5 трендов российского туристического рынка в начале 2025 года
В 2024 году российский рынок туристических услуг продемонстрировал ряд позитивных изменений. Сервис онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок выделил топ-5 трендов, которые будут определять дальнейшее развитие рынка в 2025 году.
Первый устойчивый тренд — расширение географии самостоятельных путешествий россиян. Так, несмотря на удаленность этих регионов и дороговизну перелетов, существенно выросла популярность бронирований размещения на Камчатке, Байкале, Сахалине и в Мурманской области. За год внутренний туристический спрос на эти направления увеличился примерно на 20%. Интересно отметить, что уже на начало 2025 года зафиксирован повышенный интерес к поездкам на Алтай: рост числа бронирований на это направление составляет 32% относительно аналогичного периода в прошлом году.
«Самостоятельные путешествия становятся все более доступными: если раньше в поездки по отдаленным уголкам страны туристы отправлялись только с помощью турагентов, то теперь онлайн-сервисы позволяют планировать отдых самостоятельно. Можно легко найти информацию о местах отдыха, выбрать подходящее жилье, изучить отзывы, сравнить варианты и забронировать его в несколько кликов — часто даже со скидками. Это снижает барьеры для путешествий, помогает экономить на поездках, чтобы исследовать всю страну», — отметила управляющий директор сервиса Островок Дарья Кочеткова.
Второй тренд связан с ростом спроса на заблаговременное планирование путешествий. В 2024 году количество бронирований в объектах размещения, совершенных за два или более месяца до заезда, выросло на 20% относительно 2023 года. Специалисты отмечают, что тренд остается актуален и в 2025: число бронирований на год, совершенных за пять месяцев и более, вырос на 10% относительно прошлого года. Туристы планируют отдых заблаговременно, чтобы подобрать более выгодные предложения.
Третий тренд — рост популярности апартаментов. В 2024 году на долю таких объектов приходилось 27% от всех бронирований по стране. Тренд сохраняется и в начале 2025 года: доля апартаментов в первой половине января превышает 31% от общего объема бронирований. Преимуществом апартаментов является возможность разместиться в них целой семьей или большой компанией: площадь апартаментов зачастую больше, чем комнаты в отелях, а также наличие кухни, которое позволяет самостоятельно организовать питание. При этом стоимость размещения в апартаментах обходится значительно дешевле, чем бронирование нескольких номеров. Кроме того, на рост популярности апартаментов оказывает влияние дефицит классифицированных объектов размещения в России: в тех случаях, когда найти гостиницу бывает затруднительно, забронировать квартиру можно практически в любом регионе.
Четвертый тренд — рост продолжительности отдыха в России. В 2024 году количество бронирований длительностью три недели и более выросло на 12% относительно предыдущего года, а на период от двух до трех недель — почти на 20%. Одной из причин, по мнению экспертов Островка, является распространение гибридного и удаленного форматов занятости. Туристы совмещают работу и отдых, используя путешествия для смены обстановки и повышения собственной продуктивности. На 2025 год тенденция продолжает укрепляться: специалисты отмечают рост спроса на отдых продолжительностью четыре недели на 10% относительно 2024 года.
Пятый тренд связан с возвращением в Россию иностранных туристов. В частности спрос на бронирование размещения по стране через Островок от зарубежных гостей в 2024 году увеличился на треть относительно 2023 года. При этом пик бронирований пришелся на лето, когда спрос вырос более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и почти втрое относительно 2022.
Наиболее популярен отдых в России у туристов из Китая, Саудовской Аравии, ОАЭ, Беларуси, Казахстана и Узбекистана. В Островке считают, что в 2025 году объемы въездного туризма продолжат расти. В числе прочего этому способствует увеличение срока действия и кратности российских электронных виз для иностранных туристов, а также расширение географии и увеличение числа рейсов в страны Ближнего Востока, в частности запуск прямого авиасообщения с Саудовской Аравией.
«Для привлечения иностранных туристов крайне важно сфокусироваться на улучшении туристического сервиса и расширении гостиничного предложения в России. Именно качественный сервис становится визитной карточкой страны, формирует первое впечатление и оставляет яркие воспоминания после поездки. Предложение должно соответствовать запросам зарубежных гостей, которые путешествуют как большими семьями, так и индивидуально. Например, важно развивать Muslim и Halal Friendly отели, а также предлагать номера с несколькими комнатами. Создание таких стандартов требует слаженной работы бизнеса и государства», — комментирует Дарья Кочеткова.