Ах, карнавал! Базель
Базельский карнавал (Basler Fasnacht) по праву можно считать одним из самых загадочных и самобытных.
Во-первых он самый короткий – идет ровно трое суток и ни минутой больше. Во-вторых, все мероприятия подчиняются древним традициям, строгому регламенту и дисциплине. Причем, касается это и зрителей, которые здесь очень четко отделены от участников. Хотя это вовсе не отменяет карнавального веселья и праздника. Сами жители города считают эти дни – самыми прекрасными в году.
В-третьих, начало Фаснахта (а безельцы назвают свой карнавал только так) не похоже ни на одно другое и для неподготовленных зрителей может показаться мистическим и даже зловещим. Но обо всем по порядку.
Начинается Фаснахт в понедельник на первой неделе Великого поста. И это уже отличает его от других карнавалов, которые перед Великим постом как раз заканчиваются. Причем, само название «fasnacht» с постом связано. Его можно перевести, как «ночь великого поста» и в средние века, как и другие карнавалы, он совпадал с масленицей и необходимостью съесть скоропортящиеся продукты, которые в пост употреблять было нельзя.
Нынешние сроки связаны с протестантскими традициями и древними методами расчета сроков наступления поста. Базельский фаснахт по праву считается единственным «протестантским карнавалом». Но по большому счету он давно (еще со времен Реформации) лишился религиозной привязки и является просто праздником, традиции которого окончательно сформировались в ХХ столетии.
Точную дату зарождения базельскоского карнавала установить невозможно, поскольку в 1356 году землетрясение уничтожило часть города и архивы. Поэтому первое упоминание относится к 1376 году.
В 1529 году было официально закреплено празднование карнавала в течение трех дней после первого воскресенья Великого поста. К 1529 году относится и старейшее сохранившееся документальное свидетельство о продаже карнавальных масок (Fasnachtsantlit) мелкими лавочниками и художниками.
Позже городской совет и духовенство не раз пытались запретить Карнавал или какие-то его элементы. Так, к в середине XVI в., например, были запрещены флейты и барабаны. Но запрет продержался недолго и до сих пор балкон главной башни базельской ратуши во время Фаснахта украшают изображения традиционных участников карнавала — барабанщика и флейтиста в костюмах XVI в.
Обычай маршировать под барабаны и флейты – одна из традиций базельского фаснахта. С появлением этого элемента воинской культуры в XV веке празднование из дикого и необузданного стало более дисциплинированным. До этого веселые пирушки часто сопровождались весьма опасными забавами и обязательными драками.
Периодически запрещалось и ношение масок (как «в высшей степени опасный обычай»), и костюмы, изображающие лица духовного звания, и сами карнавальные шествия. Но никогда эти запреты не действовали долго. Карнавал каждый раз возрождался. И с каждым разом все больше приобретал привычные для современного зрителя формы, обрастая обычаями и традициями.
До 1833 году в карнавале могла принимать участие лишь знать и довольно обеспеченные граждане. У безземельных крестьян просто не было денег на взнос за участие, который должны были платить даже дети, замыкающие шествие. А места во главе колонны (например, знаменосцев и офицеров) и подавно стоили баснословных денег.
Окончательный образ базельского карнавала, дошедший почти неизменным до наших дней, сформировался к 1910 году. Он перестал быть эксклюзивным праздником для высших слоев общества, а стал общим праздником для всех горожан.
Тогда же появились музыканты, исполняющие так называемую гугенмюзик (Guggenmusik-Gruppen) — особого рода музыку, в которой участвуют ударные и медные духовые инструменты, намеренно играющие некоторые ноты фальшиво. Так, чтобы даже известные шлягеры звучали узнаваемо, но искаженно. И здесь от музыканта требуется мастерство, чтобы соблюдать тонкий баланс.
Эти музыканты являются одними из самых ярких участников карнавала в Базеле. А жанр вполне можно назвать музыкальной клоунадой, задающей тон всему карнавалу.
Традиция, открывающих Карнавал утренних шествий моргештрайх (Morgestraich или на базельском диалекте Moorgestraich) зародилась в 1808 году, но тогда шествия начинались в 5 утра и не были традицией и вообще были полулегальными, в связи с многочисленными запретами. А вот с 1835 года начало утреннего шествия в 4 утра было закреплено официально. Это время соблюдается и по сей день, считаясь своего рода магическим моментом начала фаснахта .
Итак, открывается базельский Карнавал в 4 часа утра шествием фонарей. Огромные фонари – один из основных и обязательных элементов фаснахта. Фонари делаются вручную, расписываются остроумными надписями и сюжетами на злобу дня. В качестве такой темы, или«сюжета», может, например, выступать, нарушение прав человека, экологические проблемы, молодежные волнения, рост цен на какие-то товары, агрессивная политика США, ядерная угроза, какой-нибудь мировой скандал и т.д. В последние два года в мотивах росписи фонарей доминировала тема финансового кризиса. Также на фонарях часто фигурируют знаменитые личности, представляющие местную швейцарскую или международную политику или массовую культуру.
После первой мировой войны (во время которой карнавалы не проводились) многие известные художники стали проявлять интерес к росписи карнавальных фонарей, в результате чего родился, по сути дела, новый вид искусства. Фонари на длинных шестах появились в 1845 году, вследствие запрета факелов с открытым огнем.
Сначала внутрь фонарей вставляли свечи. Но порыв ветра легко мог задуть пламя свечи, а то и поджечь фонарь. Тогда как фонари на время праздника являются своеобразными святынями и их очень берегут. Поэтому для них используют или электричество, или газ. Это утяжелило конструкции. К тому же фонарь на шесте сильно раскачивается, поэтому сейчас чаще всего фонари везут на повозках.
Обязательное требование утреннего шествия – темнота. На улицах по пути следования кортежа запрещено включать свет в домах (или раздвигать шторы). Городское освещение в центре Базеля гасится коммунальными службами еще со времен введения электрического уличного освещения. Рекламные щиты завешиваются, а зрителям очень не рекомендуется фотографировать со вспышками. Фейерверки запрещены.
По сути колонна освещается лишь светом фонарей и потому, без преувеличения, выглядит сказочно. Каждая группа участников (клика) несет или везет один фонарь. А также на каждом участнике клики есть небольшой налобный фонарик, расписанный в стиле основного.
Ровно в 4 утра уличное освещение гаснет и по команде тамбурмажора карнавальные клики начинают движение, аккомпанируя себе на флейтах и барабанах.
Интересно, что в это время уже открыты рестораны, кафе и бары. И они не будут закрываться все 72 часа, пока идет карнавал. Здесь можно отведать традиционные карнавальные блюда: мучную похлебку Mehlsuppe (с сыром или без) или теплый луковый или сырный пирог (Zwiebelkuchen и Käsewähen). Сюда же пойдут и участники утреннего шествия – передохнуть и согреться.
Вообще ресторанное дело городе, как ни странно, очень тесно связано с карнавалом. В 1946 году, когда карнавал возобновился после Второй мировой войны, стало расти число желающих участвовать в Карнавале. Соответственно возросло число создаваемых клик. Клика (Fasnachtscliquen) – своеобразный клуб (карнавальное сообщество). Чтобы в него вступить, нужно обязательно быть потомственным жителем Базеля, уметь играть на барабане или флейте и иметь достаточно средств на реквизит.
А еще нужно иметь массу свободного времени и умелые руки, ведь каждый год требуется заново делать и фонарь, и костюмы, и маски и саму повозку по новой теме. На все это уходит несколько месяцев ежедневного труда в мастерской. А музыкантам клики требуются постоянные репетиции, ведь в репертуаре каждой не менее 35 маршей, которые они будут исполнять во время шествий.
Так вот, каждой клике требуется не один раз в течение года собраться, чтобы обсудить тематику будущего выступления, ход подготовки и отрепетировать. Местом общего сбора часто и служит один из кабачков. Поэтому город пережил настоящий бум ресторанного дела. Сегодня многие заведения могут похвастаться целыми коллекциями сувениров и фотографий с карнавалов прошлых лет.
Каждая клика и музыкальная группа, желающая участвовать в Карнавале, обязана зарегистрироваться и получить разрешение. Незарегистрированным группам и всей прочей публике принимать активное участие в празднествах, по правилам карнавала, запрещается. Вплоть до того, что зрителям запрещено раскрашивать лица и надевать полумаски. Только при наличии полноценного карнавального костюма с традиционной маской, а также специального карнавального значка, можно принимать участие в свободных шествиях по городу, которые проходят в течение всего вторника, а также все время, свободное от основных шествий.
Основные шествия (кортежи) проходят днем в понедельник и в среду. Они вполне похожи на карнавальные шествия в других городах. Правда идут не по прямой, а по двум строго установленным маршрутам (внешнему и внутреннему кольцу, около 4 км каждое) в центре Базеля. Маршруты закольцованы. Каждая клика присоединяется к шествию, которое сами базельцы называют «хождении по маршруту» (die Route laufen) в определенное время и в определенном месте, а потом уже спонтанно может остановиться на отдых в таверне, чтобы после опять присоединиться к шествию.
Участвуют в них до 18 тысяч ряженых. Это те же клики, которые везут те же фонари. Фонарь диктует единое оформление всей клики: от костюмов до элементов декора повозки. Каждый из участников наряжается в костюм с большой маской таким образом, чтобы карнавальное облачение целиком покрывало его лицо и тело: считается хорошим тоном, чтобы ряженого нельзя было узнать. Маски – отголосок строгого духа протестантизма – неподвижные и немые. Именно их неподвижность завораживает зрителей и даже немного пугает. Особенно при свете фонарей на утреннем шествии.
Для лучшего понимания сюжета, участники клики раздают зрителям специальные листовки. Правда, они на базельском диалекте и туристу вряд ли будут понятны. Так что туристам остается просто наслаждаться атмосферой всеобщего веселья под звуки неизменной гугенмюзик и маршей в исполнении барабанов и флейт.
Также зрителям не возбраняется просить угощение у специальных повозок, которыми управляют знаменитые ваггисы в больших масках крестьян с огромными красными носами. Эти неоднозначные персонажи раздают зрителям апельсины, веточки мимозы, конфеты и прочие угощения. Но если на вас нет карнавального значка, лучше обходить ваггисов стороной. Иначе вы рискуете вместо конфет получить ведро конфетти на голову. А то и апельсинами забросают. Причем, и угощение и конфетти «ваггисы» покупают на свои средства.
Так, что же за волшебные значки, дающие зрителям некоторые права?
Карнавальные значки – «медальки» (каждый год разные) выпускаются оргкомитетом Карнавала для продажи жителям и гостям города. Они бывают четырех видов: медные, серебряные, золотые и в виде ювелирного украшения из позолоченного серебра. Купить их можно во многих местах. Это не просто сувенир, но и «дело чести». Таким образом зрители как бы вносят свой вклад в карнавальные расходы. Средства от продажи делятся между участниками по заслугам.
После окончания основных дневных шествий (кортежей) в понедельник и сред и во вторник идет «свободное брожение по городу», называемое Gässle (от слова Gasse, то есть «улочка»). Люди неторопливо следуют по узким улочкам и переулкам Старого города за большими и малыми группами флейтистов и барабанщиков, исполняющими традиционные марши. Отдельно ходят и радуют зрителей зажигательными мотивами исполнители гуггенмюзик . Не обходятся «свободные шествия» и без хулиганов-ваггисов с непременными конфетти. Причем ваггисами вполне могут быть и маски-одиночки. Все это и есть неповторимая атмосфера базельского карнавала.
Во вторник вечером весь Базель принадлежит исполнителям гуггенмузик. От площади Messeplatz в Малом Базеле они маршем расходятся по трем центральным площадам города (Marktplatz, Barfüsserplatz и Claraplatz), где играют весь вечер, а потом расходятся по улицам, где играют уже до утра.
На Соборной площади (Münsterplatz) перед Базельским собором (мюнстером) проходит выставка карнавальных фонарей (Laternenausstellung), где можно во всей красе и деталях разглядеть буквально все фонари из карнавального кортежа (около 200 штук). Фонари начинают выставляться с позднего вечера понедельника и стоят до 11 утра среды. Считается, что самое удачное время для осмотра экспозиции – вечер вторника, когда фонари зажигают. Вход на выставку бесплатный.
Одновременно с выставкой фонарей проходит и выставка карнавальных повозок и реквизита (Wagen-und Requisitenausstellung). Она устраивается в районе Kasernenareal — на площади у остановки Kaserne в Малом Базеле. Правда, выставляются не все повозки. Все просто не уместятся на площади. А во второй половине дня во вторник дети могут прокатиться на небольшой повозке ваггисов и познакомиться поближе с этими веселыми персонажами.
Заканчивается праздник в 4 часа утра в четверг ритуалом «Прощания с фонариками» (Ladärne Verabschiide). Незадолго до этого времени, каждая клика собирается недалеко от того ресторанчика, где обычно проходят встречи сообщества. Люди встают вокруг своего фонаря и начинают исполнять один из традиционных маршей. А фонарь в это время потихонечку гаснет. По сигналу тамбурмажора музыканты замолкают, свет в фонаре гаснет, а участники карнавала снимают маски. Праздник окончен. Огорченное сообщество идет в свой любимый кабачок, чтобы позавтракать вместе, а потом расходятся по домам, чтобы успеть пару часов поспать. Четверг – рабочий день. И к утру четверга уже ничто в городе не напоминает о тот, что на этих улицах три дня шумел Карнавал. Остатки конфетти давно и тщательно убраны.
Позже фонари будут сожжены. И еще три воскресенья после карнавала на улицах города можно встретить клики и музыкантов гуггенмюзик (но уже без костюмов и масок), исполняющих свои марши.
Туристам, оказавшимся в Базеле в эти дни не помешает приобрести путеводители (Rädäbäng) по карнавалу, где на 140-ка страницах подробно расписаны все мероприятия. Продавать его начинают уже за две недели до праздника.
Также неплохо знать основные правила поведения на карнавале. Ведь незнание правил и особенностей местной культуры еще не повод выглядеть глупо и неприлично. Итак.
Особые правила касаются утреннего шествия с фонарями. Прийти сюда нужно примерно за час до начала. В целях собственной безопасности не стоит брать с собой ценные предметы и крупные суммы денег. Одевайтесь тепло и удобно. Фотографировать со вспышкой запрещается. Это не только нарушает загадочную атмосферу шествия, но и может ослепить участников через узкие щели в масках. Также принято выключать любые огни. В том числе и подсветку мобильных телефонов. А разговаривать по мобильному телефону или вообще громко разговаривать – моветон.
Не принято толкаться и позволять себе громкие выкрики. На выступлениях артистов нужно соблюдать тишину, подпевать и хлопать в такт можно только, если они сами покажут, что им нужна такая поддержка.
Зрители должны оставаться зрителями. Никаких раскрашенных лиц и полумасок.
Не жадничайте и обязательно приобретите карнавальный значок. В конце концов, это хороший сувенир об этом необычном событии.
Уступайте дорогу участникам. Они частенько не снимают тяжелые костюмы по 12 и более часов и их движения ограничены.
Не перебегайте дорогу перед музыкантами.
Не поднимайте с земли конфетти (особенно с целью их использовать).
И еще о терминах. Базельцы по праву считают свой карнавал самобытным и гордятся тем, что он называется не Канавал (Karneval), не ФасТнахт (Fastnacht), не фашинг (Fasching) а именно Фаснахт. А маски именуются по-немецки не Maske, а Larve.
Запомнить не сложно, а хозяевам праздника будет приятно.