Владимир Дорофеев: «Кризиса на рынке нет, – могу убедить любого»

Елена Мягкова, 14.08.2014 10:46
Просмотров: 60771
Туристический рынок Петербурга подобен самому образу Северной столицы: по-своему консервативен, в меру открыт, в меру честолюбив. Еще петербуржцев отличает аккуратность и вдумчивая осторожность: они стараются не ввязываться в авантюрный бизнес и избегать явных афер, хоть и сулящих большой доход. Случай с банкротством «Невы» – это скорее бизнес-исключение. Но «Нева» и прочие все-таки «подтопили» работу ключевых игроков, которым отступать некуда: на их чартерах и программах держатся большинство турагентов Петербурга.

О том, как строит свой бизнес в непростые августовские дни многопрофильный оператор «Верса», на котором «завязано» много и многие, в интервью TRN рассказал генеральный директор компании Владимир Дорофеев.

- Владимир Артемович, за счет чего сегодня держится бизнес «Версы»? В чем ее «подушка безопасности»?


- Прежде всего, за счет многопрофильности. Именно такой формат был заложен в бизнес-идею компании 15 лет назад. Причем эта многопрофильность задается нами во всевозможных форматах. Так в отправке туристов – это чартеры и индивидуальные туры, лечебные и экскурсионные программы, познавательные поездки. Такой же подход к портфелю туров и по приему в Петербурге: «Верса» обслуживает и организованные группы и индивидуалов, иностранных туристов и российских школьников. Сочетание приема и отправки в совокупности с собственным автобусным парком, сетью офисов продаж ж/д и авиабилетов делает нас устойчивыми и конкурентоспособными: с точки зрения такой структуры сочетания бизнеса в России не работает ни одна туристическая компания.

С другой стороны, мы выигрываем за счет нашей мобильности: правом самостоятельности в принятии решений наделены все ТОПы и руководители направлений компаний, поэтому на все происходящие у нас идет оперативная реакция.
Все эти факторы позволяют нам работать устойчиво: не бывает так, чтобы все направления бизнеса сразу обрушились; обязательно колебания одного нивелирует рост другого.

На нас или против нас в нынешних условиях работает авторитет, накопленный за годы. Так что именно в эти дни проверяется доверие и к нам и к другим игрокам на рынке.

- «Верса» оказалась готова к кризису на рынке? Вы знали о грядущих событиях?

- Во-первых, кризиса на рынке нет. В этом я могу убедить любого. Если разобраться, то только «Нева» имела веские бизнес-причины для прекращения своей деятельности. Компания не выдержала конкуренции, потеряла свои объемы на рынке, не смогла вовремя перестроить свой бизнес и пришла к кризису неплатежеспособности. Но дальше пошла другая история – с «Идеал-туром», и она имела уже мошеннические мотивы. На мой взгляд, «Лабиринт» оказался жертвой. Ведь люди, оплатившие самолеты, их так и не получили.

В причинах произошедшего, конечно, надо разбираться, в том числе, и правоохранительным органам. Но по логике бизнеса, «Лабиринт» просто не мог повторно и сразу оплатить напрямую авиаперевозчику «пропавшие» рейсы: очень большая сумма. Подобная ситуация не имеет ничего общего с бизнесом и конкуренцией. От такого, увы, никто не застрахован. Потом, например, с аналогичными проблемами столкнулся и «ИнтАэр».

Так что говорить о кризисе нельзя, просто много шумихи. Скорее, это сжатие туристического рынка: здесь сказываются и внешнеэкономические условия, влияющие как на въезд, так на выезд туристов, рост курса валют, подорожание кредитов. Люди просто меньше едут.

- Как складываются сегодня Ваши отношения с партнерами?

- С авиакомпаниями мы работаем по прямым контрактам. С теми же «Оренбургскими авиалиниями» у нас контракт до конца года: мы взяли в аренду их самолет, который летает только по нашим направлениям. Это 14 рейсов в неделю. По предоплате мы работаем с авиакомпаниями «Ямал», Aegan, «Аэрофлотом» и рядом других. Никто из наших авиаперевозчиков не высказался за изменение алгоритма оплаты: все прежние контракты и договоренности остались без изменений.

Что касается принимающих компаний, то сказать, что они совершенно спокойны – нельзя. Их дергают отели. Они звонят нам, чаще всего с вопросом «как вы?». Мы объясняем, рассказываем, успокаиваем. Мы их понимаем: их вопросы адекватны ситуации. Определенная истерия по поводу оплаты есть. Но когда упал, например, «Капитал тур», эта паника была сильнее. Сегодня никто не требует от нас срочно оплатить, например, все брони до Нового года. Наш авторитет позволяет управлять ситуацией.

- А ваши отношения с агентами?.. Их приходится успокаивать?

- Нашим агентам – большое спасибо. Их доверие позволяет нам достойно работать. Конечно, и агенты и туристы волнуются: они звонят и просят подтверждения – рейсов, отелей. Мы и к этому относимся с пониманием. Так наша бухгалтерия выдает справки и копии платежных поручений о том, что самолеты и отели оплачены. Есть, конечно, и возвраты. И деньги мы возвращаем, как делали это всегда.

Мы относимся к агенту как к «младшему брату»: стремимся больше помогать. Чем лояльнее мы будем, тем быстрее агент поймет, что здесь у него не только бизнес, но и поддержка.

- Нет ли желания сейчас оптимизировать бизнес компании? Сократить программы, сотрудников, зарплаты...?

- Нет, нет и нет. Мы уверены, что рынок успокоится. Поэтому нет необходимости корректировать программы. Хотя бы потому, что такое сокращение не обойдется без потерь: с теми же принимающими компаниями или авиаперевозчиками действуют достаточно жесткие контракты. Так что нам лучше выполнить свои обязательства, чем ломать программы.

Что касается внутренней реорганизации, ее делают, когда что-то не устраивает. А нас сегодня устраивает все. Нет необходимости резко сокращать расходы. Мы этого не делали и в кризис 2008 года. Наша машина работает, она на полном ходу, и только потому, что у кого-то что-то случилось, менять настрой и ход этой машины мы не будем. Компания конкурентоспособна, и нынешний сезон это доказал.

- Как сегодня у «Версы» идут продажи? Какова их глубина?

- Если анализировать общие продажи, падение есть, но для нас это не критично – порядка 15-20%. Что касается глубины, за период с 16 июля снижение по сравнению с прошлым годом составило всего 10%. В информационной волне против турбизнеса – это просто великолепный показатель, причем, отражающий нашу устойчивость и доверие к нам. Люди сейчас покупают туры на Новый год, и на даты в октябре-ноябре.

- А что с вашими фингарантиями? Была информация, что вы застраховали 50 млн. у СК «Авеста».

- Верно. СК «Авеста» - один из наших проверенных партнеров. Мы работали с ними прежде. Так что для заключения нового договора потребовалось всего две встречи.

- Изменятся ли ваши программы на зимний сезон?

- Мы сейчас в процессе формирования зимних программ. Коррекций, связанных с так называемым кризисом, у нас нет, но мы корректируем спрос. Сегодня он из-за внешнеполитических и экономических условий не совсем ясен. Поэтому стараемся быть максимально аккуратными в запуске тех или иных программ. Но, по большому счету, серьезных изменений по сравнению с прошлым годом не произойдет. Как мы летали на Тенерифе, в Египет или Чехию, так и будем летать. Более того, если в прошлом году мы сидели на блоках, то теперь у нас свой самолет – тот самый, «Оренбургских авиалиний». Благодаря этому, в зимний сезон мы будем летать в Шарм, Хургаду и Табу, на Тенерифе – дважды в неделю.

- Лето – это не только высокий сезон, но и период депонирования отелей на следующий период. Как «Верса» работает в этом направлении?

- Да, бронирование идет: из-за изменения внешнеэкономической обстановки мы подходим к этому процессу более аккуратно – и к депонированию и к контрактам. Наш бизнес устроен так, что мы платим деньги отелю сегодня, а деньги с туриста за это, условно говоря, соберем лишь завтра. Поэтому в пиковые периоды мы обращаемся к кредитным линиям. Так сейчас у нас открыта кредитная линия в «Промсвязьбанке», но мы пока ею не воспользовались.

- Если отойти от текущей ситуации, что в бизнес-планах «Версы» можно рассматривать на стратегическую перспективу?

- Как показывает мировой опыт, сегодня крупный туроператор должен иметь свои крылья, номерной фонд, свои обслуживающие подразделения, чтобы отвечать за фирменное качество. Это требование времени. Один из ключевых компонентов и конкурентных преимуществ здесь – крылья. В 2008 году мы брали в лизинг автобусы. Сегодня я жалею, что мы не взяли еще и самолет. Это есть в наших планах. С одной стороны, купить самолет – не проблема, были бы деньги. Но ведь этот борт еще надо загрузить. У нас за счет многопрофильности всегда есть туристы. К тому же при наличии собственного самолета мы еще сможем оптимизировать стоимость турпакета, а значит, будем готовы предложить туристу более привлекательную цену.

- На ваш взгляд, когда все-таки ситуация на туристическом рынке успокоится?

- Все зависит от того, сколько еще компаний уйдут с рынка. Это могут быть те, кто пострадал от схемы с «Идеал-туром», или же те игроки, которые в принципе себя не хорошо чувствовали.

По моей оценке, рынок все-таки покинут считаные единицы. Что касается нормализации обстановки, то счет идет на недели. А если наши туристы поверят и поймут, что они действительно защищены, ситуация оптимизируется быстрее. Ведь, несмотря на всю эту шумиху, люди по-прежнему хотят «отгулять» отпуск и поехать на отдых...
Комментарии (1)

может хватт делать вид что все у всех в порядке? все сейчас пытаются друг друга успокоить.
хотя все понимают.
15.08.2014 в 01:11, Olga
Комментарии для сайта Cackle

Материалы по теме