«Аэрофлот»+«Трансаэро»: взгляд экспертов
Объединение двух крупнейших игроков российского авиарынка «Аэрофлота» и «Трансаэро» самое обсуждаемое событие этой недели. Эксперты поделились с порталом TRN мнением к каким последствиям это может привести и к чему стоит готовиться участникам отрасли.
Генеральный директор Biletix.ru Александр Сизинцев:
«Сокращение конкуренции всегда ведет к ухудшению условий для конечного потребителя. Это особенно актуально для рынка пассажирских авиаперевозок, так как связь между доступностью направления и количеством обслуживающих его авиакомпаний всегда очевидна. С другой стороны, возможное банкротство такого крупного игрока, как Трансаэро, повлекло бы за собой колоссальный кризис доверия на туристическом рынке, схожий с ситуацией вокруг банкротств крупнейших туроператоров летом 2014 года. Поэтому, видимо, ситуация разрешилась лучшим образом. „Аэрофлот“ обладает достаточным опытом, ресурсами и административным ресурсом для того, чтобы интегрировать в себя инфраструктуру Трансаэро.
Показательно, что тарифы компании Трансаэро были ниже, чем у Аэрофлота. Покупка Трансаэро Аэрофлотом приведет, скорее всего, к увеличению цен по направлениям, на которых присутствовал „Трансаэро“, с другой стороны, этот шаг повышает стабильность рынка пассажирских авиаперевозок, что немаловажно в нынешних экономических условиях».
Директор по работе с отелями и партнерами DaTravel.com Федор Егоров:
«Трансаэро — крупнейшая частная авиакомпания и вторая по годовому пассажирообороту. После такой покупки „Аэрофлот“ станет одной из крупнейших авиакомпаний в мире и практически монополистом в России. Отсутствие конкуренции никогда не сказывается в пользу клиентов положительно, поэтому назвать это праздником сложно».
CEO DaTravel.com Владислав Шевцов:
«Трансаэро сильно депминговала с конца 2014 года, продавая билеты ниже рынка в ущерб доходности, дабы поддержать денежный поток и глубину продаж. Аэрофлоту однозначно выгодно убрать конкурента, однако я думаю, что они ещё будут решать, каким образом это лучше сделать. Поглощение Трансаэро другим игроком идет вразрез с антимонопольным законодательством, но, видимо, решение уже принято. Не исключено, что после слияния Аэрофлот забанкротит компанию, так как долг Трансаэро очень большой.
Аэрофлот в результате слияния получит более 50% рынка внутренних перевозок и „уберет“ главного конкурента на зарубежных направлениях, поэтому рассчитывать на снижение цен не стоит».?
Независимый эксперт Сергей Бураков:
«Для Трансаэро в сложившейся ситуации это наилучший выход. О последствиях пока говорить рано, но стоимость перевозки для туроператоров однозначно повысится. Думаю, что Аэрофлот вряд ли сохранит торговую марку Трансаэро. Но этот вопрос будет решаться уже после того как выполнят обязательства перед клиентами Трансаэро и расплатятся с долгами. В целом сейчас авиаотрасль находится в глубоком кризисе, все авиакомпании в долгах, возможны банкротства».
Директор «Связной Трэвел» Алексей Дорош:
«То, что произошло с Трансаэро, на рынке ОТА началось еще в 2013 году. Тогда обанкротившаяся Eviterra демпинговала, потом стала использовать оборотные средства не по назначению, затем перестала платить поставщикам. В течение 2014 году аналогичные случаи произошли еще с рядом игроков из ОТА и с турфирмами.
Трансаэро сильно подвел резко упавший поток выездного туризма, и внутренние перелеты в принципе не могли компенсировать потери от продаж на зарубежных направлениях. А еще и демпинг внутри России — скидки на внутренние перелеты до 30% от рыночного уровня — в результате привел фактически к банкротству.
И если случай с Eviterra вылился в отмененные полеты/путешествия сотен пассажиров, в случае с Трансаэро пострадали бы десятки тысяч людей и сотни поставщиков. Такого нельзя было допустить, и „на помощь“ пришел Аэрофлот, которому теперь нужно будет исполнить обязательства Трансаэро по всем перевозкам, погашению долгов перед подрядчиками (а это не только аэропорты, но и другие поставщики) и сотрудниками.
Что это значит для пассажиров — все их полеты состоятся, и это большой плюс. Единственный возможный минус, скорее всего, „сгорят“ мили, накопленные в рамках программы лояльности.
Для рынка это означает, что Аэрофлот становится по сути единственным регулятором авиаперевозок — оппонентов ни по размеру флота, ни по охвату территорий у него нет. Это может привести к ситуации, когда рынок будет регулироваться жесткими нерыночными методами. Это повлияет на всех продавцов.
Рынок 1 сентября оценил произошедшее в 15% рост стоимости акций Трансаэро (в пике +40%) и в 5,5% падение котировок Аэрофлота».
Эксперт, пожелавший остаться неизвестным, высказал TRN мнение, что для рынка сделка «Аэрофлота» и «Трансаэро» не сулит ничего хорошего.
«Остаётся неясной ситуация с туристической перевозкой, условиями сотрудничества с туроператорами, придётся дождаться комментариев новых владельцев по этому вопросу. На массовых направлениях цены взлетят минимум на 15%, а на таких маршрутах, как Лондон, Париж, Америка рост стоимости может достигнуть 50%», — полагает эксперт.