Год после кризиса: турбизнес выносит уроки
Это лето обошлось без громких потрясений для туристического бизнеса. Волна банкротств 2014 года не прошла бесследно и внесла свои коррективы во взаимоотношения туристов, туроператоров и турагентств. Портал TRN поинтересовался у представителей отрасли, что изменилось на рынке за прошедший год и к чему стоит готовиться.
Заместитель генерального директора ГК TBS Екатерина Преснякова:
«2014 год многому научил и туроператоров, и представителей агентской среды, и туристов. Все три звена стали гораздо строже относиться к теме взаиморасчетов. Для нас, как для центра бронирования, который работает с крупнейшими туроператорами, заметно ужесточение процесса оплат по совершенным броням. С основными туроператорами мы работаем по депозитной системе, поэтому не сталкивались с аннуляциями не вовремя оплаченных броней, но случаи аннуляции туроператорами броней небольших агентств
И мы, и наши агентства стали тщательно выбирать партнеров, продукт которого стоит предлагать туристам. В прошлом году финансовые потери от краха некоторых игроков были весьма ощутимыми, и мы приняли решение работать с ограниченным пулом туроператоров (на данный момент около 120), но зато с уверенностью в их стабильности на среднесрочную перспективу.
Туристы же, приходя в агентства, много времени уделяют получению информации о туркомпаниях, изучают нюансы договора реализации продукта, чаще приобретают дополнительные страховые пакеты от невыезда. Стало заметно, что туристы отказываются от приобретения сомнительно дешевых туров и не просят сумасшедших скидок. Как говорится, «научены горьким опытом», поэтому в плане коммуникации с туристами работать стало проще.
С рынка практически исчезли те самые мифические горящие туры за 3 копейки.
Спрос, безусловно, сместился в сторону более дешевых направлений. Египет, Турция и Россия стали лидерами продаж в этом году, оттеснив Грецию и Испанию к середине первой десятки лидеров. Той же Болгарией стали интересоваться туристы, которые ранее предпочитали исключительно пляжи Старого Света. Эта же тенденция будет наблюдаться и зимой, и следующим летом. При сохранении (или незначительном увеличении) среднего чека на уровне прошлого года, туристы стали выбирать более бюджетные направления и объекты размещения. Про бум спроса на Россию в этом году не говорил разве что ленивый. Крым стал хитом продаж, поэтому уже в конце июня было проблематично найти нормальные объекты размещения на август. Пожалуй, именно Россия продемонстрировала максимальную глубину продаж в этом сезоне.
Директор «Связной Трэвел» Алексей Дорош:
Аналитики PricewaterhouseCoopers недавно сообщали, что уже 78% путешественников ищут информацию для отпуска онлайн, 32% — бронируют в интернете. Это в том числе значит, что успех турфирм все больше зависит от того, как быстро и гибко они перестраивают свой бизнес под меняющиеся потребности клиентов, могут ли они как минимум запустить сайты с хорошей технической базой и удобным интерфейсом.
Продажи туристических услуг переходят и будут все больше переходить в онлайн. За последние 1,5–2 года традиционные игроки уступили
Если же посмотреть на
Следовательно, все игроки должны обратить серьезное внимание на наличие у них удобных сайтов, адаптированных к мобильным устройствам.
Все описанные выше тренды будут актуальны в ближайшие 1–2 года. В то же время объем рынка меняется кардинально — в связи с экономическими последствиями санкций и катастрофической девальвацией рубля.
Реальные доходы населения за год снизились драматически, люди вынуждены отказываться от расходов на товары и услуги, которые не относятся к категории первой необходимости — в том числе и путешествия. Если в 1 полугодии 2015 года была очевидна закономерность — люди стали ездить в отпуск не туда, куда им хочется, а туда, где хватает денег, сейчас тренд может усилиться.
Понятно, что развивается внутренний туризм, но он не перекроет потери от сократившегося потока туристов. Простая модель — средний чек по зарубежным перелетам в 2014 году составлял 14 тысяч рублей, по внутренним — 7 тысяч. Таким образом, даже если 100% туристов, отказавшихся от зарубежных поездок, «заменит» их на внутренние путешествия, объем рынка в рублях все равно снизится.
Это, естественно, может привести к уходу с рынка ряда игроков. Многим компаниям придется кардинально сменить стратегию — демпинг и наращивание оборота больше не сработает. В наиболее стабильном положении находятся те игроки, которые заранее дифференцировали бизнес, не первый год ориентируются на прибыль, а не оборот, а также активно развивают продажи дополнительных услуг.
Директор по внешним связям «ОнлайнТур» Игорь Блинов:
«В этом году существенных изменений по переформатированию индекса популярных стран не произошло.
А вот спрос на отдых внутри страны вырос значительно и Россия в летний период уверенно входит в десятку популярных стран, занимая 7–8 место с долей 2,6–2,9%, в зависимости от месяца. В прошлом году внутренний туризм вообще не входил в
Кроме того, еще год назад в федеральном реестре туроператоров входили более 2 тысяч компаний. На сегодняшний день их немногим более 800. И это число будет сокращаться в течение 1–2 года:
Вообще же сейчас на перспективу сложно
Коммерческий директор турагентства «Магазин путешествий» Александр Преображенский:
«Прошлым летом посыпались преимущественно слабые компании. Благодаря этой ситуации многие игроки приучились к финансовой дисциплине, отказались от чартерных амбиций, сократили объёмы. Но экономическая ситуация продолжает оставаться сложной, пока у турфирм ещё есть запас прочности, но зимний сезон обещает быть непростым, в январе—феврале продажи могут сильно упасть. В общем, зима будет очень показательна».