубежным направлениям на лето, в среднем, в городе на Неве составил 43%, а по некоторым (например, Ираклиону) – более чем в 2 раза.
Когда же стало ясно, что перевозку нужно кардинально «резать», чтобы вывести сезон из штопора, операторы столкнулись с другой проблемой. Российские перевозчики заняли жесткую позицию: например, авиакомпания «Россия» зачастую соглашалась отменить программу только на условиях 100% штрафа.
«Нередко корректировка полетных программ проводилась не там, где это было нужно, а там, где легче. – констатирует Любомир Христов. – С зарубежными перевозчиками договориться оказалось проще – их рейсы и снимали чаще». Неудивительно, что сам процесс секвестирования полетных программ в Питере пошел «криво»: в одни дни рейсов было по-прежнему много, а другие оказались «пустыми».
Как это было
«Прошедшее лето нельзя назвать полностью удавшимся. – соглашается с ним руководитель петербургского представительства Anex Tour Виктория Григорьева. – С середины мая начался затяжной период с жесткой конкуренцией на рынке, причиной чему послужил переизбыток перевозки по ряду направлений. Такое положение вещей должно направить туроператоров к более тщательному анализу спроса и взвешенному подходу к формированию предложения».
«По поводу прошедшего летнего сезона можно сказать только одно: хорошо, что он завершился хотя бы так. - говорит Дмитрий Мазаников, директор по продажам турфирмы «Нева». – Греция, Испания, Италия, Хорватия – все в начале лета продавались с трудом. После корректировок ситуация начала выправляться, и только август и сентябрь позволили выйти на более-менее приемлемые результаты».
«Сезон подорвали избыток перевозки на популярных направлениях и последовавший за этим демпинг», - заявляет генеральный директор турфирмы «Атлас» Дмитрий Смирнов.
А как все хорошо начиналось! Восемь принципиальных новинок на направлениях, не менее пяти впервые появившихся в северной столице авиаперевозчиков, масса операторских рокировок – таким было начало летнего сезона 2013 года.
Какова же судьба новинок по его итогам? Еженедельный прямой рейс на «бриллиант Эгейского моря», остров Скиатос сняли еще в июле.
Коммерческий директор «Солвекс-Турне» Андрей Агапов согласен, что это произошло не только из-за отсутствия на острове отелей, работающих по системе «все включено» (наряду с высокими ценами), но и из-за высокой конкуренции с другими греческими направлениями.
«Не выжил» в конкурентной борьбе впервые вышедший на питерский рынок авиаперевозчик Tunis Air, намеревавшийся летать из Петербурга в Энфидху и Монастир 4 раза в неделю. Полностью пришлось отказаться от услуг Cyprus Аirways. А количество снятых полетных программ на Турцию, Грецию, Болгарию, Италию или Кипр можно считать десятками… На Португалию, к примеру, сначала собирались ставить 4 рейса (в т. ч. авиакомпании SATA International, которая так и не «взлетала»), а в результате даже один «грузился» не очень успешно.
Как отмечает генеральный директор «Пегас Туристик» Санкт-Петербург» Мария Бакерина, «лето было тяжелым для всех и вряд ли найдется хоть один крупный оператор, который сезоном абсолютно доволен».
«В течение почти двух месяцев туры реализовывались благодаря скидкам, - констатирует она. – Баланс между спросом и предложением на рынке появился лишь к концу июля, однако оставшегося времени оказалось слишком мало, чтобы завершить его с хорошей прибылью».
«Результаты летнего сезона были видны уже в начале июня. - отмечает генеральный директор турфирмы «Форос» Юлия Дудниченко. – Когда из-за огромного переизбытка перевозки «загорелась» Греция, на которую приходилась чуть ли не половина всего летнего петербургского туристического рынка, за ней потянулись остальные направления. Увы, но возросший в августе-сентябре спрос так и не смог до конца выровнять ситуацию.
По отдельным направлениям результаты все же разные. «Тунис спасло только то, что сезон в этом году оказался длиннее, чем обычно (полетные цепочки были продлены), и в результате за счет продаж в сентябре и октябре нам удалось компенсировать убытки начала лета», – говорит менеджер Express Tours Светлана Михайлова.
«Итоги сезона по Мальте вовсе не радуют. – констатирует генеральный директор компании «Иволга» Ольга Гончарова. – Да и какими они могут быть, если этим летом в неделю на остров выполнялось три рейса, которые вместо шести операторов «грузили» 12. При этом регулярная перевозка на остров выросла, как минимум, наполовину, а билеты на сайте авиакомпании Air Malta зачастую можно было купить дешевле, чем у операторов…
Как считает директор по туризму «Версы» Вероника Самоха, «в отличие от многих других направлений, сезон по Черногории можно считать успешным, особенно по сравнению с Хорватией и Мальтой», – отмечает она.
Что касается экскурсионных туров в Европу, то здесь в этом году картина тоже изменилась.
«Из-за сложившейся ситуации больше всего «просел» сегмент недорогих поездок в Европу стоимостью до 600 евро. – резюмирует генеральный директор группы компаний «Петротур» Игорь Мазулов. – А комбинированные европейские туры по нескольким странам были хорошо востребованы и реализовывались успешнее».
С его мнением согласен и директор по продажам турфирмы «Нева» Дмитрий Мазаников.
«Если и называть какой-то сегмент выездного туризма, который этим летом пользовался стабильным спросом, так это «экскурсионка». Особенно это касается туров в Скандинавию, которая к Петербургу близка и всегда востребована», - говорит он.
Резюме
Делать выводы все же придется и, вполне возможно, в следующем году к вопросу постановки полетных программ операторы подойдут более взвешенно.
«Хотя нам не пришлось корректировать полетную программу, цены на наши туры в Болгарию и Черногорию вслед за всеми вынужденно снижались. - говорит Марина Самойленко, руководитель отдела продаж «Балкан Экспресс». - Надеемся, что неприятный, но полезный опыт этого лета будет принят во внимание всеми коллегами при составлении программ на следующий год».
Но практика последних лет показывает, что договориться никак не получается: саму идею заранее обсудить полетные программы и попытаться как-то «увязать» их в общих интересах многие участники рынка называют утопией.
Поэтому не исключено, что следующим летом «пожар» на выездном туристическом рынке станет еще более масштабным…
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle