Авторская колонка: «Деньги на бочку!»
Страховщики не то, чтобы в панике бегут или толпой уходят с туристического рынка, но как-то уже предпочитают его сторониться. Они и прежде не слишком охотно подписывали договоры о фингарантиях с отечественными туроператорами – очень уж велики риски. А теперь и вовсе предпочитают их не возобновлять, а новых – не заключать.
По информации руководителя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, сегодня в ведущих отечественных страховых компаниях лежат стопки договоров с туроператорами: принять к рассмотрению их вроде как не отказываются, но откладывают до «лучших времен». Только будут ли они, эти «лучшие»? После серии обвалов на туроператорском рынке вопрос выглядит отнюдь не риторическим.
Многоэтапно и трепетно вынашивавшееся «дитя» – система фингарантий – так и не «повзрослев», похоже, загибается. И вовсе не потому, что страховщики – такие уж «враги народа». Их бизнес вообще-то и без того сложный: порой приходится набирать портфели заказов, во много раз превышающие собственные возможности, реальные активы. А с этими турфирмами… Если при «падении» середнячка с 30-миллионным покрытием еще можно как-то поднапрячься и компенсировать убытки 500-800 клиентов, заявивших страховой компании свои претензии, то когда счет «обиженных путешественников» идет на десятки тысяч (как в случае с тем же «Лабиринтом») – ну, нет у них таких денег.
А еще ведь по закону «Турпомощь», вызволив зависших в аэропортах и в неоплаченных отелях туристов, потом, пройдет время и предъявит-таки счет страховой компании, бравшей на себя ответственность за безвременного почившего туроператора. Страховщику тут впору самому «на паперть», то бишь за господдержкой идти. Только вот коллапсы страховых компаний, в отличие от банковских, государством не прикрываются (клиент прогоревшего банка, как известно, получает в случае чего из казны до 700 тысяч рублей).
И финансовый, и страховой бизнес в нашей стране, как известно, регулируются Центробанком. Первый регулируется пожёстче, второй – помягче. Тот же Георгий Мохов в разговоре со мной высказал интересную мысль: крупный туроператор, ворочающий на рынке гигантские денежные «валуны», по сути, тоже финансовая структура, и ее регулятором должен стать тот же Центробанк. Только эта мера была бы способна по-настоящему дисциплинировать бьющийся сейчас в лихорадке безденежья туррынок.
Но вот один из туроператоров – стабильных середнячков – «Джет Тревел», специализирующийся на европейских направлениях, в том числе горнолыжных турах, взял и пошел еще дальше: он практически впрямую вписал свой бизнес в отечественный финансовый рынок. Для России это предложение весьма необычно: выдавать любому пожелавшему клиенту индивидуальные банковские гарантии своей туроператора надежности и добросовестности. Клиент вносит агенту оплату тура, но деньги поступают пока не оператору, а в банк. И придут они на счет туроператора, только когда турист, счастливый и не обманутый, вернется домой. Если же случится некая «подстава» (в том числе и частичное неисполнение туроператором своих обязательств), то получит он свои денежки назад – пропорционально понесенному ущербу. Не по суду, решение которого порой приходится годами и не от страховщика (обычно долго повторяющего заученную фразу: денег нет, денег нет, денег нет), а напрямую из банка – в течение 5-7 рабочих дней.
В разговоре с заместителем генерального директора компании «Джет Тревел» Максимом Приставко я заметил, что вроде как слышал уже о такой практике – система банковских депозитов давно известна и успешно работает в Европе.
– Понимаете, – заметил он в ответ, – мы, конечно, изучили подобный опыт и в Великобритании, в Германии, но в России, если применить его в чистом виде, закончилось бы дело крахом 90% операторских фирм. Все ведь привыкли залезать в деньги каждого последующего клиента, чтобы оплатить ими долги за предыдущего. А это хрупкая цепочка, порвется одно звено – вся она и рассыпается. Вот почему мы адаптировали для России этот западный опыт. У нас на временное хранение в банке будет поступать оплата только тех клиентов, которые сами этого пожелают. Стоимость услуги – всего 2,65 % от цены турпакета. Если учесть, что наш средний пакет обходится человеку около 40 тысяч рублей, то получается всего-то тысяча «сверху» – не критичная, согласитесь, «наценка».
Деньги клиента, оказавшись в банке, автоматически попадают под контроль Центробанка. Вроде бы система выгодна всем: банк получает оборотные средства, клиент уверенность, что его не «кинут», а туроператор – шанс упрочить свою пошатнувшуюся корпоративную репутацию.
Поддержит ли этот проект отечественный туррынок? Собственно, от этого и зависит будущее идеи. Пока её продвигает один лишь «Джет Тревел», погоды она не сделает. Захотят ли наши туроператоры честно позиционировать себя в качестве фигурантов финансового рынка? Поживем – увидим, и очень скоро.
По информации руководителя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, сегодня в ведущих отечественных страховых компаниях лежат стопки договоров с туроператорами: принять к рассмотрению их вроде как не отказываются, но откладывают до «лучших времен». Только будут ли они, эти «лучшие»? После серии обвалов на туроператорском рынке вопрос выглядит отнюдь не риторическим.
Многоэтапно и трепетно вынашивавшееся «дитя» – система фингарантий – так и не «повзрослев», похоже, загибается. И вовсе не потому, что страховщики – такие уж «враги народа». Их бизнес вообще-то и без того сложный: порой приходится набирать портфели заказов, во много раз превышающие собственные возможности, реальные активы. А с этими турфирмами… Если при «падении» середнячка с 30-миллионным покрытием еще можно как-то поднапрячься и компенсировать убытки 500-800 клиентов, заявивших страховой компании свои претензии, то когда счет «обиженных путешественников» идет на десятки тысяч (как в случае с тем же «Лабиринтом») – ну, нет у них таких денег.
А еще ведь по закону «Турпомощь», вызволив зависших в аэропортах и в неоплаченных отелях туристов, потом, пройдет время и предъявит-таки счет страховой компании, бравшей на себя ответственность за безвременного почившего туроператора. Страховщику тут впору самому «на паперть», то бишь за господдержкой идти. Только вот коллапсы страховых компаний, в отличие от банковских, государством не прикрываются (клиент прогоревшего банка, как известно, получает в случае чего из казны до 700 тысяч рублей).
И финансовый, и страховой бизнес в нашей стране, как известно, регулируются Центробанком. Первый регулируется пожёстче, второй – помягче. Тот же Георгий Мохов в разговоре со мной высказал интересную мысль: крупный туроператор, ворочающий на рынке гигантские денежные «валуны», по сути, тоже финансовая структура, и ее регулятором должен стать тот же Центробанк. Только эта мера была бы способна по-настоящему дисциплинировать бьющийся сейчас в лихорадке безденежья туррынок.
Но вот один из туроператоров – стабильных середнячков – «Джет Тревел», специализирующийся на европейских направлениях, в том числе горнолыжных турах, взял и пошел еще дальше: он практически впрямую вписал свой бизнес в отечественный финансовый рынок. Для России это предложение весьма необычно: выдавать любому пожелавшему клиенту индивидуальные банковские гарантии своей туроператора надежности и добросовестности. Клиент вносит агенту оплату тура, но деньги поступают пока не оператору, а в банк. И придут они на счет туроператора, только когда турист, счастливый и не обманутый, вернется домой. Если же случится некая «подстава» (в том числе и частичное неисполнение туроператором своих обязательств), то получит он свои денежки назад – пропорционально понесенному ущербу. Не по суду, решение которого порой приходится годами и не от страховщика (обычно долго повторяющего заученную фразу: денег нет, денег нет, денег нет), а напрямую из банка – в течение 5-7 рабочих дней.
В разговоре с заместителем генерального директора компании «Джет Тревел» Максимом Приставко я заметил, что вроде как слышал уже о такой практике – система банковских депозитов давно известна и успешно работает в Европе.
– Понимаете, – заметил он в ответ, – мы, конечно, изучили подобный опыт и в Великобритании, в Германии, но в России, если применить его в чистом виде, закончилось бы дело крахом 90% операторских фирм. Все ведь привыкли залезать в деньги каждого последующего клиента, чтобы оплатить ими долги за предыдущего. А это хрупкая цепочка, порвется одно звено – вся она и рассыпается. Вот почему мы адаптировали для России этот западный опыт. У нас на временное хранение в банке будет поступать оплата только тех клиентов, которые сами этого пожелают. Стоимость услуги – всего 2,65 % от цены турпакета. Если учесть, что наш средний пакет обходится человеку около 40 тысяч рублей, то получается всего-то тысяча «сверху» – не критичная, согласитесь, «наценка».
Деньги клиента, оказавшись в банке, автоматически попадают под контроль Центробанка. Вроде бы система выгодна всем: банк получает оборотные средства, клиент уверенность, что его не «кинут», а туроператор – шанс упрочить свою пошатнувшуюся корпоративную репутацию.
Поддержит ли этот проект отечественный туррынок? Собственно, от этого и зависит будущее идеи. Пока её продвигает один лишь «Джет Тревел», погоды она не сделает. Захотят ли наши туроператоры честно позиционировать себя в качестве фигурантов финансового рынка? Поживем – увидим, и очень скоро.
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle