«Горящих туров» больше нет?
По мнению ведущих туроператоров России, проблема «исчезновения горящих туров» является во многом надуманной. Бизнес отмечает, что «горящих туров» как системы работы туроператора себе в убыток нет уже несколько лет.
«Вестник АТОР» попытался разобраться с помощью экспертов из ведущих туроператорских компаний, насколько остра и актуальна на самом деле широко обсуждаемая в федеральных и региональных СМИ проблема грядущего «исчезновения» «горящих туров» в сезон 2017 года.
Анна Подгорная, генеральный директор Pegas Touristik, в своем комментарии «Вестнику АТОР» предлагает прежде всего дать определение понятие «горящему туру».
«Если мы говорим о том типе спецпредложений, которые продаются туроператорами незадолго до вылета ниже себестоимости —
«Если в „тучные годы“ значительная доля подобных предложений была на рынке нормой и системой,
Чтобы минимизировать массовое появление на рынке такого рода «горящих туров», убыточных для туроператора, — говорит
На туристическом рынке сегодня нет валидной методики оценки доли «горящих туров» в продажах туроператоров. — подчеркивает эксперт. Довольно сложно, например, вычленить из потока спецпредложений со сниженной ценой те туры, понижение цены на которые диктуется самими отелями, которые видят свою недозагрузку в определенные. Для туроператоров такие туры не могут считаться «горящими», ибо подобные динамические спецпредложения могут встречаться и в кампаниях раннего бронирования, и за три дня до вылета» и убыточными не являются.
Наконец, есть еще и «горящие туры» от турагентов — они появляются на рынке, как правило, в случаях отказа туриста от поездки — уточняет
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, говоря о выгодах туристических агентств от продажи горящих туров, замечает: «Сложившаяся на рынке в докризисные годы практика подразумевала повышенный процент комиссии от туроператоров за продажу агентствами их спецпредложений и горящих туров — это делалось для стимулирования скорейшей продажи этого типа пакетов и, в конечном счете, для увеличения оборачиваемости. Однако вопреки слухам в СМИ, уровень такой повышенной комиссии никогда, даже в лучшие годы, не доходил до 20%, не говоря уже о больших цифрах»
«В любом случае — резюмирует Анна Подгорная — „горящие туры“ как системное явление не присутствуют на российском рынке уже третий год, и в сезон 2017 года их придется „ловить“ с большим старанием, причем туристу здесь понадобится удача. Другое дело, что СМИ
Валерия Романенкова, директор департамента маркетинга, продаж и работы с агентствами туроператора ICS Travel Group, считает, что «медийная волна» по поводу «исчезновения горящих туров» имеет в своей основе анализ бизнеса туроператоров, которые строят свои полетные программы только или преимущественно на базе регулярных рейсов авиакомпаний.
«На сегодняшний день на рынке есть 2 тенденции — говорит
«Что касается нашей компании, мы сочетаем в своем продукте и чартерную перевозку, и регулярную. По регулярной все понятно — продажи на глубину, тенденция роста таких туров в общем продукте компании (за 2 года доля таких туров в общем продукте выросла в 3–4 раза в зависимости от направления). Но при этом мы также являемся заказчиками чартерных программ по ряду направлений (Кипр, Болгария и пр.). Раннее бронирование, которое мы открыли еще в ноябре—декабре 2016 года, идет достаточно бодро, заметно превышая показатели прошлого года. Естественно, мы планируем свои продажи и рассчитываем, что в сезоне Лето 2017 „подгорать“ не будем. Но прогнозировать поведение других игроков на рынке невозможно. Очень хотим, чтобы продукт стоил столько, сколько он стоит, а не продавался ниже себестоимости — именно это разрушает нашу отрасль. Мы против скидок и демпинга» — добавляет спикер ICS Group.
Не подтверждают
«До 2014 года на этом рынке превалировал индивидуальный туризм, а объемы, выкупаемые туроператорами, были вполне адекватными для того, чтобы удовлетворить спрос на выкупаемые блоки мест, и спрос этот был преимущественно из Москвы. С ростом внутреннего туризма объемы резервирования мест на рейсах и в отелях российских курортов у туроператоров значительно возросли, но одновременно такими же темпами рос и спрос на турпродукт» — говорит Оксана Булах.
«Эта доля,