Сергей Ватутин: С Египта, Турции и Таиланда интерес смещается на экзотику

Алина Хорошева, 04.03.2013 14:17
Просмотров: 19002

 О проблемах и тенденциях рынка, перспективах предстоящего летнего сезона и судьбе основных туристических направлений TRN беседует с генеральным директором сети туристических агентств «1001 Тур» Сергеем Ватутиным.  

- Сергей, на каком этапе, по-Вашему, находится российская туристическая отрасль сегодня?

- С одной стороны рынок продолжает преодолевать последствия кризиса и переживать рецессию, с ним связанную, с другой, произошло своего рода очищение рынка, когда «на поле» остались сильнейшие игроки, которые сделали определенные выводы, извлекли уроки, и сегодня действуют более взвешенно и прогнозируемо, нежели это происходило в «тучные» времена на фоне стремительно растущего рынка.

Безусловно, туроператорам сегодня приходится нелегко – высока конкуренция в борьбе за агентства, в которой основным преимуществом по-прежнему остается цена. Внутри сформированного рынка туроператоры сегодня ищут новые возможности и форматы – профилируют бизнес по направлениям, видам туризма, типу отдыха, развивают собственные розничные сети...

На турагентском рынке сегодня в первые ряды выходят компании, которые делают ставку на высокий уровень сервиса и внедрение инновационных инструментов по обслуживанию клиентов и продвижению своих услуг. Агентства перестают быть просто продавцами, а, прежде всего, выполняют роль консультантов для конечного потребителя. Это – место, где вам не только продадут тур, но и порекомендуют именно тот продукт, который нужен, исходя из ваших потребностей, подберут его из огромного количества предложений и продадут с максимальным комфортом.

«Борьба за клиента» сейчас плавно переходит в «борьбу за качество», и тут самое время говорить об изменении менталитета бизнеса. Полагаю, что года через два-три рейтинги туристической розницы будут существенным образом пересмотрены, и лидировать в них будут именно те агентства и сети, которые смогут предлагать наилучший сервис своим клиентам.

- Какие главные тенденции развития рынка и опасности для него Вы могли бы определить?

- Для сегодняшней ситуации характерна глобализация турагентского сегмента – вступление в сети небольших независимых турагентств, - и наращивание уровня сервиса, как основного конкурентного преимущества туристической компании. За этими двумя трендами, как мне кажется, – будущее туристического бизнеса в России.

Определенную опасность для рынка представляет по-прежнему неконтролируемый вход новых игроков, который остается чрезмерно упрощенным с точки зрения существующего законодательства о туризме. И если для туроперейтинга разрабатываются определенные механизмы контроля, то турагентский сегмент не защищен в этом смысле вообще. Это приводит к тому, что туристические агентства продолжают расти, как грибы после дождя, и так же быстро исчезают. Многие входят в бизнес на один сезон – в надежде по-быстрому заработать денег, и после первого же неудачного сезона вынуждены сворачивать дело. Хорошо, если при этом не страдают клиенты! Такие процессы, безусловно, подрывают доверие к туристической отрасли в целом, и с этой точки зрения, турагентский рынок нуждается в регулировании не меньше, чем рынок туроператоров.

- Продолжится ли череда банкротств в 2013-м, на Ваш взгляд?

- Очень хочется верить, что громких банкротств в ближайшее время не предвидится. Конечно, средние операторы, возможно, будут уходить с рынка, причем не всегда корректно для клиентов. Но с крупными компаниями, я думаю, никакой катастрофы в ближайшее время произойти не должно.

- Насколько эффективен механизм защиты ТО, ТА и туристов, предложенный в России? В том числе ассоциация туроператоров "Турпомощь".

- Споры, разгоревшиеся вокруг ассоциации «Турпомощь», особенно на профильных форумах, – «война» туроператоров в первую очередь. Розничных игроков дополнительные финансовые нагрузки, связанные с появлением такой структуры, не коснутся. В то же время, для туриста это – дополнительная гарантия защиты и поддержки, финансовый, в том числе, в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств. В договоре теперь будут прописаны все контактные телефоны, позвонив по которым турист получит и организационную помощь, и юридическую консультацию в случае необходимости. И турагентства такую инициативу могут только приветствовать – это залог того, что турист, будучи на отдыхе, не останется один на один с проблемами в случае, например, финансовых проблем туроператора.

- Какие прогнозы можете дать по Египту и Тунису на предстоящий сезон?

- По результатам новогодних продаж Египет в рамках нашей сети снова – зимнее направление номер один. Несмотря на большое количество негативной информации, публикуемой в последнее время в мировых новостях туризма, около четверти всего клиентского потока «1001 Тур» отправлялись на зимний отдых именно в Египет. Альтернативы по соотношению «цена-качество» ему по-прежнему нет, а власти страны предпринимают очень серьезные усилия для того, чтобы, несмотря на неспокойную политическую ситуацию в стране в целом, беспорядки никоим образом не касались курортных зон, и им это удается. Поэтому прогнозы здесь самые оптимистичные.

Тунис заметно проседал в прошлом году. Беспорядки, связанные с политической обстановкой в стране, повлияли на продажи туров по этому направлению. В этом году ситуация понемногу стабилизируется, однако, предполагаю, что спрос пока не достигнет еще прежнего уровня – на восстановление репутации направления понадобится определенное время.

- Будет ли каким-то образом перераспределяться поток в этом году? За счет каких направлений?

- По результатам мониторинга клиентского спроса мы отмечаем смещение интереса с традиционных Египта, Турции, Таиланда на экзотические направления – Куба, Доминикана, Мальдивы, Индия, особенно Гоа. В соответствии с этой тенденцией ожидаем перераспределения потоков, и сами активно расширяем ассортимент пляжных направлений. В то же время по-прежнему сильна Европа – горнолыжная, экскурсионная, – здесь спрос, скорее всего, останется, как минимум, на прежнем уровне.

- Какие направления будут самыми демпинговыми в летнем сезоне?

- Традиционно самое дешевое летнее направление – Болгария с ее недорогими отелями, продуктами, услугами. Упомянутый уже Тунис, скорее всего, в предстоящем сезоне будет снижать цены для привлечения клиентов и восстановления турпотока в прежних объемах. Многострадальная Греция в прошлом году привлекала туристов низкими ценами, и, полагаю, в этом году такая ценовая политика сохранится.

- Каким стал 2012 год для Вашей компании и чего ожидаете от наступившего периода?

- Удачным. 2012 год вообще стал знаковым для нашей сети. В прошлом году «1001 Тур» исполнилось 10 лет – возраст для турсети солидный. Начинаешь понимать, что стоять на месте уже не получится, нужно двигаться вперед, развиваться – и количественно и качественно. Именно, исходя из этого, мы и ставили задачи на прошлый год. И нам удалось их решить: увеличить на 54 % совокупную валовую выручку, на 38 % - количество клиентов, обслуженных всеми агентствами, работающими под маркой «1001 Тур», прирастить сеть вдвое по сравнению с показателями двухгодичной давности. Очень удачно завершили год новогодними продажами – прирост здесь составил 32%, так что вхождение в 2013 год стал достаточно удачным, и в будущее смотрим с оптимизмом.

В прошлом году одно очень уважаемое отраслевое издание удостоило нас звания «Лидер роста» по результатам рейтинга газеты «Коммерсант» и Ассоциации туроператоров России. Стараемся соответствовать этому высокому статусу, поэтому в наступившем году планируем работать не менее напряженно и держать взятый темп.

- На какие новые направления и варианты деятельности планируете выход?

- В последние годы ощущается определенное перераспределение каналов продаж. Все больше клиентов уходит в Интернет, увеличивается процент туристов, которые хотят бронировать индивидуальные туры. Мы готовы к таким вызовам времени – у нас есть свои билетные кассы, система бронирования отелей, аренды автомобилей, прочие услуги. Мы планируем уделять особое внимание клиентам, которые хотят и в состоянии самостоятельно бронировать туры, развиваем направление онлайн-продаж.

Наша задача состоит в том, чтобы наш постоянный клиент, который чувствует в себе силы самостоятельно организовать свое путешествие, продолжал прибегать к услугам «1001 Тур», потому что это – удобно и надежно. Именно ассортименту и качеству услуг для такой категории клиентов мы и планируем уделять особое внимание параллельно с традиционными нашими направлениями.

- Собираетесь ли расширить географию присутствия?

- Как сказал уже, нам останавливаться нельзя, поэтому, конечно, будем расти. Посматриваем на страны СНГ. В Казахстане мы уже присутствуем, приглядываемся к другому участнику Таможенного Союза – Беларуси, рассматриваем в перспективе Украину. Работа по этим направлениям требует огромной предварительной проработки – юридической, финансовой, организационной, – вот такими вопросами и собираемся заниматься в этом году.

Огромное количество заявок на вступление в сеть продолжает поступать и из разных городов России. Здесь мы продолжаем работать в соответствии с принципами эксклюзивности, и не продаем франшизу в случае, если в городе уже работает агентство под маркой «1001 Тур». В то же время, сегодня мы присутствуем только в 56-ти российских регионах из 83-х. Не все города-миллионники пока есть на карте «1001 Тур», так что потенциал сети для роста «дома» пока тоже есть.

Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle